Предмет и методы возрастной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека, выявляются закономерности и факты.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
1. Детская психология (от рождения до 17 лет);
2. Психология взрослых, зрелых возрастов;
3. Психология пожилого возраста.

Работа состоит из  1 файл

Otvety психология.docx

— 50.46 Кб (Скачать документ)

1. Предмет и методы возрастной психологии. Проблема возраста.

Возрастная психология изучает  процесс развития психических функций  и личности на протяжении всей жизни  человека, выявляются закономерности и факты.

 

Выделяется 3 раздела возрастной психологии:

1. Детская психология (от рождения  до 17 лет);

2. Психология взрослых, зрелых возрастов;

3. Психология пожилого возраста.

 

Понятие возраста неоднозначно и  включает в себя ряд аспектов. Прежде всего различают:

1. Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека

2. Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом. 

3. Психологический возраст - определенный уровень развития психики.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

 

Существует другой подход к понятию возраста:

Возраст или  возрастной период  - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Возрастной период имеет  определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Таким образом  возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.   

 

Методы возрастной психологии:

Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми.

Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы. 

Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы.

Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ продуктов его деятельности.

Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.

Проективные методики – перенесение на других людей своих  потребностей и отношений. 

 

2. Биогенетический подход к исследованию психики: теория трех ступеней развития К.Бюлера .

Теория К. Бюлера, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект.

Инстинкт - все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации.

Дрессура - требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса.

Интеллект - доступен только на определенной стадии развития ЦНС, обеспечивает неограниченные возможности адаптации. 
Этапы развития ребенка отождествляются со ступенями развития животных. 
К. Бюлер разделял взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс.  
Он считал, что для исследования детского развития в первые годы жизни форма эксперимента может быть заимствована из области зоопсихологии. Теория трёх ступеней в развитии ребёнка.  
Инстинкт – низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определённых стимулах. Набор готовых инстинктов у ребёнка узок – крик, сосание, глотание, защитный рефлекс. 
Дрессура даёт возможность приспособиться к различным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и наказания, или на успехи и неудачи.

Интеллект – высшая стадия развития; приспособление к ситуации путём изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. Возможность творческого решения задач, создания нового продукта. 

3. Теория социального научения .

Научение происходит не только благодаря  прямому опыту и внешним подкреплениям, поведение человека формируется  через наблюдение или на основе примеров. Хотя социально-когнитивные теории значительно отличаются от классического бихевиоризма Скиннера, они сохраняют строгую научную и экспериментальную методологию, общую для данного подхода.

 

Как полагает Дж. Роттер, социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:

1. Поведенческий потенциал: каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни.

Поведенческий потенциал, как утверждает Роттер, включает пять основных блоков реакций, «техник существования»:

• Поведенческие реакции, направленные на достижение успеха,результата, служат основанием социального признания.

• Поведенческие реакции приспособления, адаптации — это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т. п.

• Защитные поведенческие реакции используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. п.).

• Техники избегания — поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т. п.

• Агрессивные поведенческие реакции — это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека, и т. п.

2. На поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление произойдет после того или иного поведения в определенной ситуации (в случае высокой вероятности его получения он быстрее усваивает необходимое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению).

3. На поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека.

4. На поведение человека влияет тип его личности, его локус контроля, он либо экстернал, либо интервал — т. е. чувствует ли он себя «пешкой» или считает,

что достижение целей зависит от собственных усилий.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Психоаналитические теории развития личности: периодизация З. Фрейда и Э. Эриксона.

 З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:  
оральная стадия (0 – 2 года);  
анальная стадия (2 – 3 года);  
фаллическая стадия (4 – 5 лет);  
латентная стадия (6 – 12 лет);  
генитальная стадия (12 – 18 лет).  
 
Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:  
доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год);  
чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года);  
инициативность – чувство вины (4 – 5 лет);  
трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет);  
понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет);  
стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление);  
жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление);  
ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление). 

 

5. Гуманистический подход к исследованию личности: ступени развития личности по А. Маслоу.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей. Она состоит из ряда ступеней.

Первая — физиологические потребности: низшие, управляемые органами.

Вторая ступень — потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.

Третья — социальные потребности.

Четвертая ступень — потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе.

Пятая ступень — потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения. 

 

Маслоу выявил следующие  принципы мотивации человека:

♦ мотивы имеют иерархическую структуру;

♦ чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;

♦ пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не столь значимыми (с момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу);

♦ с повышением уровня потребностей повышается готовность к большей активности (возможность удовлетворить высшие потребности является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших).

