Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:34, реферат
Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают бабушки и дедушки в уходе за детьми. Прародители расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми. Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Следовательно, роль их в воспитании бесспорно важна и довольно значительна в развитии семьи. Постараемся проанализировать роль прародителей в системе семейных отношений.
Введение.
Прародители в системе семейных отношений.
Личные отношения прародителей и их детей и внуков.
Заключение.
Список использованных источников.
1.
Гармоничные – сочетают
2. Далекие – имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков.
3. Символические – имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками.
4.
Индивидуальные –
Классификация прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли (по О.В.Красновой):
1. Формальные – строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли старшего поколения в семье.
2. Суррогатные родители – берут на себя ответственность и заботу о внука.
3.
Источник семейной мудрости –
осуществляют связь с
4. Затейники – организуют отдых и досуг внуков.
5. Отстраненные – редко включены в реальную жизнедеятельность семьи детей и внуков.
Типы бабушек (по О.В.Красновой). Выделяют три основных типа бабушек:
1) «формальная», или «обычная»;
2) «активная», или «увлечена»;
3) «далекая», или «отстраненная», «символическая».
«Обычные бабушки» принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т. д.) и/или материальное обеспечение семьи. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают им мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это «просто так» или «за хорошее поведение», «за то, что они маленькие». В качестве наказаний «в случае плохого поведения», непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать их.
«Активные», «увлеченные бабушки» имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы их внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует с их стороны больших усилий, моральных и физических. «Увлеченные» бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявление доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение.
«Далекие», «отстраненные бабушки» затрачивают на внуков очень мало времени. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье – воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в год, ограничивается телефонными разговорами с внуком.
Этапы прародительства (по Е.Г.Силяевой):
Выделяют этапы прародительства женщин на разных стадиях цикла. Этапы прародительства зависят от возраста внуков, социального статуса женщин и состояния их здоровья.
I этап – «молодая бабушка» – начинается для женщины в возрасте 47 – 51 года. В основном занимается обслуживанием семьи и внуков, т. е. кормлением, прогулками и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность, помогает материально. Оптимально соотношение возраста бабушки (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) для максимального развертывания «бабушкиной» деятельности.
II этап – «старая бабушка» – наступает после того, как внук достигает 10-11 лет. Бабушке обычно 58 – 62 года. Если она имеет несколько внуков, то часто остается в группе «молодых» до тех пор, пока младшему не исполнится 10-11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный. Она больше, чем молодая бабушка, заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит свою основную роль в семье.
III этап – «пожилая женщина», «старая женщина» – начинается после достижения внуками 18-летнего возраста, когда у взрослых детей и внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами теперь нуждаются в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит «переворот» ролей – меняется баланс независимости и автономии членов семьи. [5, c.118]
Таким образом, вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависят не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.
Ш.А. Амонашвили утверждает, что у бабушек и дедушек свои особые, специфические, непохожие на другие отношения к своим внукам и внучатам. Бабушка и дедушка не могут не быть уступчивыми по отношению к своим внукам и внучкам по следующим причинам (по Ш.А. Амонашвили).
1. Они умудрены жизненным опытом, опытом воспитания своих детей, который сделал их более чуткими, нежными, мягкими, понимающими. На суету молодых они смотрят с высоты своих лет, опыта и мудрости.
2. Любовь к внуку и внучке отличается от любви к сыну и дочке, что в ней – в этой любви к внуку – смешиваются родительская любовь и жалость к ребенку из-за его беспомощности и беззащитности. Об этом гласит народная мудрость: «Сын проходит через сердце, а внук – через сердцевину». Любовь, зарожденная в сердцевине, и есть то особое, трепетное чувство, которым полны дедушка и бабушка по отношению к внуку. [1, c. 104]
Советы бабушкам и дедушкам по воспитанию внуков и внучек
(по Ш.А.Амонашвили)
1. Свою любовь и преданность к детям не превращайте на делев услужливость и рабское повиновение.
2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.
3.
Не балуйте их бессмысленным
множеством подарков и
4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
5. Рассказывайте им чаще о себе, о своем детстве, о своей работе.
6. Раскройте им свою душу, доверьте им свои сомнения, горести, переживания.
7. Секретничайте с ними, играйте и гуляйте вместе с ними.
8.
Показывайте им примеры
9. Давайте им трудиться рядом с вами.
10.
Говорите с ними как со
11. Не напоминайте им, что они еще маленькие.
12. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
13.
Заботьтесь о том, чтобы у
них создавалось яркое
14.
Не забывайте, что ваш образ
должен воспитывать их и после
того, как вас уже не будет в живых.
Заключение
Анализ
подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений
разных поколений в семье показывает,
что она скорее поставлена, сформулирована,
чем исследована и решена. Связь
между поколениями, преемственность
опыта имеют важнейшее
Старшее
поколение – это хранители
традиций. И хотя не всегда бабушки
и дедушки понимают, что многое
изменилось со времен их молодости, они
порой могут дать очень ценный
совет. Они занимаются воспитанием нового
поколения, не имея обязанностей родителей
и не вступая в напряженные отношения
и конфликты, возникающие между
родителями и детьми.
Список
использованных источников:
1. Амонашвили, Ш.А. Как живете, дети? / Ш.А. Амонашвили – М.: Просвещение, 1986. – 176 c.
2. Андреева, Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие / Т.В. Андреева – СПб.: Речь, 2004. – 233 c.
3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова – М.: Академия, 2000. – 232 с.
4. Панкова, Л.М. Воспитание внуков / Л.М. Панкова – СПб.: Питер, 1998. – 288 c.
5.
Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений
с основами семейного консультирования:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений
/ Е.Г.Силяева. – М.: Академия, 2002. – 192 с.
Информация о работе Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений