Познавательная сфера детей с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – назвать особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи.
Задачи, стоящие при выполнении этой работы: выделить основные закономерности речевого развития у детей; указать основные виды речевых нарушений; главное – указать особенности познавательной сферы больных детей, а именно особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, интересов.

Содержание

Введение
§ 1. Основные закономерности речевого развития у ребенка.Причины речевых нарушений и их виды.
1.1. Закономерности речевого развития у детей.
1.2. Причины речевых нарушений.
1.3. Основные виды речевых нарушений
§ 2. Познавательная сфера детей с нарушениями речи.
2.1. Внимание.
2.2. Интересы.
2.3. Восприятие.
2.4. Память.
2.5. Мышление.
2.6. Речь
Заключение 10
Библиографический список 11

Работа состоит из  1 файл

Спец.псих..doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)



Оглавление

 

Введение

§ 1. Основные закономерности речевого развития у ребенка.Причины речевых нарушений и их виды.

1.1. Закономерности речевого развития у детей.             

1.2. Причины речевых нарушений.             

1.3. Основные виды речевых нарушений             

§ 2. Познавательная сфера детей с нарушениями речи.

2.1. Внимание.             

2.2. Интересы.             

2.3. Восприятие.             

2.4. Память.             

2.5. Мышление.             

2.6. Речь             

Заключение              10

Библиографический список              11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение речевой патологии и ее коррекция начались относительно недавно, а именно с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, то есть примерно с середины XIX века.

С конца прошлого века особый интерес начали вызывать детская речь, особенности ее развития и причины нарушения, формируются научные представления о некоторых клинических формах речевых расстройств. Современный этап развития логопедии связан с разработкой научных представлений о различных формах речевых нарушений, а также с созданием эффективных методик их преодоления.

Цель данной работы – назвать особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи.

Задачи, стоящие при выполнении этой работы: выделить основные закономерности речевого развития у детей; указать основные виды речевых нарушений; главное – указать особенности познавательной сферы больных детей, а именно особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, интересов.

Знать особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи необходимо для того, чтобы использовать правильные методы, приемы и средства для их обучения и воспитания, максимально скорригировать дефект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           § 1. Основные закономерности речевого развития у ребенка.

Причины речевых нарушений и их виды.

 

1.1. Закономерности речевого развития у детей.

Для нормальной речевой деятельности необходима целостность и сохранность всех структур головного мозга. Особое значение для речи имеют слуховая, зрительная и моторная системы.

Качественные характеристики речи зависят от совместной синхронной работы многих зон коры правого и левого полушарий, что возможно только при условии нормального функционирования низлежащих структур мозга. Особую роль в речевой деятельности играют речеслуховая и речедвигательная зоны, которые расположены в доминантном (левом для правшей) полушарии мозга.

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. На самом раннем этапе развития речи ребенок овладевает голосовыми реакциями в виде гуления, лепета. К первому году ребенок понимает значения многих слов и начинает произносить первые слова. После полутора лет у ребенка появляется простая фраза (из двух – трех слов), которая постепенно усложняется. К трем годам обычно сформированы основные лексико – грамматические конструкции обиходной речи. К пяти годам развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К пяти – шести годам у ребенка начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу.

К условиям формирования нормальной речи относятся сохранная ЦНС, наличие нормального слуха и зрения и достаточный уровень активного речевого общения взрослых с ребенком.

1.2. Причины речевых нарушений.

Среди причин, вызывающих нарушения речи, различают биологические и социальные. Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы), а также в первые месяцы жизни после рождения. Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями, леворукость и правшество. Социально – психологические факторы связаны с психической депривацией детей. Особое значение имеет недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми, отсутствие внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих.

1.3. Основные виды речевых нарушений.

Дислания – нарушение звукопроизношения. При дислании слух и иннервация мышц речевого аппарата остаются сохранными. Нарушение звукопроизношения при дислании связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями речевого воспитания. Механическая дислания (органическая) связана с нарушением строения артикуляционного аппарата: неправильный прикус, неправильное строение зубов, неправильное строение твердого неба, аномально большой или маленький язык, короткая уздечка языка. Функциональная дислания чаще всего связана: с неправильным речевым воспитанием ребенка в семье, педагогической запущенностью, незрелостью фонематического восприятия.

Нарушение голоса – отсутствие или расстройство голосообразования вследствие патологических изменений голосового аппарата. Выделяют: дисфонию – частичное нарушение голоса (страдает тембр, высота, сила) и афонию – полное отсутствие голоса. Органические нарушения голоса: хроническое воспаление голосового аппарата, анатомические изменения (хронический ларингит, паралич мышц гортани, опухоли). Функциональные нарушения голоса: голосовое переутомление, следствие инфекционных заболеваний и психотравм.

Ринолалия – нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата (расщелина на верхней губе, десне, твердом и мягком небе).

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной и мелодикоинтонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Степени выраженности дизартрии: анартрия – полная невозможность произнесения речевых звуков; стертая дизартрия – еле заметные нечеткости произношения.

Заикание – нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическими поражениями головного мозга. Алалия является одним из наиболее тяжелых и сложных дефектов речи.

Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга.

Дисграфия – стойкие повторяющиеся ошибки письма.

Дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках в виде замен, перестановок, пропусков букв и т.д..

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования у детей всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико – грамматической.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение произношения и восприятия фонем родного языка.

