Правила делового и профессионального педагогического общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:56, реферат

Описание

Оптимально организованное педагогическое общение позволяет эффективно влиять на социально-психологический климат коллектива, предупреждать межличностные конфликты.

Работа состоит из  1 файл

распечатать психология.doc

— 55.50 Кб (Скачать документ)

      Введение 

      В настоящее время на страницах  психолого-педагогической литературы большое внимание уделяется проблеме взаимодействия в профессионально-педагогической деятельности.

      Педагоги - теоретики и практики - рассматривают  взаимодействие как условие развития творческих способностей, повышения профессионализма, как механизм связи семьи и школы, как фактор личностного саморазвития учащихся и т.п. Это далеко не полное перечисление показывает разнообразие подходов к взаимодействию учителя и ученика в образовательном пространстве.

      Теоретическая и практическая значимость исследования проблем педагогического общения  в системе «учитель-ученик» обусловливается, прежде всего, тем, что общение учителя с учащимися является важным звеном процесса управления формированием личности, развитием познавательной и социальной активности школьников, становлением ученического коллектива.

      Оптимально  организованное педагогическое общение  позволяет эффективно влиять на социально-психологический  климат коллектива, предупреждать межличностные конфликты.

      Современная ситуация требует пересмотра традиционного  представления о позициях педагога и воспитанника в учебном процессе, стиля взаимоотношений, взаимодействий, особенностей общения между учителем и учеником, подчеркивает мысль о  том, что оптимизация педагогического общения происходит через осознание содержания образования, умелое использование в индивидуальной педагогической деятельности всех факторов, способных улучшить взаимоотношение, взаимодействие учителя и ученика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Педагогическая  деятельность – это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры [4, 6]. Ученые-педагоги рассматривают педагогическую деятельность как особый вид социальной, общественно-значимой деятельности взрослых (родителей, учителей, социальных работников), направленной на развитие и саморазвитие личности, проводимой в образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, средних специальных, высших, внешкольных).

      Как и каждая деятельность, педагогическая включает в себя следующие компоненты: цель (направленная на изменение собственной личности и ее деятельности, сознания и поведения детей), содержание (учебно-воспитательный процесс, направленный на социализацию каждого ребенка, включение его в общественные, межличностные отношения, овладение общественным опытом), средства (труд, общение, игра, учение), действия, объект (ребенок) и субъект (педагоги, учащиеся, родители), результат. Рассматривая структуру педагогической деятельности, можно отметить следующее:

      1.Основное содержание составляет взаимоотношение с людьми;

      2.Объектом и субъектом деятельности является ребенок;

      3.Постоянное общение с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, свои убеждения.

        «Современная педагогика исходит  из того, что процесс воспитания  представляет собой не прямое  воздействие на воспитанника (как  традиционно считалось), а социальное  взаимодействие различных субъектов:  индивидуальных (конкретных людей), групповых (микрогрупп и коллективов) и условно социальных институтов воспитания».

      «Объект дидактической теории образования  в настоящий момент определился  как специально организованное взаимодействие личности с культурой, протекающее  в рамках системы образования, а  предмет — как система мер, организующих и упорядочивающих это взаимодействие».

      «Воспитание есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых— воспитательных— задач, а итогом— изменение психологических  характеристик личности».

      Итак, именно взаимодействие (как основа педагогического контакта) широко используется учеными в определении ведущих  педагогических понятий. Это продиктовано различными причинами, в том числе  и вхождением в психолого-педагогическую практику нового, гуманистического подхода в воспитании и обучении, во многом изменившего взгляды на положение ребенка в системе образования. 
 
 
 
 

Стадии  общения.

      С психологической точки зрения, развитое педагогическое общение, -как авторитарного, так и партнерского стилей, -может, при идеальном воплощении, включать пять основных стадий: подготовка, вступление в контакт, развитие контакта, выход из контакта и оценка.

      Содержанием подготовительной стадии может выступить  продумывание учителем предстоящего общения  с учеником, планирование разных вариантов вступления в контакт с учеником, разных направлений развития контакта и разных способов выхода из него.

      Так, при разработке разных вариантов  вступления в контакт могут анализироваться  возможные уровни готовности ученика  к уроку, к решению запланированных на этот урок педагогических задач. Варианты начала контакта обусловливают выбор путей его развития, которые, в свою очередь, определяют способы выхода из него. Вместе с тем, всегда можно наметить и возможные события по ходу развертывания контакта и их влияние на него.

      Так, продумывая очередной урок с учеником на этапе разучивания пьесы (когда  на прошлом уроке было задано выучить  ее наизусть) учитель может наметить, что и как он скажет ученику  в зависимости от степени выполнения задания ( все или не все удалось выучить наизусть) и от качества его выполнения (хорошо или плохо было выучено). При этом он может припомнить и учесть, как тот или иной уровень готовности к занятиям проявляется у данного конкретного ученика во внешнем поведении (в выражении лица, движениях, особенностях звучания голоса, характере речи).

      Можно также продумать, как работать на уроке над пьесой в зависимости  от степени ее выученности, о чем  спрашивать ученика и что ему  говорить, как завершить урок, чтобы  домашние занятия были более эффективными.

      Вторая  стадия общения, - вступление в непосредственный контакт с учеником, в прямое общение с ним, - чрезвычайно важна для успеха урока. Чтобы в дальнейшем управлять общением в целях решения педагогических задач, учителю необходимо с самого начала проявить инициативу в общении. Эта инициатива будет тем более успешна, чем более быстро и более конкретно может учитель истолковывать проявления эмоциональных, волевых и интеллектуальных состояний ученика, а также правильно на основе этих проявлений понять намерения и предстоящие действия ученика.

      Педагоги, умело владеющие партнерским стилем общения, оперативно организуют начальный контакт с учеником, быстро переходя к деловому общению, подчеркивая совместный характер работы над пьесой, преодолевая возможные негативные установки, сложившиеся к успехам данного ученика по прошлым занятиям, активно включая в общение разнообразные неречевые средства (мимику, пантомимику, контакт глаз и др.), стараясь сразу достичь взаимопонимания.

      Определенных  усилий требует от педагога и дальнейшее развитие контакта на уроке. Решающее значение здесь имеет способность педагога к неослабному вниманию за действиями ученика и за его состоянием с тем, чтобы вовремя изменить свое поведение в целях сохранения взаимопонимания и вовремя поддержать ученика психологически, вселить в него уверенность.

      Известно, что опытные учителя стараются  увидеть в действиях учеников как можно больше хорошего, подчеркнуть  эти моменты. Так, известный педагог-скрипач  утверждал: «Я считаю, что учебный  процесс должен бытьпрежде всего сориентирован на сильные стороны учеников, на развитие и укрепление тех свойств и качеств, которые составляют их наиболее привлекательнее черты» (Б.Л.Гутников. Об искусстве скрипичной игры. Л.,1988, с.42).

      Неправильные  же действия учеников корректируются конструктивно, без яркой отрицательно эмоциональной нагрузки, поскольку и в ошибках учеников сказывается работа педагога.

      Управление  общением на уроке, оценка ученика во многом (особенно при малом опыте  педагога) определяются установкой преподавателя  в отношении этого ученика. Так, если педагог считает ученика способным и перспективным, то он прощает ученику больше мелких погрешностей, чаще подбадривает при затруднениях… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Правила педагогического  общения. 

         Правило первое: Педагог должен принимать воспитанника таким, каков он есть. Это значит – не раздражаться от неказистого внешнего вида ученика, от незнания, неразвитости, от ошибок в поведении – ребёнок имеет на них право; педагог должен быть искренне убеждён, что каждый ребёнок талантлив, а значит, интересен; педагог должен верить, что «все дети хотят быть хорошими» (Л.Н.Толстой). 
 

         Правило второе: Относиться к  ребёнку так, как будто он  стал таким, каким педагог хотел  бы его видеть. Необходимо внушать  то, что ты хочешь в нём видеть. Не способному к учению надо внушать веру в умственные возможности; слабому – в его силу и т. д. 
 

         Правило третье: Ребёнок не всему  сказанному педагогом верит –  у него есть собственная голова. Надо организовать деятельность  воспитанника таким образом, чтобы  дать ему возможность хоть на миг стать таким, каким он хотел бы быть, то есть умным, добрым и т. д. Дать испытать от этого удовольствие, помочь познать сладость благодарности окружающих. Чёрствое, эгоистичное сердце потому и чёрствое, что оно не знает такой радости. 
 

         Правило четвёртое: Педагог должен  помнить: не ученик для педагога, а педагог для ученика. Ученик  и родители всегда правы. Не  допустимо для педагога выяснять  отношения с учеником, не имеющим  жизненного опыта, с несформировавшимися  жизненными устоями. Если ребёнок плачет, нервничает, кричит, значит, ему нужна помощь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Взаимодействие учителя и учащегося может доставлять обоим удовольствие. Методы, приемы, средства воздействия, самовоспитания, саморазвития, с которыми вы познакомились - это только инструмент, но как и когда вы будете их применять - это ваше творчество (и ответственность). Общение - основа, неотъемлемый элемент труда учителя.

      Продуктивность  педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения.

      Анализ  педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения  в решении задач обучения и  воспитания возникают из-за неумения учителя правильно организовывать общение с детьми.

      Основные  трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, выстраивать взаимоотношения и перестраивать из в зависимости от специфики педагогических задач, непониманием внутренней позиции ученика и, наконец, - это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу, а также неумение управлять собственными психофизическим состоянием в общении. Владение учителем технологией имеет значение и потому, что она обусловливает отношение детей к учителю, который они часто переносят на предмет, который он преподает.

      Таким образом, педагогическое общение как  особый вид творчества в технологическом  плане находит свое выражение  в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим процессе.

      Современная образовательная ситуация ориентирована  на гуманистический, субъекто-субъектный характер воспитательного и образовательного процесса, что требует поиска путей изменения традиционных форм отношений и взаимодействий педагога с воспитанником.

      Для учителя очень важны знания научных  основ общения: его структуры, видов, форм, средств, стилей, технологии. Но ни в какие алгоритмы живое общение педагога с воспитанниками не укладывается.

      Сформулировать  неизменные правила общения без  учета (ситуации, конкретных условий, возраста, индивидуальных особенностей педагога и воспитанников невозможно. Личность требует личностного общения, при внешней схожести разных педагогических ситуаций, действия педагога в них неповторимы.

Информация о работе Правила делового и профессионального педагогического общения