Познавательная деятельность детей дошкольного возраста с ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 13:02, реферат

Описание

Цель работы: Проанализировать особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ЗПР.

Объектом данной работы является задержка психического развития детей дошкольного возраста.

Предмет: особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

2. Рассмотреть когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей с нормальным психическим развитием.

3. Проанализировать познавательную деятельность детей с задержкой психического развития.

4. Сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Понятие задержки психического развития

1.2. Классификации задержки психического развития

1.3. Особенности личности детей с задержкой психического развития

ГЛАВА II. КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте детей с нормальным психическим развитием

2.1.1. Восприятие, внимание и память дошкольника

2.1.2. Воображение, мышление и речь дошкольников

2.2. Познавательная деятельность детей с задержкой психического развития

2.2.1. Особенности памяти, внимания, восприятия при ЗПР

2.2.2. Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ РАБОТА 1.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

     § Классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

     У всех детей с ЗПР уровень логического мышления значительно отстает от уровня нормального дошкольника. К 6 годам дети с нормальным умственным развитием начинают рассуждать, делать самостоятельные выводы, стараются все объяснить. Дети самостоятельно овладевают двумя видами умозаключений:

     Индукция (ребенок способен делать общий вывод путем частных фактов, то есть от частного к общему).

     Дедукция (от общего к частному).

     Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления – осуществление вывода из двух посылок – еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения. По мнению Ульенковой У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».

     Клинические и нейропсихологические исследования выявили отставание в становлении речи детей с ЗПР, низкую речевую активность, недостаточность динамической организации речи. У этих детей отмечается ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточность словесной регуляции действий. Наблюдается отставание в развитии контекстной речи; существенно запаздывает развитие внутренней речи, что затрудняет формирование прогнозирования, саморегуляции в деятельности.

     У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас.

     При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла.

     Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия. Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.

     Ряд нарушений наблюдается и в процессе формирования чувства языка. У детей с ЗПР период словотворчества наступает позже и продолжается дольше, чем в норме. К концу дошкольного возраста у детей этой группы может наблюдаться «взрыв» словотворчества, однако употребление неологизмов отличается рядом особенностей. Например, для образования слов одной грамматической категории может быть использован один и тот же образовательный аффикс («мост — мостик», «гроза — грозик», «соль — солик»). 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Таким образом, изучение закономерностей аномалий развития психики является необходимой задачей не только патопсихологии, но и дефектологии и детской психиатрии, именно поиск этих закономерностей, изучение причин и механизмов формирования того или иного дефекта психического развития позволяют своевременно диагностировать нарушения и искать способы их коррекции.

     Спектр нарушений психического развития у детей достаточно широк, но значительно чаще встречается задержка психического развития.

     Задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы и в интеллектуальной недостаточности. Последняя проявляется в том, что интеллектуальные способности ребенка не соответствуют возрасту.

     Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

     Учитывая все выше сказанное, этим детям необходим особый подход.

     Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР:

     1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.

     2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

     3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.

     4. Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР //Под ред. К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982. – 344 с.

2. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— Ч. II.— М.: Наука, 1981. – 458 с.

3. Возрастные особенности психического развития детей./ Под ред. Дубровиной И.В. и Лисиной М.И. - М.: Просвещение, 1982 . – 362 с.

4. Выготский Л.С. Предыстория письменной речи // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— Ч. I.— М.: Наука, 1980. – 458 с.

5. Готовимся к школе. - М.: Педагогика,1998. – 274 с.

6. Дети с ЗПР/ Под ред. Власовой Т.А. – М.: Просвещение, 1984. С. 47.

7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии.— 1988.— № 16.

8. Задержка психического развития// Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Проспект, 2003. – 800 с.

9. Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— Ч. II. — М.: Наука, 1981. – 458 с.

10. Немов Р.С. Психология образования. - М.: Просвещение – ВЛАДОС, 1995. – 496 с.

11. Никишина В.Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с задержкой психического развития и с умственной отсталостью// Ярославский педагогический вестник. - №4. – 2002. – С. 19.

12. Обухова Л. В. Концепция Жана Пиаже: за и против. — М.: Просвещение, 1981. – 117 с.

13. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития./ Под ред. Б. П. Пузанова. – Москва.: Academia, 2001. – 480 с.

14. Поддьяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.— Ч. II — М.: Наука, 1981. – 458 с.

15. Поддубная Н.Г. Своеобразие процессов непроизвольной памяти у первоклассников с ЗПР// Дефектология. - №4. - 1980.

16. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. - Минск, 1989. – 269 с.

17. Стрекалова Г.А. Особенности наглядного мышления у дошкольников с ЗПР//Дефектология. - №1. - 1987.

18. Стрекалова Т.А. Особенности логического мышления дошкольника с ЗПР//Дефектология. - №4. - 1982.

Информация о работе Познавательная деятельность детей дошкольного возраста с ЗПР