Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:14, реферат
Цель исследования – рассмотреть психологический портрет предпринимателя, самореализацию личности в предпринимательской деятельности и сравнить понятия «бизнес» и «предприниматель».
Введение…………………………………………………………………..………3
1. Сравнительный анализ понятий «бизнес» и «предприниматель»………...5
2. Психологический портрет предпринимателя………………………………8
3. Самореализация личности в предпринимательской деятельности………11
Заключение……………………………………………………………………....14
Список использованной литературы…………………………………………...15
План
Введение…………………………………………………………
1. Сравнительный
анализ понятий «бизнес» и «предприниматель»………...5
2. Психологический
портрет предпринимателя………………………………8
3. Самореализация личности в предпринимательской деятельности………11
Заключение…………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Актуальность исследования. Предприниматель – это «человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с разработкой новой идеи, новой продукции или нового вида услуг». При этом хороший предприниматель не всегда является хорошим менеджером в сфере бизнеса, поскольку само предпринимательство не ограничивается только бизнесом, например, предпринимательство, инициатива возможны и в армии, и в образовании.
Предпринимательство является таким видом занятий в котором выживает далеко не каждый человек, все зависит от него самого, т.е. от его психических особенностей. Именно поэтому психология предпринимательской деятельности является приоритетным направлением исследований в психологии.
Портрет предпринимателя – это весьма интересная проблема. Так, для того, что бы заниматься данной деятельностью необходимо иметь некоторую степень мужества по причине нахождения в постоянной ситуации риска.
Предприниматели - относительно новая прослойка нашего общества. Так как же охарактеризовать его личность, выявить условия успешности его деятельности? На эти вопросы пытаются дать ответ ученые-психологи.
Если описывать предпринимателя как личность, то можно отметить следующие характерные черты. Он предпочитает принимать решения самостоятельно, восприимчив к новому; открыт для критики и похвал; любит быстрое развитие и нововведения; крайне требователен к себе и к способностям компаньонов. Предприниматель - это человек творческий, изобретательный и энергичный.
Высокая эффективность коллегиального руководства основана на использовании знаний и опыта членов организации, однако, осуществление такого стиля требует от предпринимателя значительных усилий для управления деятельностью подчиненных. Номинальный стиль руководства позволяет обычно членам коллектива проявлять большую инициативу в решении всех насущных вопросов.
С другой стороны, пассивность руководителя порой приводит к тому, что каждый работник начинает поступать по-своему, а это несовместимо с общими задачами коллектива. Избежать негативных последствий каждого стиля предпринимателю поможет умение использовать преимущества того или иного стиля руководства в зависимости от конкретной обстановки.
Объект исследования - психология предпринимательства.
Предмет исследования –
Цель исследования –
Понятийный аппарат у нас обновляется, много новых и забытых старых терминов устойчиво входят в оборот: предприниматель, бизнес, коммерция, биржа, аудит, маркетинг, менеджмент, приватизация, консалтинг, дилер, брокер и т.д., и т.п. Часто трудно во всем этом разобраться. Давайте попробуем разграничить хотя бы три базовых понятия: деятельность (деятель), бизнес (бизнесмен), предпринимательство (предприниматель).
Легче всего начать со среднего понятия бизнесс, потому что его содержание, цель, направленность достаточно однозначно определяются и в отечественной, и в зарубежной литературе: бизнес - это деятельность во имя прибыли, цель бизнеса - прибыль. Уже здесь можно сделать важный вывод: бизнес - это вторичное, производное образование по отношению к деятельности. Может быть деятельность и не во имя прибыли. Но не может быть бизнеса без деятельности.
Деятельность любого типа: педагогическая, торговая, спортивная, научная, художественная, производственная, медицинская, коммерческая, финансовая, строительная, токарная и пр. - своей прямой, непосредственной целью имеет создание специфического для нее продукта (обученного ученика, проданного товара, спортивного результата, художественного произведения, научной статьи и т.д.). Соображения прибыли здесь отсутствуют. Деятельность совершается во имя продукта деятельности и подчиняется принципу “мини-макса”: достижение максимального результата при минимальных затратах.
Если в ходе деятельности субъект, деятель ставит задачу извлечения прибыли, получения прибыли за счет результата, на базе полученного результата, то деятельность превращается в бизнес: создание художественного произведения для его продажи с целью прибыли, создание научной статьи для ее публикации с целью получения гонорара, педагогическое репетиторство для получения денег, достижение спортивного результата (рекорда) для получения денежной награды (забитый гол не ради гола, а ради 1 миллиона долларов).
Бизнес можно осуществлять на базе любой деятельности. Деятель превращается в бизнесмена. Результат деятельности трансформируется в результат бизнеса - прибыль. Над деятельностью (первая “матрешка”) надстраивается бизнес (вторая “матрешка”).
Но бизнес-деятель может выходить за свои границы, ставить иные цели, кроме прибыли: использование прибыли для благотворительных, гуманитарных, социально значимых целей. Вот тогда бизнес превращается в предпринимательство, бизнесмен становится предпринимателем. Об этом говорит опыт отечественной истории: С.Морозов, братья Третьяковы, Рукавишников, Башкиров и др. Все они:
1-совершали
деятельность, 2- для получения прибыли
и 3- использования ее в
И сегодня у нас в стране появляется плеяда подобных новых предпринимателей (над второй “матрешкой” - бизнес надстраивается третья - предпринимательство).
Итак, имеем 3 шага движения: Деятельность - Бизнес - Предпринимательство”; “Результат - Прибыль - Социальное благо”; “Деятель - Бизнесмен - Предприниматель”. Из этого могут следовать и важные выводы о характере социальных отношений, о сотрудничестве или противостоянии, о партнерских или конфликтных отношениях между всеми 3 агентами, субъектами. В системе “Деятель - Бизнесмен” общим является заинтересованность в качественном результате: для деятеля это дело чести, для бизнесмена это гарантия получения высокой прибыли. Различие, доходящее до противоречия, состоит в том, что для деятеля результат его работы самоценен, а для бизнесмена - это лишь средство, начальный пункт движения для получения прибыли. Важно понять, что деятель и бизнесмен могут существовать только раздельно (два человека, две организации), но и как две функции одного субъекта (ученый как деятель и как бизнесмен, инженер как деятель и как бизнесмен и т.д.). Поэтому противоречие между двумя функциями может принимать вид внешнего противоречия (два субъекта, два человека, две организации) и внутреннего (в структуре, в раздвоенности сознания одного человека). Социальная психология, социальная конфликтология и призваны анализировать все эти типы и виды отношений.
В системе “Деятель - Предприниматель” общим тоже является заинтересованность в качественном результате, но цель деятеля и цель предпринимателя в принципе аналогичны по своей природе: социальный эффект, социальное благо, общественная полезность. Поэтому деятель и предприниматель быстрее могут находить общий язык, общее понимание вплоть до консенсуса, что мы и видим в истории предпринимательства.
Противоречивые отношения между ними связаны с понятием прибыли, ее размерами, ее распределением, но два аспекта общности (результат и социальное благо) позволяют и здесь находить, по крайней мере, компромисс.
В
системе “Бизнесмен - Предприниматель”
общим является заинтересованность в
получении максимальной прибыли, а различия
и противоречия возникают по поводу объема
и распределения ее. В конечном счете,
в перспективе деятельность смыкается
с предпринимательством: при разорении
предприниматель превращается в простого
субъекта деятельности (учитель, инженер,
врач, ученый, дворник, шофер и пр.), а деятель
при заслуженном вознаграждении его за
труд может стать предпринимателем, минуя
уровень бизнесмена (Д - П).
2.
Психологический портрет
предпринимателя
Описание личности предпринимателя — его психологический портрет, а также ответы на вопрос, насколько он совпадает в различных социокультурных средах и на различных уровнях развития экономики, является, несомненно, одним из первых шагов начинающего бизнесмена к предпринимательской деятельности. Важно также выяснить, изменился ли портрет российского предпринимателя за время реформ, насколько он привлекателен для соотечественников и от каких факторов зависят те или иные его характеристики. Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства — одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью.
Предприниматель должен обладать следующими качествами:
· завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);
· организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);
· торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).
Мещанину требуются другие качества:
· хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью;
· деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.
Третья составляющая капиталистического духа — бюрократия. Черты бюрократа: преданность корпорации, работа ради ее прибыли — способ личного карьерного продвижения и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций.
Примечательно, что при столь разносторонней характеристике капиталистического духа В. Зомбарт поставил предпринимательство на первое место. Если из данной картины устранить предпринимателя, получится другой хозяйственный уклад. Поэтому неудивительно, насколько часто правительство России, стремясь к тоталитаризму, боролось с предпринимательством, устраняя этим малейшую возможность проявления элементов капитализма.
Согласно мнению знаменитого психолога Г. Юнга, наибольшая предрасположенность, склонность к предпринимательству — у экстравертов.
В рамках социально-психологической теории депривации (процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов или групп) было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.
Существует проблема восприятия налогообложения предпринимателями: их поведение в условиях разного уровня налогов, причины и факторы уклонения от уплаты налогов.
Актуальны исследования кросскультурного уровня, устанавливающие корреляции между предпринимательской деятельностью и национальными, этническими, культурными и другими особенностями индивидов и социальных групп. Так, было установлено, что, в отличие от населения США и Японии, видящего в предпринимателе человека, обслуживающего его нужды и создающего рабочие места, в Европе образ предпринимателя в целом мало позитивен. Во-первых, это связано с некоторой загадочностью его деятельности, скрытой от глаз общественности. Во-вторых, с определенными стереотипами восприятия предпринимателя как спекулянта, дельца, эксплуататора (особенно в условиях идеологизированной советской экономики). В-третьих, с некоторой категоричностью поведения и общения предпринимателей в интересах дела и в связи с экономической необходимостью. В-четвертых, с завистью по поводу его прибыли и доходов.