 

 

 

§ 2. Познавательная сфера детей с нарушениями речи.

2.1. Внимание.

Внимание неустойчиво, что позволяет предположить наличие невротической дезорганизации интеллекта, сочетающейся с недостаточным контролем эмоций. Недостаточная целенаправленность и концентрация внимания, больные не могут распределять внимание между разными звуковыми раздражителями. Детям с нарушениями речи трудно сохранить усидчивость, работоспособность и произвольное внимание.

2.2. Интересы.

Как и при других нарушениях, преобладает преимущественная игровая форма работы, любят рисовать (изобразительная деятельность), конструировать (составлять мозаики, картинки из кусочков).

2.3. Восприятие.

У детей недостаточно сформировано фонематическое восприятие, наблюдаются трудности формирования дифференцированного восприятия объектов.

2.4. Память.

Неустойчива речевая память. Для детей с нарушениями речи характерны меньший объем сведений и представлений об окружающем, недостаточность сенсорных, временных и пространственных представлений, снижение способности к запоминанию зрительного и слухового материала, не могут удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове.

2.5. Мышление.

Мыслительная деятельность характеризуется неустойчивостью мотивации. Ребенок не понимает обращенную к нему речь.

У детей с нарушениями речи наблюдаются пониженный уровень психических обобщений, недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно–следственные связи, низкий уровень понимания словесных конструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень понимания словесных инструкций, низкий уровень контроля за собственной деятельностью. Дефекты речи приводят к трудностям формирования операций сравнения.

Ребенок не может четко, полно и правильно излагать мысли, критически относится к своему состоянию, понимает, что не может говорить или говорит неправильно и этим отличается от остальных детей.

Недоразвитие всех компонентов речи (звукопроизношения, словаря, грамматического строя, связной речи) тормозит формирование абстрактно-логического мышления ребенка.

2.6. Речь.

У больных затруднено общение с окружающими, наблюдаются бедность словарного запаса, нарушение грамматического строя и связной речи, не сформировано звукопроизношение, неполноценное фонематическое восприятие.

Страдает вербальное и невербальное общение. У больных нарушается способность самовыражения, передачи коммуникативной информации, способность восприятия информации от других лиц. В основном у больных детей нет речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми определенного возраста. У ребенка отмечаются нарушения темпа (замедленный или убыстренный), ритма и плавности, интонирования речи.

У ребенка с дисланией может быть нарушение произношения одного или нескольких звуков, трудных по артикуляции, не отмечается нарушений речевого развития, т. е. лексико-грамматическая сторона речи формируется в соответствии с нормой.

Речь ребенка при ринолалии характеризуется невнятностью из-за гнусавости голоса и нарушения произношения звуков.

У детей с дизартрией речь неясная, нечеткая, смазанная. Отмечаются грубые нарушения динамики (выполнения отдельных движений), статистики (удержание определенной артикуляционной позы), артикуляционной моторики (язык беспокоен, движения его затруднены и неточны). Нарушено речевое дыхание. Голос тихий, приглушенный, хриплый. Лексико-грамматическая сторона речи обычно не страдает грубо, в то же время практически у всех детей с дизартрией отмечаются бедность словаря, недостаточное владение грамматическими конструкциями.

Речь заикающихся характеризуется повторениями звуков, слогов или слов, удлинением звуков, обрывом слов, вставками дополнительных звуков и слов. Речь сопровождается сопутствующими движениями: зажмуриванием глаз, раздуванием крыльев носа, кивательными движениями головой. Заикающиеся часто используют в своей речи многообразно повторяющиеся на протяжении всего высказывания слова-вставки типа: вот, это, ну и т. п.

При алалии в одних случаях ребенок совсем не понимает речь, в других случаях прислушивается к звучанию речи, понимает отдельные слова, а в более легких случаях понимает простую обращенную речь.

Недостатки речи у ребенка приводят к вторичному недоразвитию интеллекта, выявляется задержка умственного развития, обусловленная речевым недоразвитием.

Из-за недоразвития понимания ребенок сам не говорит или говорит мало и плохо. Причиной этому является нарушение акустического внимания и восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Заключение.

В работе мы раскрыли особенности познавательной сферы детей с нарушениями речи. Их знание, а также знание видов речевых нарушений и возрастных особенностей детей помогут правильно определить форму обучения и воспитания, организовать коррекционно-педагогическую работу в специальных учреждениях и в домашних условиях.

Обучение и воспитание больных детей ведется в следующих группах специальных дошкольных учреждений, определенных типовым положением о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи:

1.      группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;

2.      группы для детей с общим недоразвитием речи;

3.      группы для детей с заиканием.

В таких учреждениях приемы работы и дидактический материал подбираются в зависимости от основных задач, характера каждого определенного занятия. Коррекционные задачи подчиняются общеобразовательной программе, гармонично с ней сочетаются.

По мере обучения и воспитания дети приобретают сенсорный и речевой опыт, который закрепляется и воспитателем, и логопедом, и дефектологом, а также психологом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.      Коррекционная педагогика / под. Ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998. – 142 с.

2.      Специальная педагогика / под. Ред. Н.М. Назаровой. – М., 2002. – 396 с.

3.      Специальная психология / под. Ред. В.И. Лубовского. – М., 2005 – 464 с.

Информация о работе Познавательная сфера детей с нарушением речи