Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:05, контрольная работа
Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже.
Введение
Данная тема по своей актуальности
заслуживает внимания не только специалистов
в области детской невропатологии, но
и, прежде всего, родителей, воспитателей
детских садов, учителей. С каждым годом
возрастает количество детей, которым
поставлен диагноз какого-либо нервного
заболевания. По данным исследований А.И.Захарова
к окончанию младшей школы здоровых детей
меньше половины. Причины такого явления
кроются не только в сложной социальной
обстановке, но на много глубже.
Опасность этого заболевания кроется
не в его тяжести или неизлечимости (невроз
- излечим), а в отношении к этому заболеванию.
Большинство родителей просто не обращают
на первые признаки неврозов или нервных
расстройств у своих детей, вторая часть
- если и обращает внимание, то относится
достаточно поверхностно (“само пройдет”),
и лишь незначительная часть предпринимает
реальные действия для исправления положения.
По мнению школьных педагогов и психологов
к средним классам диагноз нервного расстройства
можно поставить большинству детей, а
фактически здоровыми можно назвать лишь
единицы. Если учесть, что невроз появляется
не в школьном возрасте, а гораздо раньше,
и к школьному возрасту часть детей приходят
с устойчивыми нервными нарушениями, то
можно сделать печальные выводы.
Пословицы говорят: “Посеешь привычку
- пожнешь характер, посеешь характер -
пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая натура”.
Народная мудрость тонко подметила связь
между образом жизни, который закладывается
еще в детстве, и отношениями человека
с окружающими его людьми, из которых действительно
складывается его судьба. Если ребенку
в детстве родители постоянно внушали,
что он:” тюфяк, разгильдяй, оболтус”,
то рано или поздно в это начинает верить.
Но сначала внутри ребенка происходит
конфликт, потому что он знает, что он не
такой плохой, что он старается порадовать
своих родителей, а они этого не замечают,
стараясь подогнать ребенка под свои мерки.
Из этого конфликта “вытекает” нервное
напряжение, с которым ребенок под час
не может справиться. Возможно два варианта
решения ребенком этой проблемы: либо
он приспособиться под непомерные требования
взрослых и спрячет свои личностные качества,
но будет вынужден искать механизм защиты
собственного “Я” доступными для него
способами, либо он будет сопротивляться,
что породит множество конфликтов с родителями.
И то и другое неизбежно приведет к повышенному
нервному напряжению, а если родители
не сменят свою “воспитательную политику”,
то у ребенка возникнет нервное расстройство,
невроз, который подрастающий человек
понесет с собой во взрослую жизнь. Напрашивается
закономерный вопрос: вырастут ли эти
дети полноценными личностями, будут ли
они удачливы и счастливы? Напрашивается
соответствующий ответ. В книге Вл. Леви
“Нестандартный ребенок”* описывается
случай, когда родители обратились к психологу
по поводу своего ребенка: мальчик перестал
убирать свою постель. Сколько лет вашему
мальчику? - спросил психолог. 25 - ответили
родители - он уже 3 года как женат. Причина
оказалась лежала на поверхности - родители
воспитывали своего ребенка так, как хотелось
им, принудили поступить в институт по
их выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.
Судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем нам грозит “полная невротизация населения”. Общество состоящее в большинстве своем из невротиков не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.
Может показаться, что я
сгущаю краски и рисую апокалиптическое
будущее. Да, проблема важна, очень. Но
все больше родителей придает значение
здоровью своих детей и своих семей в целом.
К сожалению, большинству из них приходится
действовать методом проб и ошибок, но
самое главное - они хотят вырастить здоровых
детей. Задумываются о профилактике детских
нервных заболеваний и стараются не допускать
их. Никто не спорит - современная жизнь
стала сложной, лишенной стабильности
и полна стрессов. В данных условиях жить
и растить новое поколение будет легче
только здоровому человеку и физически,
и морально, но в первую очередь психически.
Современная семья “представляет
собой не застывшую социальную организацию,
а динамическую микросистему, постоянно
находящуюся в диалектическом развитии.
