Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 09:36, реферат
Анализ современных публикаций, так или иначе освещающих проблематику профессиональной подготовки психологов-практиков, показывает, что ведущими темами в них выступают две в равной степени взаимосвязанные и взаимонезависимые проблемы: этическая и "психотехническая". Подобное положение вещей легко объяснимо спецификой самого содержания деятельности психолога-практика.
Введение 3
1. Социально-правовые и профессионально-этические нормы деятельности практических психологов 4
2. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда 8
Заключение 11
Список литературы 12
Оглавление
Введение 3
1. Социально-правовые и профессионально-этические нормы деятельности практических психологов 4
2. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда 8
Заключение 11
Список
литературы 12
Введение
Одной из важнейших задач правовой науки является изучение эффективности правовых предписаний, норм, что предполагает рассмотрение социального механизма действия права.
Анализ
современных публикаций, так или
иначе освещающих проблематику профессиональной
подготовки психологов-практиков, показывает,
что ведущими темами в них выступают
две в равной степени взаимосвязанные
и взаимонезависимые проблемы: этическая
и "психотехническая". Подобное положение
вещей легко объяснимо
Каждый
человек со своими переживаниями
в конкретной житейской ситуации,
пусть даже типичной, единичен и
уникален и, в отличие от экспериментальных
условий, не защищен. Ни клиент, ни психолог-практик
не могут остановить поток жизни,
изменить ситуацию или, на худой случай,
просто констатировать ее безвыходность,
как, скажем, исследователь прерывает
эксперимент, констатируя его
Всякое
неквалифицированное
В
этих целях важно руководствоваться
рядом правил, которые выступают
социально-правовыми и
В регуляции деятельности практического психолога важную роль играют профессиональные этические принципы. Профессиональные психологические сообщества санкционируют систему норм, которые обязан знать и на которые ориентируется в своей работе психолог. Профессионально-этические нормы – это общие требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами и испытуемыми.
Эти
принципы закрепляют ответственность
психолога, характер его отношений
к другим участникам психотерапевтического
процесса. Психологическая практика
непрофессионалов, а также игнорирование
этических норм отдельными психологами
во многом дискредитируют социальную
репутацию психотерапевта и консультанта.
В России пока нет достаточно авторитетного
сообщества, которое выполняло бы
функции эффективного этического контроля
за деятельностью в области
Особенностью
этической регуляции отношений
психолога и клиента является
то, что специальные права
В
своей работе психолог-практик обязан
руководствоваться
1)Принцип
соблюдения тайны.
Прежде всего, психолог
2)Принцип
ненанесения ущерба. Принцип ненанесения
ущерба - один из основных принципов
деятельности практических
3)Принцип
научной обоснованности
4)Принцип
комплексной диагностики и
5)Принцип
безоценочного отношения к
6)Принцип
эффективности предлагаемых
7)Принцип
профессиональной
Все
это исключается, если психолог неукоснительно
руководствуется принципом
Всю свою работу психолог строит на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности клиента. Он уважает основополагающие человеческие права, определенные всеобщей Декларацией прав человека.
Любую деятельность, в том числе и практического психолога, обусловливает ее цель, т.е. вполне реальное представление о возможных результатах. Чтобы пройти путь от представления о результате до его реального воплощения, необходимо выполнить вполне определенные действия, которые принято называть функциями. Очевидно, что способность практического психолога эффективно выполнять свои функции зависит от определенных его качеств. Все они во взаимосвязи характеризуются общим понятием – профессиональная компетентность, или профессионализм.
Профессиональная
компетентность характеризуется
Изучение опыта практической деятельности психологов позволяет выделить следующие отличительные особенности профессиональной компетентности специалистов этого профиля:
обусловленность целей и задач профессиональной деятельности социальным заказом,
недостаточная регламентированность социально-правовой, организационно-методической базы профессиональной деятельности, обусловливающая актуальность творческого подхода, адекватного рекомендациям психологической науки, моральным принципам,
соответствие
выдвигаемых целей, задач и функций
с индивидуальными
интегративный характер процесса и результатов профессиональной деятельности, складывающийся на основе эффективного использования различных технологий,
творческий характер профессиональной деятельности, базирующийся на знании психологической сути процессов и явлений, широкой эрудиции, личном опыте, личной инициативе и активном поиске новаторских подходов.
Таким образом, труд практического психолога, являясь особым видом труда в современном обществе, содержит как общие, так и специфические признаки.
Профессиональная компетентность выступает интегральной характеристикой, которая позволяет судить об уровне подготовленности психолога и его способности выполнять должностные функции.
Акмеографический подход позволяет описать труд психолога как целостный феномен, который включает в себя вполне определенную совокупность компонентов объективного и субъективного характера.
Объективные
характеристики включают в себя цели
и задачи. Для их реализации объективно
необходимо выполнить вполне определенные
функции. Следовательно, функции также
относятся к объективным
Субъективная сторона представлена в акмеограмме через знания, умения, профессиональные позиции, психологические качества и акмеологические инварианты.
Рассмотрим субъективные характеристики более подробно.
Профессиональные знания составляют основу для технологии достижения желаемых результатов работы психолога и для формирования психолого-педагогической культуры. Складываются из востребованных практикой общих и частных компонентов. Профессиональные знания охватывают сведения об объектах исследования, психологических технологиях. Знание психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления. Психолог должен обладать знаниями о собственных индивидуальных особенностях, способностях, возможностях, сильных и слабых сторонах, а также способах компенсации собственных недостатков. Не менее важно знать основные психологические особенности объектов труда, характеристики реальных процессов и взаимосвязей.