Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:34, реферат

Описание

Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают бабушки и дедушки в уходе за детьми. Прародители расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми. Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Следовательно, роль их в воспитании бесспорно важна и довольно значительна в развитии семьи. Постараемся проанализировать роль прародителей в системе семейных отношений.

Содержание

Введение.
Прародители в системе семейных отношений.
Личные отношения прародителей и их детей и внуков.
Заключение.
Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений.docx

— 33.44 Кб (Скачать документ)

     1. Гармоничные – сочетают высокие  идеальные представления о роли  бабушки и реальную сильную  вовлеченность в жизнь внуков.

     2. Далекие – имеют  заниженные  социальные и  личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков.

     3. Символические – имеют высокий  социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками.

     4. Индивидуальные –  акцентированы   личностные  аспекты поведения.[5, c.115] 

     Классификация прародителей по критерию выполняемой  ими внутрисемейной роли (по О.В.Красновой):

     1. Формальные –  строят  отношения   в  соответствии  с  социальными  предписаниями о роли старшего поколения в семье.

     2. Суррогатные родители – берут  на себя ответственность и заботу о внука.

     3. Источник семейной мудрости –  осуществляют связь с семейными  корнями.

     4. Затейники – организуют отдых  и досуг внуков.

     5. Отстраненные – редко включены  в реальную жизнедеятельность  семьи детей и внуков.

     Типы бабушек (по О.В.Красновой). Выделяют три основных типа бабушек:

     1) «формальная», или «обычная»;

     2) «активная», или «увлечена»;

     3) «далекая», или «отстраненная», «символическая».

     «Обычные  бабушки» принимают участие в  уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т. д.) и/или материальное обеспечение семьи. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают им мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это «просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что они маленькие». В качестве наказаний «в  случае плохого поведения», непослушания предпочитают не общаться  с ними или поругать их.

     «Активные», «увлеченные бабушки» имеют высокую  степень вовлеченности  в досуг и проблемы их внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует с их стороны больших усилий, моральных и физических. «Увлеченные» бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявление доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение.

     «Далекие», «отстраненные бабушки»  затрачивают  на внуков очень мало времени. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье – воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в год, ограничивается телефонными разговорами с внуком.

     Этапы прародительства (по Е.Г.Силяевой):

     Выделяют  этапы прародительства женщин на разных стадиях цикла.  Этапы прародительства зависят от возраста внуков, социального статуса женщин и состояния их здоровья.

       I этап – «молодая бабушка»  – начинается для женщины в возрасте 47 – 51 года. В основном занимается обслуживанием семьи и внуков, т. е. кормлением, прогулками и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность, помогает материально. Оптимально соотношение возраста бабушки (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) для максимального развертывания «бабушкиной» деятельности.

     II этап – «старая бабушка» –  наступает после того, как внук достигает 10-11 лет. Бабушке обычно 58 – 62 года. Если она имеет несколько внуков, то часто остается в группе «молодых» до тех пор, пока младшему не исполнится  10-11  лет. Появляется новый  вид общения с внуками, более равноправный. Она больше, чем молодая бабушка,   заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит свою основную роль в семье.

       III  этап – «пожилая женщина», «старая женщина» – начинается после достижения внуками 18-летнего возраста, когда у взрослых детей и внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами теперь нуждаются в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит «переворот» ролей – меняется баланс независимости и автономии членов семьи. [5, c.118]

     Таким образом, вклад старшего поколения  в семейную жизнь и спектр ролей зависят не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и  видов  родственных  связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.

       Ш.А. Амонашвили утверждает, что у бабушек и дедушек свои особые, специфические, непохожие на другие отношения к своим внукам и внучатам. Бабушка и дедушка не могут не быть уступчивыми по отношению к своим внукам и внучкам по следующим причинам (по Ш.А. Амонашвили).

     1. Они умудрены жизненным опытом, опытом воспитания своих детей, который сделал их более чуткими, нежными, мягкими, понимающими.  На суету молодых они смотрят с высоты своих лет, опыта и мудрости.

     2. Любовь к внуку и внучке  отличается от любви к сыну и дочке, что в ней – в этой любви к внуку – смешиваются родительская любовь и жалость к ребенку из-за его беспомощности и беззащитности. Об  этом  гласит народная мудрость: «Сын проходит через сердце, а внук – через сердцевину». Любовь, зарожденная в сердцевине, и есть то особое, трепетное чувство, которым полны дедушка и бабушка по отношению к внуку. [1, c. 104]

     Советы  бабушкам и дедушкам по воспитанию внуков и внучек

     (по  Ш.А.Амонашвили)

     1. Свою любовь и преданность  к детям не превращайте на  делев услужливость и рабское  повиновение.

     2. Не берите на себя детские  заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.

     3. Не балуйте их бессмысленным  множеством подарков и доставлением  удовольствий.

     4. Не проявляйте по отношению  к ним мелочной опеки.

     5. Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о своей  работе.

     6. Раскройте им свою душу, доверьте  им свои сомнения, горести, переживания.

     7. Секретничайте с ними, играйте  и гуляйте вместе с ними.

     8. Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.

     9. Давайте им трудиться рядом  с вами.

     10.  Говорите с ними как со взрослыми.

     11.  Не напоминайте им, что они  еще маленькие.

     12.  Старайтесь вовлекать их в  дела, в которых они почувствуют  себя взрослыми.

     13.  Заботьтесь о том, чтобы у  них создавалось яркое представление  о вас как о новом человеке.

     14.  Не  забывайте, что  ваш образ  должен  воспитывать их и после того, как вас уже не будет в живых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Анализ  подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений  разных поколений в семье показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь  между поколениями, преемственность  опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками.

     Старшее поколение – это хранители  традиций. И хотя не всегда бабушки  и дедушки понимают, что многое изменилось со времен их молодости, они  порой могут дать очень ценный совет. Они занимаются воспитанием нового поколения, не имея обязанностей родителей и не вступая в напряженные  отношения и  конфликты,  возникающие между  родителями и детьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников: 

     1. Амонашвили, Ш.А. Как живете, дети? / Ш.А. Амонашвили – М.: Просвещение, 1986. – 176 c.

     2. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие / Т.В. Андреева – СПб.: Речь, 2004. – 233 c.

     3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова – М.: Академия, 2000. – 232 с.

     4. Панкова, Л.М. Воспитание внуков / Л.М. Панкова – СПб.: Питер, 1998. – 288 c.

     5. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений / Е.Г.Силяева. – М.: Академия, 2002. – 192 с. 

Информация о работе Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений