Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 22:17, реферат
Личность- человек, взятый в системе социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных сферах жизни. Они устойчиво закреплены в системе мировоззрений данного человека и определяют его нравственные поступки, как во вне, так и внутрь самой личности.
Во-первых, психология рассматривает человека, в качестве субъекта исторического и общественного процесса в целом, субъекта конкретной деятельности, выступающего источником познания и преобразования объективной деятельности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.
1) Духовная сущность человека, как личности………………………3-4
2) Познавательная сфера личности
1.1 Ощущение…………………………………………………………..5-6
1.2 Восприятие………………………………………………………….7-8
1.3 Воображение…………………………………………………………9
1.4 Внимание…………………………………………………………10-12
1.5 Память…………………………………………………………….13-15
1.6 Мышление и интеллект………………………………………….16-17
1.7 Речь, как средство общения…………………………………….. 18
3)Заключение……………………………………………………………19
Внимание теснейшим образом связано с волевой активностью человека. В соответствии со степенью участия воли при сосредоточении внимания Н.Ф.Добрынин выделил три вида внимания:
Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без каких-либо специальных усилий. Причины, вызывающие непроизвольное внимание, кроются в первую очередь в особенностях внешних воздействий — раздражителей. К числу таких особенностей относится сила раздражителя. Сильные раздражители (яркий свет, интенсивные краски, громкие звуки, резкие запахи) легко привлекают внимание, так как, по закону силы, чем сильнее раздражитель, тем значительнее вызываемое им возбуждение.
Человек невольно обращает внимание на всякое значительное различие: по форме, величине, цвету, продолжительности действия и т.п. Маленький предмет легче выделяется среди больших; длительный звук — среди отрывистых, коротких звуков; цветной кружок — среди белых. Важный источник непроизвольного внимания — новизна предметов и явлений. Шаблонное, стереотипное, многократно повторяющееся не привлекает внимания. Новое же легко становится объектом внимания — в меру того, насколько оно может быть понято.
Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный, волевой характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Оно является обязательным условием труда, учебных занятий, работы вообще. Для эффективного выполнения любой деятельности всегда необходимы целесообразность, сосредоточенность, направленность и организованность, умение отвлекаться от того, что несущественно для получения намеченного результата. Благодаря произвольному вниманию, люди могут заниматься не только тем, что их непосредственно интересует, захватывает, волнует, но и тем, что не обладает непосредственной привлекательностью, но является необходимым. Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для сосредоточения внимания. Причиной, вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание значения объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей, тогда как при непроизвольном внимании значение объекта может и не осознаваться.
К свойствам (характерным особенностям) внимания относят его концентрацию, распределение, объем, переключение и устойчивость.
Память – это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Па
Память, как познавательный процесс, обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке.
Успешность памяти
зависит:
• от степени завершенности действий
запоминания;
• от интересов и склонностей личности;
• от отношения личности к той или иной
деятельности;
• от эмоционального настроя;
• от волевого усилия.
Индивидуальные различия в памяти могут
быть двух видов, с одной стороны, память
разных людей отличается преобладанием
той или иной модальности - зрительной,
слуховой, двигательной; с другой стороны,
память различных людей может отличаться
и по уровню своей организации.
Человек с наглядно-образным типом
памяти особенно хорошо запоминает наглядные
образы, цвет предметов, звуки, лица и т.п.
При словесно-логическом типе памяти
лучше запоминается словесный, нередко
абстрактный материал: понятия, формулы
и т.п.
При эмоциональном
типе памяти прежде всего сохраняются
и воспроизводятся пережитые человеком
чувства.
Виды памяти:
В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала:
• Двигательная
память позволяет нарабатывать практические
и трудовые навыки.
• Эмоциональная (аффективная память)
характеризуется быстротой формирования,
особой прочностью сохранения, непроизвольностью
воспроизведения информации.
• Образная память позволяет сохранять
в сознании образы однажды воспринятого
жизненно-важного объекта и его местонахождение
в пространстве. Образная память может
быть кратковременной и долговременной.
Она включает в себя зрительную, слуховую,
осязательную, вкусовую, обонятельную.
• Словесно - логическая память: на
словесные стимулы отражает как внешние
объекты и события, так и внутренние переживания.
В зависимости
от характера деятельности:
• Произвольная
память характеризуется преднамеренностью
запоминания, зависит от сосредоточения
внимания, в основе которого лежит механизм
отбора информации из общего потока; от
установки; от форм познавательной деятельности;
от прошлого опыта.
• Непроизвольная память осуществляется
непреднамеренно, попутно, на неосознанном
опыте.
В зависимости от способа запоминания:
• Механическая
память не опирается на осмысление запоминаемого
материала.
• Смысловая память основывается
на обобщениях и систематизированных
ассоциациях запоминаемого материала.
В зависимости от продолжительности хранения
материала в памяти:
• Ультракороткая - вид памяти, связанный
с удержанием информации в сенсорном регистре.
• Кратковременная память - определенная
фаза памяти, отражающая ранние этапы
фиксации информации.
• Долговременная память обуславливается
стабилизацией долговременных следов,
обеспечивающих устойчивость к разным
воздействиям и сохранение на длительное
время, возможно на всю жизнь.
• Оперативная память обеспечивает
непосредственно осуществляемые человеком
актуальные действия, операции.
Характеристики памяти
Объем - показатель
количества запоминаемого и сохраняемого
в памяти материала.
Точность - показатель идентичности
воспроизводимого и востребуемого материала.
Скорость запоминания - это показатель
времени, затраченного на запоминание
необходимой для решения задач информации.
Длительность сохранения это показатель
максимального времени, в течение которого
предъявляемый материал сохраняется без
искажений, т. е. время от предъявления
информации до осуществления цели действия.
Лабильность (подвижность) - показатель
соотношения между запоминанием и забыванием
материала.
Помехоустойчивость — устойчивость
памяти к действию внешних и внутренних
помех.
Процессы
памяти:
Запоминание - процесс памяти, направленный
на закрепление новой информации путем
связывания ее с уже приобретенным ранее
знанием. Запоминание протекает в трех
формах:
• запечатление;
• непроизвольное запоминание;
• преднамеренное запоминание (заучивание).
Сохранение - процесс памяти, в результате
которого в коре головного мозга удерживается
полученная информация. Процессом, противоположным
сохранению, выступает забывание.
Забывание - это процесс, заключающийся
в невозможности воспроизведения ранее
закрепленного в памяти материала.
Воспроизведение - процесс памяти,
в результате которого происходит актуализация
закрепленного ранее материала.
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью, процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Формы
мышления:
Человеческое мышление осуществляется
с помощью опоры на понятие. Понятием
обозначается слово, в котором отражаются
наиболее общие и существенные признаки
для групп предметов, объединенных этим
понятием.
Суждение - это единица логического
мышления, это высказывание, в котором
утверждаются или отвергаются какие-либо
связи и отношения между предметами и
явлениями окружающего мира.
Умозаключение - такая форма логического
мышления, когда из содержания нескольких
суждений выводится новое суждение.
Содержание мышления многообразно, это анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация.
Сравнение. Установление сходства и различия между предметами. Обычно легче всего устанавливаются различия (описательная операция). Анапа - мысленное выделение в объекте составляющих его сторон.
Анализ — процесс расчленения целого предмета или явления на составные части — в плане мысленных представлений или материального моделирования. У человека развилась способность выполнять анализ на уровне оперирования понятиями. Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания; он — одна из основных операций, из коих слагается реальный процесс мышления; с него начинается любое научное исследование.
Синтез - объединение
выделенных анализом экспериментов в
единое целое.
Абстрагирование - мысленное выделение
одних признаков при одновременном отвлечении
от других. При образовании понятия, человек
выделяет существенные признаки и отвлекается
от несущественных.
Обобщение - мысленное объединение
предметов и явлений по их общим и существенным
признакам (в понятие).
Классификация - распределение предметов
на основании присущих существенных признаков
по соответствующих группам и классам.
Для нее очень важно правильно выбрать
основания для классификации, то есть
признак, по которому предметы делятся
на группы и классы.
Систематизация — мысленное расположение
классов, предметов в определенном порядке,
в соответствии с существенными связями
между ними.
Конкретизация — переход от абстракции,
то есть от отвлеченных свойств, признаков
к конкретным признакам свойства.
По степени развернутости мышление бывает: дискурсивное, т.е. поэтапно развернутый процесс мышления и интуитивное- характеризуется быстротой, отсутствием четко выраженных этапов, а отсюда минимальной осознанностью.
Мышление проявляется через его способы: индукцию и дедукцию. Индукция- это способ мышления, когда умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу, а дедукция осуществляется в обратном порядке.
Продуктивное (творческое) мышление направлено на создание новых идей, усовершенствование чего-либо.
Репродуктивное мышление, наоборот использует опыт готовых знаний и умений.
При критическом мышлении происходит выявление недостатков и дефектов.
При мышлении психофизиологическим
механизмом мыслительной деятельности
выступают: деятельность функциональных
систем, психики, наличие конкретных уровней
принятия решений и проявления определенных
потенциалов в целом.
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличии от речи язык- есть средство общения друг с другом.. Словарный состав языка отражает не только специфику его географического расположения истории формирования народа, но и уровень развития данного общества.
Язык и речь являются достоянием только человека. Речь имеет свое содержание. Звуки, входящие в состав устной речи имеют сложное физическое строение: В них различают чистоту, амплитуду и форму колебания воздушных звуковых волн.
Речь - сложнейшая система условных рефлексов. В основе речи лежит деятельность второй сигнальной системы. Исследованиями установлено, что способность человека к анализу и синтезу речи связана: с левым полушарием головного мозга, со слухоречевой зоной коры больших полушарий, задней частью височной извилины, с зоной, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины (зона Брока).
Речь имеет ряд свойств:
-содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью.
-понятность
речи достигается
-выразительность
речи связана с эмоциональной
насыщенностью (она может быть
яркой, энергичной или
-воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение. Психологи выделяют 2вида речи: внешнюю и внутреннюю.
Под внешней
речью понимают непосредственное общение,
проявляющееся в словесных
Под внутренней речью понимается внутреннее отражение действительности в словах. Она фрагментальна и менее развита, чем внешняя, но может переходить во внешнюю речь.
В повседневном
общении человек использует речь, как
средство выражения не только в устной
и письменной формах, но и в формах стихов,
песен. Эти формы отражают сильные чувства
человека, например: нежность, любовь,
гнев, ненависть.