Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа
Само сочетание слов социальная психология указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой психологический аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей.
ведение
1. Определение предмета социальной психологии
1.1 Дискуссия о предмете социальная психология
2. Современные представления о предмете социальной психологии
3. Задачи социальной психологии в обществе
3.1 Конкретные прикладные задачи
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
ведение
1. Определение предмета социальной психологии
1.1 Дискуссия о предмете социальная психология
2. Современные представления
о предмете социальной
3. Задачи социальной психологии в обществе
3.1 Конкретные прикладные задачи
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Само сочетание слов социальная
психология указывает на специфическое
место, которое занимает эта дисциплина
в системе научного знания. Возникнув
на стыке наук психологии и социологии,
социальная психология до сих пор
сохраняет свой особый статус. Это
приводит к тому, что каждая из родительских
дисциплин довольно охотно включает
ее в себя в качестве составной
части. Такая неоднозначность
Другой причиной двойственного
положения социальной психологии является
сама история становления этой дисциплины,
которая вызревала в недрах одновременно
и психологического, и социологического
знания и в полном смысле слова
родилась на перекрестке этих двух
наук. Все это создает немалые
трудности в определении
Социальная психология как наука вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно ожидать окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.
Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и достраивание своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.
Приступая к решению этих задач, естественно, необходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины.
Исходя из этого, тема курсовой работы является весьма актуальной.
Цель курсовой работы – рассмотреть предмет и задачи социальной психологии.
В связи с указанной целью поставлены следующие задачи курсовой работы:
1. Изучить предмет социальной психологии
2. Проследить развитие социальной психологии
3. Выявить задачи социальной психологии
1. Определение предмета социальной психологии
Социальная психология —
это отрасль психологической
науки, изучающая закономерности возникновения
и функционирования психологических
явлений, существование которых
обусловлено взаимодействием
Предметом социальной психологии выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов (общественно-психологических феноменов[2]), представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.
Следует различать понятия «общественная психология» как феномен (нижний уровень) общественного сознания и «социальная психология» — наука, изучающая явления общественной психологии. На практике чаще употребляется термин «социально-психологические», а не «общественно-психологические» явления.
Социально-психологические
явления и процессы можно классифицировать
по разным основаниям: по принадлежности
к различным социальным общностям
и субъектам, по отнесенности к различным
классам психологических
Основополагающей и
Во-первых, различают социально-
В больших группах —
этносах (нациях), классах, религиозных
конфессиях, политических и общественных
организациях (партиях, общественных движениях
и т. д.) — функционируют специфические
социально-психологические
В малых группах функционируют
в основном такие социально-
Во-вторых, кроме организованных общностей существуют еще и общности неорганизованные, под которыми принято понимать массы людей (толпу и другие их разновидности). Социально-психологические явления, которые здесь возникают, обычно называют массовидными, а поведение в них людей — стихийным. К ним обычно относят психологию толпы, психологию паники и страха, психологию слухов, психологию массовых коммуникаций, психологию пропаганды (воздействия), психологию рекламы, психологию рublic relations и др. Отрасль социальной психологии, изучающая эти феномены, называется психологией массовидных социально-психологических явлений.
В-третьих, социальная психология изучает также и личность, поскольку последняя в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные социальные группы и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль — социальная психология личности.
По отнесенности к различным
классам психологических
Кроме того, по этому же критерию социально-психологические феномены можно рассматривать как явления, как процессы и как образования. Однако эту классификацию нельзя абсолютизировать, так как психологическая наука считает возможным один и тот же феномен изучать и как явление, и как процесс, и как сложное образование. Все зависит от того, какие цели преследует конкретный исследователь.
По устойчивости социально-психологические явления делятся: на динамичные (например, различные виды общения), дииамико-статичные (например, мнения и настроения) и статичные (например, обычаи, традиции)[4]
И наконец, по степени осознанности
социально-психологические
1.1 Дискуссия о предмете социальная психология
В истории советской социальной психологии можно выделить два этапа этой дискуссии. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес, но помогают более глубоко понять место социальной психологии в системе научного знания и способствуют выработке более точного определения ее предмета.
Россия находилась в условиях
идейной борьбы и изменения общественного
и политического строя. Вольно или
невольно захватив и наложив отпечаток
на область социально-
Однако, как это всегда
бывает в ученой среде, позиция одного
ученого оказывается
Так, по мнению В.А. Артемова, единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива. Вразрез с предложенной Г.И. Челпановым идеей был предложен другой подход: с точки зрения получившей в те годы популярность реактологии. Предлагалось сохранение единства психологии. Однако имелось в виду распространение на поведение человека в коллективе именно метода реактологии.
По П.П. Блонскому[6], психология рассматривалась как биологическая наука, которую необходимо было бы включить в круг социальных проблем. Предлагалось рассматривать «социальность» как особую деятельность людей, связанную с другими людьми.
В.М. Бехтерев[7] возражал Г.И. Челпанову, и свое детище, науку рефлексологию, он предлагал использовать для решения социально-психологических проблем, назвав эту отрасль коллективной рефлексологией. Проблемы коллективов он предлагал толковать как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Такой социально-психологический подход должен был обеспечиваться соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их соотношение с условиями жизни и классовой борьбы в обществе). Впоследствии эта общая методологическая платформа оказалась весьма уязвимой. Например, взять тот же механизм, где соединялось биологическое и социальное в человеке. Хотя личность и объявлялась продуктом общества, но при конкретном рассмотрении выяснялось, что в основу ее положены биологические особенности и прежде всего социальные инстинкты. Рефлексологическая концепция Бехтерева не могла стать основой марксистской традиции в социальной психологии.
Были и такие предложения,
как построить марксистскую социальную
психологию путем прямого соотношения
с историческим материализмом ряда
психологических и
Несмотря на субъективное желание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, такая задача не была выполнена. Ключевые методологические проблемы социальной психологии не были решены. Не было и четкости относительно предмета социальной психологии. Те, кто принимал первую трактовку (и только ее), утверждали, что результатом перестройки всей психологии на марксистской, материалистической основе должно быть превращение всей психологии в социальную. Исследователи поведения личности в коллективе и самих коллективов не смогли еще овладеть всем богатством марксистских идей настолько, чтобы предложить адекватное решение проблем. И только первая из обозначенных трактовок предмета социальной психологии получила права гражданства как учение о социальной детерминации психики.