 

 

6. Теории когнитивного развития: периодизации Ж. Пиаже и А. Валлона.

Ж. Пиаже выделял в  развитии интеллекта четыре основные стадии развития:

• стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-летнего возраста),

• стадию дооперационального мышления (от 2 до 7 лет),

• стадию конкретных операций (7-11 лет),

• стадию формальных операций (от 11-12 до 14-15).

Периодизация Пиаже исключительно  посвящена когнитивному развитию, которое  автор абсолютизировал и считал основой всей психической жизни  человека. Он не рассматривал вопрос о связи между познанием и аффективной сферой. Ребенок в концепции Пиаже приходит к социуму долгим путем, расставаясь со своим эгоцентризмом.

 

По мнению же А. Валлона, ребенок с самого рождения обречен на активную социализацию из-за своей полной беспомощности. Поэтому Валлон рассматривает когнитивное развитие в связи с личностным становлением самостоятельности ребенка. Он выделяет следующие стадии детства:

1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев)  — стадия рефлекторных ответов  на воздействие. 

2. Эмоциональная стадия (от 6 до 10 месяцев)  характеризуется накоплением репертуара  эмоций (страх, гнев, радость, удивление  и т. д.),

3. Сенсомоторная стадия (от 10 до 14 месяцев). Образуется связь между действиями  с предметами и перцептивными  впечатлениями.

4. Проективная стадия (от 14 месяцев  до 3 лет) связана с развитием  ходьбы и речи.

5. Персоналистическая стадия (от 3 до 6 лет) включает три периода,  связанные с развитием независимости  ребенка и обогащением его  «Я». 

 

 

7. Теории нравственного развития: периодизации Л. Колберга и К. Гиллиган.

 Теория Колберга и Пиаже. Нормативно когнитивный подход, который провозглашает ведущим принципом нравственного поведения справедливость, который ориентирован на когнитивную составляющую морального сознания. Когнитивность — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Альтернативой нормативному когнитивному подходу стал эмпатийный подход К . Гиллиган , где принцип заботы, эмпатичсская ориентация на нужды  и потребности, чувства и переживания другого человека является основополагающим. 

 

8. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду  не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий": путем овладения системой знаков-символов, таких как язык, письмо, система счета.

Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" - это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в  нем привносено культурой.

 

9.  Отечественные теории развития. Психологические особенности младенческого возраста (от 0 до  1 года).

Теория, понимающая младенческий возраст  как субъективную стадию развития.  Согласно  этой  теории ,  новорожденный  представляет собой замкнутое в себе существо, целиком погруженное в собственную субъективность и только медленно и постепенно обращающееся к собственному миру. Содержание развития первого года жизни сводится к переходу от состояния полного погружения в субъективные переживания к интенсивной направленности на объект и к первому восприятию объективных связей. Динамика этой эпохи представляет собой движения от «я» к внешнему миру. Естественно, что, сточки зрения этой теории, объективные отношения воспринимаются ребенком первоначально как отношения долженствования, а не отношения бытия. Поэтому, говоря об этой эпохе, следует говорить не столько о восприятии зависимостей, сколько об установлении отношений между предметами.

 

10.  Кризис одного года: основные новообразования и их особенности.

В конце года в поведении ребенка  начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.

За аффективным поведением стоят  назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и возможностями  его действий с предметами, а также  прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют  о возникновении кризиса одного года, который может протекать  бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий  его воспитания.

С одной стороны, ребенок стремится  к эмансипации от взрослого, но с  другой - он не владеет способами  действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более  интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного  на усвоение назначения предметов и  общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение  новых, предметно опосредованных отношений  ребенка со взрослыми требует  новых средств – речевых.

 

11. Развитие в раннем детстве (от 1 года до 3 лет). 

Развитие   в   раннем   детстве  связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний, что приводит к изменению отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. Изменение отношения определяется тем, что овладение общественно выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности.

Отношение малыша к самому себе зависит  от того, насколько успешно протекает  его деятельность. Дифференцируется общее положительное отношение к малышу и отношение, опосредованное результатом деятельности. Ребенок же оценивает себя положительно и недифферинцированно: «Я хороший».

Социальная ситуация развития  в   раннем   детстве  представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок - предмет - взрослый (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова). Теперь малыш не просто живет со взрослым, а совместно с ним. Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. Теперь он стремится научиться действовать с ними.

 

 

 

 

 

 

12. Кризис 3 лет.

 К основным симптомам  относятся следующие:

Негативизм - такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-либо сделать только потому, что это предложил взрослый, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

Упрямство - это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он это потребовал.

Информация о работе Предмет и методы возрастной психологии