Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:34, реферат

Описание

Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают бабушки и дедушки в уходе за детьми. Прародители расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми. Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Следовательно, роль их в воспитании бесспорно важна и довольно значительна в развитии семьи. Постараемся проанализировать роль прародителей в системе семейных отношений.

Содержание

Введение.
Прародители в системе семейных отношений.
Личные отношения прародителей и их детей и внуков.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений.docx

— 33.44 Кб (Скачать документ)

Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений. 
 

Содержание 

  1. Введение.
  2. Прародители в системе семейных отношений.
  3. Личные отношения прародителей и их детей и внуков.
  4. Заключение.

Список использованных источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Объектом  большинства исследовательских  работ о семье до недавнего  времени являлись наиболее значимые диадные отношения, как правило, отношения между матерью и ребенком. Семья – это сложная система, состоящая из множества взаимовлияющих и взаимозависимых подсистем (таких как мать–отец, мать-ребенок, брат-сестра, мать-отец-брат, бабушка-внук и т.д.). Семья -  это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на семью имеет большое значение.

     В свое время К.Д.Ушинский назвал бабушек  и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих  по опыту тонкости воспитания, «природными  русскими педагогами». Как пишет  известный современный психолог А.В.Петровский, «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и  правнуки - это исключительный атрибут  человеческой семьи, животные его лишены полностью». Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей  бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова, сохраняя некоторые  физические признаки, духовные особенности  своих далеких прародителей.

     Воздействие бабушек и дедушек на младших  членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить  однозначно. Прежде всего следует  сказать о помощи, которую оказывают  бабушки и дедушки в уходе  за детьми. Прародители расширяют  социальный кругозор ребенка, который  благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми. Дедушки  и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать  родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Следовательно, роль их в воспитании бесспорно важна и довольно значительна  в развитии семьи. Постараемся проанализировать роль прародителей в системе семейных отношений.[3, c. 175 ]   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Прародители в системе семейных отношений. 

     Бабушка и дедушка (прародители) после родителей - это самые родные для ребенка  люди. Их отношения к внукам имеют  эмоциональную основу, лишены расчета  и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.

     Связь между  поколениями,  преемственность  опыта  имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками. Прародители в большей степени, чем их взрослые дети, осознают самоценность детства.

     В настоящее время все меньше семей, где бабушки и дедушки живут  под одной крышей со своими взрослыми  детьми и внуками, поэтому они  реже участвуют в воспитании внуков. Это ведет к ослаблению эмоциональных  родственных связей между поколениями  и обедняет воспитание детей.  Когда  рядом с внуками дедушки и  бабушки – дети испытывают большую  радость. Бабушки и дедушки эмоционально связаны с внуками, способны откликаться  на их просьбы, всевозможные желания, отвечать на те вопросы,  на  которые  родителям  нет  времени  ответить. Бабушки  и дедушки, как правило, более  общительны с детьми, они мудрее, нежнее, великодушнее, добрее, чем строгие  родители. Дедушка с бабушкой глубже вникают во внутреннее состояние  внуков, у них есть желание  выслушать  ребенка,  разделить  его  радости, беды, дать им добрый и разумный совет. Часто прародителям приходится выступать  в роли адвокатов ребят, «смягчая вину обстоятельств» перед родителями.

     С внуками прародители, по существу в  третий раз, но уже на ином уровне, открывают  окружающий мир: в начале жизни они  сами «входили» в него, потом «вводили» своих детей, наконец – внуков.

     С бабушек и дедушек начинается «историческое» образование внуков, так как именно прародители вольно или невольно приобщают внуков к  истории своей семьи, но через  эту призму «высвечивается» история  народа. В семье бабушки и дедушки  знакомят внуков и с другими источниками  исторических знаний.  Во многих культурах  уровень  взаимосвязи  с прародителями  достаточно  высокий.[2, c. 177]

     Исследователь Крайг показывает, что роль бабушек  и дедушек может быть особенно важна в случаях:

     · неполных семей;

     · если мать вынуждена работать.

     В белорусских  семьях  роль «третьего  поколения»  особенно велика, так  как большинство женщин работает. Во многих нуклеарных семьях бабушки  выполняют роль нянь и гувернанток. Бабушек в роли няни для внуков-дошкольников называют «приходящими бабушками». При  исполнении роли  гувернантки бабушка  сопровождает внуков-школьников в школу  и помогает им  готовить уроки.

     Во  многих  семьях  бабушки  играют  роль «держателей семьи». Такая ситуация, в частности, наблюдается в разрушенных  «эрозированных»  семьях  с  распавшимися или несостоявшимися супружескими звеньями. Под термином «держатель семьи» понимается член семьи, который в наибольшей степени ощущает и несет ответственность за перспективы семьи и будущее детей. В основном, такую роль играют «сельские бабушки по отношению к своим внукам, рожденным уже «городскими» матерями – их дочерьми или невестками. Наиболее ярко это проявляется  в случае эрозированных (по структуре) семей (являющихся неблагополучными по выполнению своих функций). Прасемья (обычно бабушка, иногда прабабушка) осуществляет уход за внуками, берет на себя ответственность за них и их будущее,  контактирует  с  внешними  организациями (оформление опеки, взаимодействие со школой, муниципальными органами и т. д.). В случае нездоровья или смерти бабушки-держателя семьи внуки оказываются в той  или иной мере под опекой государства, так как никто из членов  семьи (мать или  внебрачный  отец) не  способен взять на себя заботу о ребенке.[3, c. 89]

     Прародительские отношения характеризуются большей  привязанностью  к  внукам. Дедушки  и бабушки чаще  высказывают  одобрение, сочувствие и симпатии, оказывают  поддержку и реже наказывают внуков. Иногда эти отношения отличаются большей игривостью и раскованностью. Бабушки чаще рассказывают внукам о  своем детстве и о детстве  их родителей, что способствует формированию у детей чувства семейной идентичности и традиции.

     Большая значимость бабушек и дедушек  и их разнообразные возможности  в семье [4, c. 115]:

     · психотерапевтическая (эмоциональная) поддержка матери во время беременности;

     · помощь советом в случае конфликтов в семье;

     · игры с внуками;

     · регуляция отношений между внуками (поддержка первенца при рождении второго ребенка);

     · подготовка к школе внука;

     · помощь школьнику и т. д.

     Большинству людей роль прародителей приносит глубокое удовлетворение. Они занимаются воспитанием нового поколения, не имея обязанностей родителей и не вступая в напряженные  отношения и  конфликты,  возникающие между  родителями и детьми. Многие бабушки и дедушки проводят с внуками большую часть дня, особенно если оба родителя работают.

     В. Бенгстон считает,  что существуют четыре важные роли, которые бабушки и дедушки выполняют в жизни.

     Роли, которые выполняют бабушки и дедушк(по В.Бенгстону)

     1. Присутствие. Иногда бабушки и  дедушки описывают свою самую важную роль как простое присутствие.

     2. Семейная национальная гвардия.  Некоторые бабушки и дедушки  утверждают, что их главная функция  – быть рядом с внука в критической ситуации. Их роль выходит за рамки простого присутствия, и они переходят к активной заботе о внуках.

     3. Арбитры. Некоторые бабушки и  дедушки видят свою роль в  том, чтобы обсуждать и согласовывать семейные ценности, поддерживать нерушимость семьи и сохранять связь между поколениями в семье.

     4. Сохранение семейной истории.  В широком смысле бабушки и  дедушки способны создавать ощущение  преемственности и единства семьи, передавая внукам семейное наследие и традиции.

     Каждая  из названных ролей может быть реальной или символической. Взаимоотношения  поколений можно рассматривать  в различных аспектах: как исторически и культурно изменчивое явление; как психологическое наследие; как личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков.

       Чувства по отношению к предкам  варьируют: гордость за выдающихся предков без какой-либо надежды на то, чтобы превзойти их достижения; идеализация (романтическая или парадоксальная, ориентирующаяся на одну, своеобразно выхваченную, черту – «бодрая старушка»); соперничество. [5, c. 112]

       В целом к прародителям относятся с благоговением или ужасом, тогда как родители вызывают восхищение или страх. 

     Личные  отношения прародителей и их детей и внуков. 

       Воздействие бабушек и дедушек  на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качеств этих взаимоотношений.

     Одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей. Приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки)  сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихся ролей (у женщин – роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые часто противоречат друг другу. Освоение прародительского  статуса  требует  выработки новой  внутренней личностной позиции.

     Оптимальная  готовность бабушек и дедушек состоит в осознании собственной  особой роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи – бытовой, материальной бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью.

     Незрелость, неготовность прародителей выражается в том, что они вообще отказываются  от новой позиции,  защищаются против нее («ребенок ваш», «нам тоже никто не помогал») либо, напротив, «с восторгом и усердием» захватывают, узурпируют родительскую любовь, лишая ее молодых родителей.

     А.С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей:

     1) «бабушка-жертва»;

     2) «бабушка-соперница».

     «Бабушка-жертва»  воспринимает роль бабушки как центральную  для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и  воспитательных  забот,  отказавшись  от профессиональной деятельности, до минимума ограничив дружеские контакты и досуг. Характерная позиция внуков по отношению к такой бабушке – любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.

       «Бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция  ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают  конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя  за это, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.[5, c. 113]

     Роль  бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста (по П. Робертсон). Это деятельность по воспитанию нового поколения, но свободная от многих обязанностей и напряженных конфликтов, характерных для детско-родительских отношений.

     Типы  бабушек (по П. Робертсон)

Информация о работе Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений