Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:43, контрольная работа
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека, выявляются закономерности и факты.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
1. Детская психология (от рождения до 17 лет);
2. Психология взрослых, зрелых возрастов;
3. Психология пожилого возраста.
23.
24. Социальная психология агрессивности. Теории агрессивности. Психологические механизмы эскалации агрессии.
Существует много трактовок
и определений слова агрессия, вот лишь некоторые из них:
• Агрессия- эмоционально окрашенное
жесткое целенаправленное нападение.
• Агрессия- мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
Исходя из того, что агрессивное поведение – это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, можно выделить основные причины агрессии.
Итак, люди используют её, чтобы:
• Влиять на окружающих и достигать определенные
цели
• Получить азарт новых переживаний, острых
ощущений
• Отстоять и/или поднять свой статус.
В зависимости от формы проявления
агрессия бывает:
• Физическая - использование физической
силы против другого лица или объекта;
• Вербальная - выражение негативных
чувств через форму (ссора, крик, визг)
или содержание вербальных реакций (угроза,
проклятья, ругань)
• Прямая - действия, которые непосредственным
путем направлены на другое лицо;
• Косвенная - действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью;
• Внешняя - направлена на окружающих;
• Внутренняя – направлена на себя: самообвинении,
самоунижении, нанесении себе телесных
повреждений вплоть до самоубийства
• Защитная- агрессия в ответ на чьи-то
агрессивные (или кажущиеся агрессивными)
действия;
• Провоцирующая - первое проявление агрессии, "первая атака".
25. Ядро личности. Ролевая структура личности.
Ядро личности - то в человеке, что является источником собственных мотивов, внутренней активности и самостоятельности личности. То, что идет изнутри человека навстречу или против ожиданий окружающих и жизненных обстоятельств.
У человека может быть не одно ядро. У человека может быть несколько его биологических ядер и несколько, сменяющих друг друга с возрастом и развитием его культуры - культурных ядер.
Продукт деятельности ядра личности:
Личные верования (здесь же детские предписания и разрешения) и типовые личностные роли (эго-состояния).
Личные ценности и интересы, личные позиции и взгляды
Личностный проект и личностная специализация.
26. Генезис самосознания
Структурными звеньями самосознания являются:
1) идентификация человека со своим телом, именем, т. е. ценностное отношение к телу и имени; что отмечается уже у детей месячного возраста, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами;
2) самооценка, выраженная в контексте притязаний на признание;
3) осознание себя как представителя определенного пола, половая идентификация;
4) представление себя в аспекте психологического времени, индивидуальное прошлое, настоящее и будущее;
5) социально-нравственная самооценка, которая формируется в подростковом и юношеском возрасте.
Развитие самооценки в онтогенезе осуществляется следующим образом. Сначала происходит стихийное, не направляемое самосознанием формирование личности, характеризующееся появлением полимотивированности и соподчиненности действий. Развитие самосознания личности начинается с двух лет – в это время ребенок уже выделяет себя как персону и носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я», определенный физический облик). Этот процесс продолжается на протяжении раннего и дошкольного возраста. С эмоционального отношения к людям начинает формироваться психологический «образ Я». Эмоциональная окраска этого образа может быть как положительной, так и отрицательной. «Образ Я» формируется и путем изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Затем начинает проявляться притязание на признание. Оно может иметь как позитивное, так и негативное направление. Потом у ребенка начинает формироваться чувство половой принадлежности, далее возникает ощущение себя во времени. У него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее. Он по-другому начинает относиться к себе, перед ним открывается перспектива развития самого себя.
27. Эмоциональный аспект межличностных отношений.
Эмоциональный аспект межли
Конечно, любые межличностные отношения
и любые реализующие их акты общения
имеют тот или иной эмоциональ
28. Понятие группы. Классификация групп.
Социальная группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Социальные группы классифицируются по различным признакам:
- по признаку принадлежности к ним индивида;
INгруппы (референтные), т.е.те, к которым он чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом.
OUTгруппы, те, к которым не принадлежит.
- по характеру взаимодействия между их членами:
1) большие группы;
2) малые группы.
29, 30. Основные характеристики, классификация больших социальных групп. Большие и малые социальные группы и их влияние на индивидов.
Малые группы:
К малым группам относятся неболь
Социологи выделяют следующие признаки малой группы:
1. Ограниченное число членов группы -- от 2 до 20 человек.
2. Стабильность состава, основанная на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников;
3. Структура группы -- состоит из системы неформальных ролей, статусов, включает механизм социального контроля;
4. Чем меньше группа, тем интенсивнее взаимодействия, тем более личностный характер оно носит;
5. Число связей между ее членами растет в геометрической прогрессии, если количество членов увеличивается арифметически, в группе из трех человек возможны четыре отношения, в группе из семи человек -- 120
6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы.
7. Удовлетворение наибольшего числа жизненно важных потребностей человека;
8. Каждый член группы должен делать максимальный вклад в ее деятельность.
Большие же группы совершенно противоположны, в них состоит гораздо больше членов, которые могут быть даже не знакомы между собой.
Влияние на человека так же делится на дне группы, полное и слабое. Полное вляние говорит о том что человек и его индивидуальность почти полностью подавляется, она приобретает общий характер группы в которой он состоит. Слабое, нонкомформисткое, имеет свой независимый взгляд на явления окружающего мира и доверяет своему мнению.