Общеизвестны определенные изменения,
происшедшие в структуре семьи: уменьшение
размеров семьи и количества детей, уменьшение
роли старшего брата и сестры, исчезновение
резкой дифференциации между членами
семьи в целом” - пишет А.И.Захаров в книге
“Неврозы детей”*. Сюда же можно добавить
и смешение половых ролей в обществе: становится
все более заметна феминизация мужчин
и, обратно, мускулюнизация женщин. Мужчины
все больше отстраняются от воспитания
собственных детей (хотя надо отметить,
эта тенденция существовала и раньше),
стараются сложить с себя как можно больше
ответственности за этот процесс. Женщины
предлагают своим детям стереотип модели
поведения (согласно половой дифференциации
в обществе), не соответствующий действительности:
для мальчиков - образец смеси “прекрасного
принца” и “Шварценегера”, не подкрепленный
личным примером отца, для девочек до сих
пор действует стереотип поведения скромной,
домовитой женщины, хотя перед глазами
ежедневно пример собственной матери,
не соответствующий реальной женщине
в современном обществе.
Современные социальные психологи
отмечают изменения происшедшие в нынешней
семье. Намечается тенденция к формированию
нового типа семьи. Отношения между родителями
изначально в семье строятся скорее на
принципах товарищества, нежели на принципах
главенства того или иного члена семьи
(по патриархальному или матриархальному
укладу). Но процесс становления новой
семьи труден и болезнен, так как новые
роли еще не до конца освоены: мужчин в
семье еще тянет стукнуть кулаком по столу
и сказать: ”Кто в доме хозяин?”, женщины,
воспитанные старшим поколением в ином
ключе, вынуждены приспособиться к современным
условиям и вести себя более активно ,
тоже претендуют на роль главы семьи. Множество
семей распадается, не перейдя 5-летний
рубеж существования. Но так как в большинстве
семей уже есть дети, то прежде всего они
расплачиваются за ошибки взрослых. Что,
в свою очередь, способствует возникновению
неврозов и других нервных заболеваний
детей.
На мой взгляд, причины сложных
взаимоотношений между родителями и детьми,
а, в свою очередь и в большинстве случаев,
причины повышенной нервозности детей,
кроются в несостоятельности родителей,
не способности выполнять материнские
и отцовские обязанности из-за инфантилизма
людей, создающих семью. Современные родители
по инерции продолжают жить своими проблемами,
не задумываясь о судьбе своих детей. Современные
родители, по определению Дж.Пирса, “рассоединенные”
, они существуют рядом, но не вместе. Каждый
из членов семьи занимается своими проблемами,
забывая, что ребенок нуждается в постоянном
любви, внимании и заботе, понимании своих
проблем, которых у него много. Вместо
этого современные родители стараются
как можно раньше переложить воспитание
собственного ребенка на детские учреждения,
занимаясь тем временем собственной карьерой
и собственной жизнью. Что в свою очередь
не способствует здоровью ребенка во всех
отношениях. Предвижу возражения, что
современная жизнь заставляет принимать
решения, не соответствующие собственным
стремлениям. На что могу ответить: компромисс
можно найти всегда, было бы желание. Термин
“Воссоединение в родительстве”, предложенный
,Дж.Пирсом*, на самом деле - актуальное
требование к современной семье, реально
выполнимое в современных условиях. Оно
поможет предотвратить большинство случаев
нервных заболеваний детей, что в свою
очередь обеспечит психическое здоровье
подрастающего поколения.
Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип
отношений, который закладывается в детстве.
Если малыш часто видит ссоры родителей,
то в последствии принимает их за норму
жизни, вырабатывает привычку к подобным
отношениям. Став, в свою очередь родителем,
подсознательно реализует заложенное
в детстве представление в собственной
семье. По моему мнению, в современную
школьную программу надо включить предмет
“Родительство”, обучая , что называется
“с младых ногтей” премудростям этой
сложной науки. Так как пока что редкую
нынешнюю семью можно взять за пример
для подражания - гармония семейных отношений
вероятнее всего создаст благоприятную
почву для воспитания гармоничной личности
(конечно, ни кто не застрахован от ошибок).
1. Мнение о проблеме детских
неврозов: А.И.Захарова
По мнению А.И.Захарова существуют
несколько видов неврозов. В своей книге
“Неврозы у детей” он перечисляет их
в следующем порядке:
1. Невроз страха. Пример девочки 6-ти лет
описывает данный вид невроза.
“Мы знаем, что, когда возникают такие
состояния, чаще всего речь идет о страхе
смерти. Он проявляется в той или иной
степени у всех детей в возрасте 5-6 лет.
... Как правило, дети сами справляются
с подобными переживаниями; но только
в том случае, если в семье существует
жизнерадостная эмоциональная атмосфера...
А если ребенок и прежде был беспокойным
, то подобное беспокойство резко усиливает
возрастной страх смерти, и вот вам набор
невротических страхов, как у этой девочки
( боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин
и т.д.). Все эти страхи мотивированы, по
существу, одним: боязнью, что может что-то
случиться. В своем максимальном выражении
это “что-то” означает смерть: от пожара,
болезни и т.д. ...Источником подобных страхов
была мать, тревожная по характеру, и всего
этого боявшаяся в детстве”.
А.И.Захаров видит причину передачи
материнских страхов дочери в такой особенности
психологического развития ребенка, как
“феномен ролевой идентификации “ - в
возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх
изображать себя мамой, мальчики 5-8 лет
- отца.
Так и в данном случае девочка подсознательно,
незаметно усвоила материнский способ
поведения.
2. Неврастения .
“Болезненное перенапряжение психофизиологических
возможностей ребенка. Он не в силах соответствовать
завышенным требованиям окружающих и
заранее считает себя не способным справиться
с любыми предстоящими трудностями”.
Чаще всего это происходит от неспособности
родителей принять ребенка таким, каков
он есть на самом деле. Ребенок, в свою
очередь не может понять, почему родители
так строги к нему, ведь он так старается
делать то, что они требуют. Противоречия
самих родителей приводят ребенка к нервному
перенапряжению, неврастении. Говорить
о здоровой психике ребенка не приходится
- конфликт родителей с ребенком, воспринимается
последним, как собственная неполноценность.
На самом деле, приходится удивляться
терпению детей в таких ситуациях. По словам
Захарова, родители по его просьбе подсчитали
сколько замечаний в день они сделали
своему ребенку: около 300 противоречивых
требований ( не просьб, обращений, а требований
и приказов).
Другой причиной подобного невроза
может быть переключение внимания родителей
на другого ребенка, появившегося в семье,
неспособность самих родителей равномерно
распределять внимание между всеми детьми
в семье. Часто, упреки в адрес старшего
(в такой ситуации реже бывает наоборот)
ребенка бывают несправедливы и мотивированы
тем, что “он старший, на нем больше ответственности,
он сам должен понимать”. Как правило
оборачивается такая ситуация нервными
срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой
агрессией к младшему брату или сестре.
Так страдающий ребенок понимает причину
снижения своего рейтинга у родителей.
2. Основные новообразования
Формирование "Мы"-концепции
Иногда
оно принимает очень жесткий
характер: "мы – свои, они –
чужие". Поделены территории, сферы
жизненного пространства. Это не дружба,
отношения дружбы еще только предстоит
освоить как отношения
Формирование референтных групп
В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Подростки объединяются в компании или сборища, члены которых что-то делают сообща, имеют общие интересы. Например - увлечение неформальными молодежными движениями (эмо, готы, панки). Собираясь в группы, дети пытаются найти поддержку у себе подобных. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого. Как ни странно. Но это создает чувство безопасности и независимости.
Чувство взрослости
Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется так:
Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов. Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие. Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения). Внешний облик и манера одеваться. Что требуется от нас? Устанавливать эмоциональный контакт с подростком, не унижая его личность. Не надо чрезмерно критиковать. «Ты что вырядился как клоун?» «разукрасилась как попугай» и т. д. Это тупиковый стиль общения. Эмоциональное отвержение – опасный стиль воспитания. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком. Эмоциональное потворство . Ребенок – центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Авторитарный контроль. Воспитание – главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку. Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.
Эмоциональное развитие подростка
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства. Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
Воображение и творчество подростка
Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее. Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности. Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.
Аномалии личностного развития подростков
Подростковый возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.
3. Возникновения истерического невроза
Согласно современным воззрениям, в возникновении истерического невроза важная роль принадлежит наличию истерических черт личности и психического инфантилизма как фактору внутренних условий (В. В. Ковалев,1979), в чем, несомненно, существенная роль отводится наследственности. Из внешних факторов В. В. Ковалев и другие авторы придавали значение семейному воспитанию по типу «кумир семьи» и другим видам психотравмирующего воздействия, которые могут быть весьма различными и в определенной степени зависят от возраста ребенка. Так, в младшем детском возрасте истерические расстройства могут возникнуть в ответ на острый испуг (чаще это кажущаяся угроза жизни и благополучию). В дошкольном и младшем школьном возрасте подобные состояния в ряде случаев развиваются после физического наказания, при выраженном недовольстве родителей поступком ребенка или категорическом отказе выполнить его просьбу. Подобные истерические расстройства носят обычно временный характер, они могут не повториться в последующем, если родители поймут свою ошибку и будут более бережно относиться к ребенку. Следовательно, речь не идет о развитии истерии, как болезни. Это лишь элементарная истерическая реакция.