Предпринимательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 19:14, реферат

Описание

Цель исследования – рассмотреть психологический портрет предпринимателя, самореализацию личности в предпринимательской деятельности и сравнить понятия «бизнес» и «предприниматель».

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
1. Сравнительный анализ понятий «бизнес» и «предприниматель»………...5
2. Психологический портрет предпринимателя………………………………8
3. Самореализация личности в предпринимательской деятельности………11
Заключение……………………………………………………………………....14
Список использованной литературы…………………………………………...15

Работа состоит из  1 файл

Реферат.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)

    К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся: (в интеллектуальном блоке) компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление; (в коммуникативном блоке) талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения; (в мотивационно-волевом блоке) склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).

    По  мнению К. Варнерида, нет двух четко  разграниченных групп людей: предпринимателей и не предпринимателей. Различия в  том, как много предпринимательской  активности они проявляют, и в уровне предприимчивости, заключенной в этой активности. Тогда правомерно говорить и о парапредпринимательстве как форме деятельности, осуществляемой параллельно бюджетной либо на ее базе. В настоящее время это явление достаточно распространено в нашей стране. С такой позиции объяснима и фигура интрапренера — человека, работающего в организации, но обладающего наклонностями и способностями предпринимателя.  
 
 
 

  1. Самореализация  личности в предпринимательской  деятельности
 

     Известно, что наиболее полное  раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

     З. Фрейд был одним из первых, кто  попытался увидеть в доминантных  инстинктах человека потребность в  самореализации. Самореализация, по З. Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения. Этой инстинктивной потребности в самореализации противостоят навязанные обществом императивные требования культуры (нормы, традиции, правила и т.д.), основная функция которых состоит в цензуре за бессознательным, в подавлении инстинктоподобных потребностей.

     Немало  страниц посвящает характеристике потребности в самореализации Э. Фромм. Он связывает её с потребностями человека в идентизации и целостности. Человек, отмечает Фрейд, отличается от животного тем, что он стремится выйти за пределы непосредственных утилитарных запросов, хочет знать не только то, что необходимо ему для выживания, но и стремится познать смысл жизни и сущность своего «Я». Эта самореализация достигается индивидом с помощью вырабатываемой им системы ориентаций в общении с другими людьми. Идентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность. Потребность в самореализации, по Фромму, есть экзистенциальная потребность – психическое состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы её удовлетворения: она может найти выход в творчестве и в разрушении, в любви и в преступлении и т.д.

     Для мыслителей материалистов, не подлежит сомнению, что стремление человека к самореализации имеет не инстинктивное, а филогенетическое происхождение  и, обязано своим существованием «второй человеческой природе», которая включает в себя: а) трудовой способ существования; б) наличие сознания; в) специфический человеческий вид взаимоотношений между людьми – общение с помощью второй сигнальной системы. Благодаря этому человек стал «общественным животным». Но социальное становление человека сопровождалось формированием и такой фундаментальной, сугубо человеческой потребности, каковой явилось стремление к обособлению. Именно стремление к обособлению, ставшее возможным на определенной исторической ступени развития общества, явилось предпосылкой развития человеческой индивидуальности, а следовательно и потребности в самореализации. Таким образом, отсюда следует, что потребность, стремление к самореализации – родовая потребность человека.

     Особенность потребности в самореализации состоит  в том, что удовлетворяя её в единичных  актах деятельности (например, написание  романа, создание художественного произведения) личность никогда не может удовлетворить  её полностью.

     Удовлетворяя  базовую потребность в самореализации в различных видах деятельности, личность преследует свои жизненные цели, находит свое место в системе общественных связей и отношений. Было бы грубой утопией конструировать единую модель самореализации «вообще». Самореализации «вообще» не существует. Конкретные формы, способы, виды самореализации у разных людей различны. В поливалентности потребности в самореализации выявляется и получает развитие богатая человеческая индивидуальность.

     Вот почему, говоря о всесторонней и  гармонически развитой личности, нужно подчеркивать не только богатство и всесторонность её способностей, но и (что не менее важно) богатство и многообразие потребностей, в удовлетворении которых осуществляется всесторонняя самореализация человека.

     Маслоу  свободно определяет самоактуализацию как "полное использование наличных талантов, способностей, возможностей и т.п."].

     "Я  представляю себе самоактуализировавшегося  человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а  как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и дарованиями".

     Поначалу  исследования Маслоу относительно самоактуализации были вызваны его желанием более  полно понять двух его наиболее вдохновляющих учителей, Рут Бенедикт и Макса Вертхаймера. Хотя это были очень не похожие друг на друга люди и занимались они исследованиями в разных областях, Маслоу чувствовал, что им присущ тот уровень самоосуществления в профессиональной и личной жизни, который он редко наблюдал у других. Маслоу видел в них не только блестящих и выдающихся ученых, но и глубоко совершенных, творческих людей. Он начал свое собственное исследование с тем, чтобы попробовать выяснить, что делает их столь особенными; он завел тетрадь и стал записывать в нее все данные, которые мог собрать относительно их личной жизни, ценностей и пр. Его сравнение Бенедикт и Вертхаймера было первым шагом в продолжившемся всю его жизнь исследовании самоактуализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Предприниматель — деловой человек, антрепренер, лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее свое дело в целях получения прибыли или иной выгоды. В современном значении предприниматель — человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность.

     Если  описывать предпринимателя как личность, то можно отметить следующие характерные черты. Он предпочитает принимать решения самостоятельно, восприимчив к новому; открыт для критики и похвал; любит быстрое развитие и нововведения; крайне требователен к себе и к способностям компаньонов. Предприниматель - это человек творческий, изобретательный и энергичный.

     Воздействие предпринимателя на подчиненных  происходит одновременно в двух направлениях: прямое воздействие через организаторскую  деятельность и косвенное влияние, которое предприниматель оказывает своими деловыми и личностными качествами. Предприниматель должен быть также хорошим руководителем.

     Различаются следующие типы руководства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и либеральный (номинальный). Каждый из стилей руководства имеет свои преимущества и недостатки.

     Директивное руководство в предпринимательской  деятельности позволяет быстро принимать  решения, но при этом может вызывать неудовлетворенность подчиненных.

     Высокая эффективность коллегиального руководства основана на использовании знаний и опыта членов организации, однако, осуществление такого стиля требует от предпринимателя значительных усилий для управления деятельностью подчиненных.

       Номинальный стиль руководства  позволяет обычно членам коллектива проявлять большую инициативу в решении всех насущных вопросов.  

Список  использованной литературы 

  1. Автономов В. С. Модель человека в экономической  науке. – СПб., 1998. 299с.
  2. Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Г.Л. Багиев, А. Н. Асаул; под общей ред. проф. Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб.гос.ун-та экономики и финансов, 2004. - 233 с.
  3. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 352 с.
  4. Занковский А.Н. Организационная психология.– М.: Флинта: МПСИ, 2000. - 648 с.

Информация о работе Предпринимательство