Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:43, контрольная работа
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека, выявляются закономерности и факты.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
1. Детская психология (от рождения до 17 лет);
2. Психология взрослых, зрелых возрастов;
3. Психология пожилого возраста.
1. Предмет и методы возрастной психологии. Проблема возраста.
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека, выявляются закономерности и факты.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
1. Детская психология (от рождения до 17 лет);
2. Психология взрослых, зрелых возрастов;
3. Психология пожилого возраста.
Понятие возраста неоднозначно и включает в себя ряд аспектов. Прежде всего различают:
1. Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека
2. Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом.
3. Психологический возраст - определенный уровень развития психики.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
Существует другой подход к понятию возраста:
Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Таким образом возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.
Методы возрастной психологии:
Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми.
Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы.
Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы.
Анализ продуктов деятельности
Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.
Проективные методики – перенесение на других людей своих потребностей и отношений.
2. Биогенетический подход к исследованию психики: теория трех ступеней развития К.Бюлера .
Теория К. Бюлера, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект.
Инстинкт - все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации.
Дрессура - требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса.
Интеллект - доступен только на определенной стадии
развития ЦНС, обеспечивает неограниченные
возможности адаптации.
Этапы развития ребенка отождествляются
со ступенями развития животных.
К. Бюлер разделял взгляд на психическое
развитие как на единый и притом биологический
по своей природе процесс.
Он считал, что для исследования детского
развития в первые годы жизни форма эксперимента
может быть заимствована из области зоопсихологии. Теория трёх ступеней в развитии
ребёнка.
Инстинкт – низшая ступень развития;
наследственный фонд способов поведения,
готовый к употреблению и нуждающийся
лишь в определённых стимулах. Набор готовых
инстинктов у ребёнка узок – крик, сосание,
глотание, защитный рефлекс.
Дрессура даёт возможность
приспособиться к различным жизненным
обстоятельствам, опирается на награды
и наказания, или на успехи и неудачи.
Интеллект – высшая стадия развития; приспособление
к ситуации путём изобретения, открытия,
обдумывания и осознания проблемной ситуации.
Возможность творческого решения задач,
создания нового продукта.
3. Теория социального научения .
Научение происходит не только благодаря
прямому опыту и внешним
Как полагает Дж. Роттер, социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:
1. Поведенческий потенциал: каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни.
Поведенческий потенциал, как утверждает Роттер, включает пять основных блоков реакций, «техник существования»:
• Поведенческие реакции, направленные на достижение успеха,результата, служат основанием социального признания.
• Поведенческие реакции приспособления, адаптации — это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т. п.
• Защитные поведенческие реакции используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. п.).
• Техники избегания — поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т. п.
• Агрессивные поведенческие реакции — это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека, и т. п.
2. На поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление произойдет после того или иного поведения в определенной ситуации (в случае высокой вероятности его получения он быстрее усваивает необходимое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению).
3. На поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека.
4. На поведение человека влияет тип его личности, его локус контроля, он либо экстернал, либо интервал — т. е. чувствует ли он себя «пешкой» или считает,
что достижение целей зависит от собственных усилий.
4. Психоаналитические теории развития личности: периодизация З. Фрейда и Э. Эриксона.
З.Фрейд (1856-1939) объяснял развитие личности действием
биологических факторов и опытом раннего
семейного общения. Он полагал, что дети проходят
5 стадий психического, точнее, психосексуального
развития. На каждой стадии интересы
ребенка сосредоточены вокруг определенной
части тела, служащей источником получения
удовольствия:
оральная стадия (0 – 2 года);
анальная стадия (2 – 3 года);
фаллическая стадия (4 – 5 лет);
латентная стадия (6 – 12 лет);
генитальная стадия (12 – 18 лет).
Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального
развития личности. На каждой человек
испытывает специфический кризис, суть
которого составляет конфликт между противоположными
состояниями сознания, психики:
доверие – недоверие к окружающему
миру (0 – 1 год);
чувство независимости – ощущение стыда
и сомнения (1 – 3 года);
инициативность – чувство вины (4 – 5 лет);
трудолюбие – чувство неполноценности
(6 – 11 лет);
понимание принадлежности к определенному
полу – непонимание форм поведения, соответствующего
данному полу (12 – 18 лет);
стремление к интимным отношениям – изолированность
от окружающих (раннее взросление);
жизненная активность – сосредоточенность
на себе, возрастные проблемы (нормальное
взросление);
ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее
взросление).
5. Гуманистический подход к исследованию личности: ступени развития личности по А. Маслоу.
А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей. Она состоит из ряда ступеней.
Первая — физиологические потребности: низшие, управляемые органами.
Вторая ступень — потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.
Третья — социальные потребности.
Четвертая ступень — потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе.
Пятая ступень — потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
♦ мотивы имеют иерархическую структуру;
♦ чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
♦ пока не удовлетворены низшие потребности, высшие остаются сравнительно не столь значимыми (с момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу);
♦ с повышением уровня потребностей повышается готовность к большей активности (возможность удовлетворить высшие потребности является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших).
6. Теории когнитивного развития: периодизации Ж. Пиаже и А. Валлона.
Ж. Пиаже выделял в развитии интеллекта четыре основные стадии развития:
• стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-летнего возраста),
• стадию дооперационального мышления (от 2 до 7 лет),
• стадию конкретных операций (7-11 лет),
• стадию формальных операций (от 11-12 до 14-15).
Периодизация Пиаже
По мнению же А. Валлона, ребенок с самого рождения обречен на активную социализацию из-за своей полной беспомощности. Поэтому Валлон рассматривает когнитивное развитие в связи с личностным становлением самостоятельности ребенка. Он выделяет следующие стадии детства:
1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) — стадия рефлекторных ответов на воздействие.
2. Эмоциональная стадия (от 6 до 10 месяцев)
характеризуется накоплением
3. Сенсомоторная стадия (от 10 до 14 месяцев).
Образуется связь между
4. Проективная стадия (от 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы и речи.
5. Персоналистическая стадия (от 3
до 6 лет) включает три периода,
связанные с развитием
7. Теории нравственного развития: периодизации Л. Колберга и К. Гиллиган.
Теория Колберга и Пиаже. Нормативно когнитивный подход, который провозглашает ведущим принципом нравственного поведения справедливость, который ориентирован на когнитивную составляющую морального сознания. Когнитивность — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.
Альтернативой нормативному когнитивному подходу стал эмпатийный подход К . Гиллиган , где принцип заботы, эмпатичсская ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека является основополагающим.
8. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Л.С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами поведения и мышления. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком "психологических орудий": путем овладения системой знаков-символов, таких как язык, письмо, система счета.
Л.С. Выготский вводит понятие "зона ближайшего развития" - это то пространство действий, которые ребенок пока не может выполнить сам, но может осуществить вместе со взрослыми и благодаря им. По взглядам Выготского, только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
Для Выготского личность есть понятие социальное, то, что в нем привносено культурой.
9. Отечественные теории развития. Психологические особенности младенческого возраста (от 0 до 1 года).
Теория, понимающая младенческий возраст
как субъективную стадию развития. Согласно этой тео
10. Кризис одного года: основные новообразования и их особенности.
В конце года в поведении ребенка начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость.
За аффективным поведением стоят
назревшие противоречия между новыми
потребностями ребенка и
С одной стороны, ребенок стремится к эмансипации от взрослого, но с другой - он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых.
11. Развитие в раннем детстве (от 1 года до 3 лет).
Развитие в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний, что приводит к изменению отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. Изменение отношения определяется тем, что овладение общественно выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности.
Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Дифференцируется общее положительное отношение к малышу и отношение, опосредованное результатом деятельности. Ребенок же оценивает себя положительно и недифферинцированно: «Я хороший».
Социальная ситуация развития в раннем детстве
12. Кризис 3 лет.
К основным симптомам относятся следующие:
Негативизм - такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-либо сделать только потому, что это предложил взрослый, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
Упрямство - это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он это потребовал.