Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:17, реферат
Личность- человек, взятый в системе социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных сферах жизни. Они устойчиво закреплены в системе мировоззрений данного человека и определяют его нравственные поступки, как во вне, так и внутрь самой личности.
Во-первых, психология рассматривает человека, в качестве субъекта исторического и общественного процесса в целом, субъекта конкретной деятельности, выступающего источником познания и преобразования объективной деятельности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.
1) Духовная сущность человека, как личности………………………3-4
2) Познавательная сфера личности
1.1 Ощущение…………………………………………………………..5-6
1.2 Восприятие………………………………………………………….7-8
1.3 Воображение…………………………………………………………9
1.4 Внимание…………………………………………………………10-12
1.5 Память…………………………………………………………….13-15
1.6 Мышление и интеллект………………………………………….16-17
1.7 Речь, как средство общения…………………………………….. 18
3)Заключение……………………………………………………………19
Личность- человек, взятый в системе социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных сферах жизни. Они устойчиво закреплены в системе мировоззрений данного человека и определяют его нравственные поступки, как во вне, так и внутрь самой личности.
Во-первых, психология рассматривает человека, в качестве субъекта исторического и общественного процесса в целом, субъекта конкретной деятельности, выступающего источником познания и преобразования объективной деятельности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.
Во-вторых, психология рассматривает человека, как индивида, подразумевая, что человек является отдельным представителем человеческой общности, имеющим присущие только ему особенности психики и поведения. Каждый человек индивидуален.
В-третьих, психология рассматривает человека как личность. В личности выделяется, прежде всего, ее общественная сущность. Человек не может стать личностью вне общества. Создает человека природа, а формирует его личность.
Личность подразумевает несколько составляющих: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные аспекты. В становлении индивида как личности, важны самореализация и совершенствование собственной личности в данном обществе. Основание для взаимодействия с другими людьми, закладываются в детстве, а в дальнейшем при общении с другими людьми, по мере развития познавательных качеств, лишь совершенствуются. Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального общественного опыта.
Основными вопросами, которые ставит перед собой человек и которые он должен решить, являются такие вопросы, как: «Кто я есть?», «Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?»
Образ «Я» складывается в результате личного жизненного опыта, оказывает в свою очередь влияние на мировосприятие данного человека, окружающего мира и других людей.
Среда, в которой развивается личность человека, мобильна и находится в постоянном развитии и изменении.
Роль общества
в общении, воспитании и формировании
личности огромна. Окружающая среда
формирует развивающееся
Деятельность
человека, прежде всего, направлена на
себя лично, совершенствование
В основе психики человека лежат сенсорно- перцептивные процессы, обеспечивающие отражение и восприятие воздействий окружающей среды.
В число познавательных
процессов человека входят: внимание,
память, мышление, речь, как средство
общения, воображение, восприятие, ощущение.
Они обеспечивают человеку возможность
сохранить в сознании запечатленное, выражать
последнее и передавать другим людям.
Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов, а также внутренних состояния организма при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
Ощущения возникают как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель, соответственно имеет рефлекторную природу, т.е. возникают по механизму рефлекса. Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, - анализаторами.
Анализатор – орган, рефлекторно перестраивающийся под воздействием раздражителей, состоящий из: рецептора, афферентные, эфферентные пути, корковый отдел анализатора.
Ощущения отличаются друг от друга интенсивностью- силой воздействия на органы чувств человека, длительностью- временем продолжительности, тоном воздействия - приятным или неприятным, которое присуще данному ощущению. Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиологическому механизму рефлекторного кольца, обеспечивающего постоянную обратную связь человека с окружающим его миром.
Ощущениям присущи свойства: адаптация, контраст, пороги ощущений, сенсибилизация, последовательные образы.
Адаптация-это повышение или понижение чувствительности анализаторов, в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителей.
Контраст- это явление, когда слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.
Пороги ощущений- достижение определенной чувствительности к раздражителю, путем интенсивности. Нижний порог- это минимальная величина или сила раздражителя, способная вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Верхний порог ощущения та максимальная величина раздражителя, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. На величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека, его функциональное состояние, сила и длительность раздражения и др.
Сенсибилизация- повышение чувствительности анализаторов в связи с повышение возбудимости коры головного мозга, под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.
Последовательные
образы- выражаются в продолжении ощущений,
когда действие раздражителя уже прекратилось.
По характеру действия, раздражители на рецепторы ощущений подразделяются на 3 группы:
- экстерорецептивные
- интерорецепторные
- проприоцептивные
Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды: зрительные и тактильные.
Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов: болевые ощущения, равновесия и ускорения.
Проприоцептивные-
мышечно- двигательные ощущения, отражающие
движения нашего тела. Раздражение
рецепторов нервных окончаний в мышцах
и суставах, дает ощущение направления,
формы и быстроты движения.
Восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств, предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.
Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Будучи необходимым этапом познания, оно всегда в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием, направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску. Планомерное, специальное, организованное восприятие для разрешения какого- либо вопроса называется наблюдением.
Восприятие обладает
несколькими определенными
Классификация восприятия:
1) По основанию: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное, кинестетическое;
2) По форме: восприятие пространства, восприятие движения, восприятие времени.
Восприятие имеет
как сходство с ощущение, так и различия.
Сходство заключается в непосредственном
воздействии на органы чувств. Различия:
ощущения- отдельные свойства, восприятие-
отражение целостных свойств.
Воображение — способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте.Важнейшее назначение воображения в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и промежуточный. Не вообразив себе готовый результат труда нельзя приниматься за работу. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого–либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах.
Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти.
Существует несколько видов воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное.
В активном
воображении образы сознательно формируются
и преобразуются в соответствии с целями
сознательной творческой деятельности.
Активное воображение, как правило, продуктивное,
творческое.
В пассивном
воображении смена образов происходит
непроизвольно. В чистом виде такая форма
воображения встречается только на низких
уровнях сознания, в дремотных состояниях
и сновидениях.
Репродуктивное
воображение имеет в своей основе создание
системы образов, соответствующих описанию.
Продуктивное воображение в отличии от воссоздающего предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных материальных продуктах.
Физиологическую основу воображения составляют остаточные процессы возбуждения и торможения.
Воображение в
целом является для человека могучим
средством познания мира и его
перестройки.
Внимание- это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления, это сосредоточенность на объекте познавательной деятельности. Внимание не является самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности, оно проявляется внутри восприятия, мышления. Оно является стороной познавательных процессов, направленных на объект, оно представляет сторону психической деятельности - ее динамику.
В психологии принято выделять следующие критерии внимания: