Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:34, реферат
Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают бабушки и дедушки в уходе за детьми. Прародители расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми. Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Следовательно, роль их в воспитании бесспорно важна и довольно значительна в развитии семьи. Постараемся проанализировать роль прародителей в системе семейных отношений.
Введение.
Прародители в системе семейных отношений.
Личные отношения прародителей и их детей и внуков.
Заключение.
Список использованных источников.
Прародители
(бабушки и дедушки)
в системе семейных
отношений.
Содержание
Список использованных
источников.
Введение
Объектом большинства исследовательских работ о семье до недавнего времени являлись наиболее значимые диадные отношения, как правило, отношения между матерью и ребенком. Семья – это сложная система, состоящая из множества взаимовлияющих и взаимозависимых подсистем (таких как мать–отец, мать-ребенок, брат-сестра, мать-отец-брат, бабушка-внук и т.д.). Семья - это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на семью имеет большое значение.
В свое время К.Д.Ушинский назвал бабушек и дедушек, вообще пожилых людей, инстинктивно понимающих и знающих по опыту тонкости воспитания, «природными русскими педагогами». Как пишет известный современный психолог А.В.Петровский, «бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, внуки и правнуки - это исключительный атрибут человеческой семьи, животные его лишены полностью». Видимо, это и делает человеческую семью по сути своей бессмертной: она возрождается во внуках снова и снова, сохраняя некоторые физические признаки, духовные особенности своих далеких прародителей.
Воздействие
бабушек и дедушек на младших
членов семьи, их вклад в воспитательный
потенциал семьи трудно оценить
однозначно. Прежде всего следует
сказать о помощи, которую оказывают
бабушки и дедушки в уходе
за детьми. Прародители расширяют
социальный кругозор ребенка, который
благодаря им выходит из тесных семейных
рамок и приобретает
Прародители
в системе семейных
отношений.
Бабушка и дедушка (прародители) после родителей - это самые родные для ребенка люди. Их отношения к внукам имеют эмоциональную основу, лишены расчета и рассудочного начала, подлинно бескорыстные.
Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками. Прародители в большей степени, чем их взрослые дети, осознают самоценность детства.
В настоящее время все меньше семей, где бабушки и дедушки живут под одной крышей со своими взрослыми детьми и внуками, поэтому они реже участвуют в воспитании внуков. Это ведет к ослаблению эмоциональных родственных связей между поколениями и обедняет воспитание детей. Когда рядом с внуками дедушки и бабушки – дети испытывают большую радость. Бабушки и дедушки эмоционально связаны с внуками, способны откликаться на их просьбы, всевозможные желания, отвечать на те вопросы, на которые родителям нет времени ответить. Бабушки и дедушки, как правило, более общительны с детьми, они мудрее, нежнее, великодушнее, добрее, чем строгие родители. Дедушка с бабушкой глубже вникают во внутреннее состояние внуков, у них есть желание выслушать ребенка, разделить его радости, беды, дать им добрый и разумный совет. Часто прародителям приходится выступать в роли адвокатов ребят, «смягчая вину обстоятельств» перед родителями.
С внуками прародители, по существу в третий раз, но уже на ином уровне, открывают окружающий мир: в начале жизни они сами «входили» в него, потом «вводили» своих детей, наконец – внуков.
С бабушек и дедушек начинается «историческое» образование внуков, так как именно прародители вольно или невольно приобщают внуков к истории своей семьи, но через эту призму «высвечивается» история народа. В семье бабушки и дедушки знакомят внуков и с другими источниками исторических знаний. Во многих культурах уровень взаимосвязи с прародителями достаточно высокий.[2, c. 177]
Исследователь Крайг показывает, что роль бабушек и дедушек может быть особенно важна в случаях:
· неполных семей;
· если мать вынуждена работать.
В белорусских семьях роль «третьего поколения» особенно велика, так как большинство женщин работает. Во многих нуклеарных семьях бабушки выполняют роль нянь и гувернанток. Бабушек в роли няни для внуков-дошкольников называют «приходящими бабушками». При исполнении роли гувернантки бабушка сопровождает внуков-школьников в школу и помогает им готовить уроки.
Во
многих семьях бабушки играют
роль «держателей семьи». Такая ситуация,
в частности, наблюдается в разрушенных
«эрозированных» семьях с распавшимися
или несостоявшимися
Прародительские
отношения характеризуются
Большая значимость бабушек и дедушек и их разнообразные возможности в семье [4, c. 115]:
· психотерапевтическая (эмоциональная) поддержка матери во время беременности;
· помощь советом в случае конфликтов в семье;
· игры с внуками;
·
регуляция отношений между
· подготовка к школе внука;
· помощь школьнику и т. д.
Большинству людей роль прародителей приносит глубокое удовлетворение. Они занимаются воспитанием нового поколения, не имея обязанностей родителей и не вступая в напряженные отношения и конфликты, возникающие между родителями и детьми. Многие бабушки и дедушки проводят с внуками большую часть дня, особенно если оба родителя работают.
В. Бенгстон считает, что существуют четыре важные роли, которые бабушки и дедушки выполняют в жизни.
Роли, которые выполняют бабушки и дедушк(по В.Бенгстону)
1. Присутствие. Иногда бабушки и дедушки описывают свою самую важную роль как простое присутствие.
2.
Семейная национальная гвардия.
3. Арбитры. Некоторые бабушки и дедушки видят свою роль в том, чтобы обсуждать и согласовывать семейные ценности, поддерживать нерушимость семьи и сохранять связь между поколениями в семье.
4.
Сохранение семейной истории.
В широком смысле бабушки и
дедушки способны создавать
Каждая из названных ролей может быть реальной или символической. Взаимоотношения поколений можно рассматривать в различных аспектах: как исторически и культурно изменчивое явление; как психологическое наследие; как личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков.
Чувства по отношению к
В целом к прародителям
Личные
отношения прародителей
и их детей и внуков.
Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качеств этих взаимоотношений.
Одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей. Приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихся ролей (у женщин – роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые часто противоречат друг другу. Освоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции.
Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит в осознании собственной особой роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи – бытовой, материальной бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью.
Незрелость, неготовность прародителей выражается в том, что они вообще отказываются от новой позиции, защищаются против нее («ребенок ваш», «нам тоже никто не помогал») либо, напротив, «с восторгом и усердием» захватывают, узурпируют родительскую любовь, лишая ее молодых родителей.
А.С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей:
1) «бабушка-жертва»;
2) «бабушка-соперница».
«Бабушка-жертва» воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, до минимума ограничив дружеские контакты и досуг. Характерная позиция внуков по отношению к такой бабушке – любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.
«Бабушка-соперница», на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной «матерью» внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.[5, c. 113]
Роль
бабушек и дедушек в
Типы бабушек (по П. Робертсон)
Информация о работе Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений