Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:56, реферат
Оптимально организованное педагогическое общение позволяет эффективно влиять на социально-психологический климат коллектива, предупреждать межличностные конфликты.
Введение
В
настоящее время на страницах
психолого-педагогической литературы
большое внимание уделяется проблеме
взаимодействия в профессионально-
Педагоги - теоретики и практики - рассматривают взаимодействие как условие развития творческих способностей, повышения профессионализма, как механизм связи семьи и школы, как фактор личностного саморазвития учащихся и т.п. Это далеко не полное перечисление показывает разнообразие подходов к взаимодействию учителя и ученика в образовательном пространстве.
Теоретическая
и практическая значимость исследования
проблем педагогического
Оптимально организованное педагогическое общение позволяет эффективно влиять на социально-психологический климат коллектива, предупреждать межличностные конфликты.
Современная
ситуация требует пересмотра традиционного
представления о позициях педагога
и воспитанника в учебном процессе,
стиля взаимоотношений, взаимодействий,
особенностей общения между учителем
и учеником, подчеркивает мысль о
том, что оптимизация педагогического
общения происходит через осознание содержания
образования, умелое использование в индивидуальной
педагогической деятельности всех факторов,
способных улучшить взаимоотношение,
взаимодействие учителя и ученика.
Педагогическая деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры [4, 6]. Ученые-педагоги рассматривают педагогическую деятельность как особый вид социальной, общественно-значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности, проводимой в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних специальных, высших, внешкольных).
Как и каждая деятельность, педагогическая включает в себя следующие компоненты: цель (направленная на изменение собственной личности и ее деятельности, сознания и поведения детей), содержание (учебно-воспитательный процесс, направленный на социализацию каждого ребенка, включение его в общественные, межличностные отношения, овладение общественным опытом), средства (труд, общение, игра, учение), действия, объект (ребенок) и субъект (педагоги, учащиеся, родители), результат. Рассматривая структуру педагогической деятельности, можно отметить следующее:
1.Основное содержание составляет взаимоотношение с людьми;
2.Объектом и субъектом деятельности является ребенок;
3.Постоянное общение с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, свои убеждения.
«Современная педагогика
«Объект дидактической теории образования в настоящий момент определился как специально организованное взаимодействие личности с культурой, протекающее в рамках системы образования, а предмет — как система мер, организующих и упорядочивающих это взаимодействие».
«Воспитание
есть тот аспект взаимодействия людей,
спецификой которого является постановка
особых— воспитательных— задач,
а итогом— изменение
Итак,
именно взаимодействие (как основа
педагогического контакта) широко используется
учеными в определении ведущих
педагогических понятий. Это продиктовано
различными причинами, в том числе
и вхождением в психолого-педагогическую
практику нового, гуманистического подхода
в воспитании и обучении, во многом изменившего
взгляды на положение ребенка в системе
образования.
Стадии общения.
С психологической точки зрения, развитое педагогическое общение, -как авторитарного, так и партнерского стилей, -может, при идеальном воплощении, включать пять основных стадий: подготовка, вступление в контакт, развитие контакта, выход из контакта и оценка.
Содержанием подготовительной стадии может выступить продумывание учителем предстоящего общения с учеником, планирование разных вариантов вступления в контакт с учеником, разных направлений развития контакта и разных способов выхода из него.
Так,
при разработке разных вариантов
вступления в контакт могут
Так, продумывая очередной урок с учеником на этапе разучивания пьесы (когда на прошлом уроке было задано выучить ее наизусть) учитель может наметить, что и как он скажет ученику в зависимости от степени выполнения задания ( все или не все удалось выучить наизусть) и от качества его выполнения (хорошо или плохо было выучено). При этом он может припомнить и учесть, как тот или иной уровень готовности к занятиям проявляется у данного конкретного ученика во внешнем поведении (в выражении лица, движениях, особенностях звучания голоса, характере речи).
Можно также продумать, как работать на уроке над пьесой в зависимости от степени ее выученности, о чем спрашивать ученика и что ему говорить, как завершить урок, чтобы домашние занятия были более эффективными.
Вторая стадия общения, - вступление в непосредственный контакт с учеником, в прямое общение с ним, - чрезвычайно важна для успеха урока. Чтобы в дальнейшем управлять общением в целях решения педагогических задач, учителю необходимо с самого начала проявить инициативу в общении. Эта инициатива будет тем более успешна, чем более быстро и более конкретно может учитель истолковывать проявления эмоциональных, волевых и интеллектуальных состояний ученика, а также правильно на основе этих проявлений понять намерения и предстоящие действия ученика.
Педагоги, умело владеющие партнерским стилем общения, оперативно организуют начальный контакт с учеником, быстро переходя к деловому общению, подчеркивая совместный характер работы над пьесой, преодолевая возможные негативные установки, сложившиеся к успехам данного ученика по прошлым занятиям, активно включая в общение разнообразные неречевые средства (мимику, пантомимику, контакт глаз и др.), стараясь сразу достичь взаимопонимания.
Определенных усилий требует от педагога и дальнейшее развитие контакта на уроке. Решающее значение здесь имеет способность педагога к неослабному вниманию за действиями ученика и за его состоянием с тем, чтобы вовремя изменить свое поведение в целях сохранения взаимопонимания и вовремя поддержать ученика психологически, вселить в него уверенность.
Известно, что опытные учителя стараются увидеть в действиях учеников как можно больше хорошего, подчеркнуть эти моменты. Так, известный педагог-скрипач утверждал: «Я считаю, что учебный процесс должен бытьпрежде всего сориентирован на сильные стороны учеников, на развитие и укрепление тех свойств и качеств, которые составляют их наиболее привлекательнее черты» (Б.Л.Гутников. Об искусстве скрипичной игры. Л.,1988, с.42).
Неправильные же действия учеников корректируются конструктивно, без яркой отрицательно эмоциональной нагрузки, поскольку и в ошибках учеников сказывается работа педагога.
Управление
общением на уроке, оценка ученика во
многом (особенно при малом опыте
педагога) определяются установкой преподавателя
в отношении этого ученика. Так,
если педагог считает ученика способным
и перспективным, то он прощает ученику
больше мелких погрешностей, чаще подбадривает
при затруднениях…
Правила
педагогического
общения.
Правило первое: Педагог должен принимать
воспитанника таким, каков он есть. Это
значит – не раздражаться от неказистого
внешнего вида ученика, от незнания, неразвитости,
от ошибок в поведении – ребёнок имеет
на них право; педагог должен быть искренне
убеждён, что каждый ребёнок талантлив,
а значит, интересен; педагог должен верить,
что «все дети хотят быть хорошими» (Л.Н.Толстой).
Правило второе: Относиться к
ребёнку так, как будто он
стал таким, каким педагог
Правило третье: Ребёнок не всему
сказанному педагогом верит –
у него есть собственная
Правило четвёртое: Педагог
Заключение
Взаимодействие учителя и учащегося может доставлять обоим удовольствие. Методы, приемы, средства воздействия, самовоспитания, саморазвития, с которыми вы познакомились - это только инструмент, но как и когда вы будете их применять - это ваше творчество (и ответственность). Общение - основа, неотъемлемый элемент труда учителя.
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения.
Анализ
педагогической практики показывает,
что многие серьезные затруднения
в решении задач обучения и
воспитания возникают из-за неумения
учителя правильно
Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать из в зависимости от специфики педагогических задач, непониманием внутренней позиции ученика и, наконец, - это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственными психофизическим состоянием в общении. Владение учителем технологией имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, который они часто переносят на предмет, который он преподает.
Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим процессе.
Современная образовательная ситуация ориентирована на гуманистический, субъекто-субъектный характер воспитательного и образовательного процесса, что требует поиска путей изменения традиционных форм отношений и взаимодействий педагога с воспитанником.
Для учителя очень важны знания научных основ общения: его структуры, видов, форм, средств, стилей, технологии. Но ни в какие алгоритмы живое общение педагога с воспитанниками не укладывается.
Сформулировать неизменные правила общения без учета (ситуации, конкретных условий, возраста, индивидуальных особенностей педагога и воспитанников невозможно. Личность требует личностного общения, при внешней схожести разных педагогических ситуаций, действия педагога в них неповторимы.
Информация о работе Правила делового и профессионального педагогического общения