Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:05, контрольная работа
Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже.
У детей среднего и старшего (фактически подростков) школьного возраста истерия обычно возникает вследствие длительно действующей психотравмы, которая ущемляет ребенка как личность. Давно подмечено, что различные клинические проявления истерии чаще наблюдаются у изнеженных детей со слабой волей и
невосприимчивостью к критике, не приученных к труду, не знающих слов «нельзя» и «надо». У них доминирует принцип «дай» и «хочу», имеется противоречие между желанием и реальной действительностью, недовольством своим положением дома или в детском коллективе.
Механизм возникновения истерического невроза И. П. Павлов объяснял преобладанием подкорковой деятельности и первой сигнальной системы над второй, что четко сформулировано в его работах: «... истерический субъект живет в большей или меньшей степени не рассудочной, а эмоциональной жизнью, управляется не корковой деятельностью, а подкорковой...».
4.Как темперамент влияет на возникновение и развития неврозов
Темперамент – это совокупность признаков, определяющих психику человека. Он в основном включает эмоциональность, двигательную и речевую активность.
Холерик (холерический темперамент) – сильный не уровновешенный, безудержный тип высшей нервной деятельности, характеризуется повышенной возбудимостью, импульсивностью в поступках и действиях. Они быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, находят правильное решение, но подвержены частой смене настроения, могут дать бурную реакцию по малейшему поводу, но вскоре отходят и долго не держат зла.
Сангвиник (сангвинический темперамент) — сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности, проявляется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и подвижностью. У таких людей живая эмоциональная реакция, богатая мимика, они целеустремленны, трудолюбивы и легко переносят неудачи и огорчения.
Флегматик (флегматический темперамент) — сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности, характеризуется медлительностью, трудностью переключения с одного рода деятельности на другой, вялостью эмоциональных реакций, постоянством и глубиной чувств.
Меланхолик (меланхолический темперамент) — слабый тип высшей нервной деятельности, для которого характерны слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность; такие лица застенчивы, сдержанны, нерешительны, неуверенны в себе, у них часто подавленное настроение, глубокое переживание даже незначительных событий в жизни.
Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные стороны. Так, холерики могут сосредоточить большие усилия в течение короткого промежутка времени. Они быстро загораются и так же быстро гаснут. Им не хватает выдержки для длительной, кропотливой работы. Быстро охватив какую-то проблему в целом, они не всегда способны к подробной детализации различных ее аспектов.
Сангвиники, как большие оптимисты, быстро находят контакт с людьми, привлекают внимание других своими веселым нравом, легко дают обещания и так же легко забывают о них. Их повышенная работоспособность хорошо проявляется обычно в начале деятельности, но вскоре могут наступить усталость и потеря интереса. Флегматики, нередко хладнокровные люди, в противоположность холерикам, не могут быстро оценить обстановку и принять правильное решение, но зато обладают способностью добиться ус- пеха упорным и кропотливым трудом.
Меланхолики характеризующиеся слабой возбудимостью, но глубиной и длительностью эмоции, обычно медленно входят в работу, вначале могут быть медлительными и пассивными, но обладают большой выдержкой. Их трудоспособность постепенно повышается и достигает максимума к середине или концу рабочего дня.
Особенности темперамента человека играют определенную роль в возникновении неврозов и их клинической разновидности. Так, неврозы чаще наступают у холериков и меланхоликов, чём у сангвиников и флегматиков.
Однако приведенные
5. Истерический невроз.
“Его внешние проявления, видимо, знакомы
всем: ребенок чрезмерно капризен, то и
дело устраивает истерики, падает на пол,
бьется. Но подобный невроз надо отличать
от патологии характера, которая бывает
в более старшем возрасте”. Можно добавить:
надо отличать от педагогической запущенности,
но причина - та же. Родители до определенного
момента потакали возрастающим требованиям
чада, но потом ввели ограничения, поступив
непоследовательно - ведь ребенок не понимает
смену логики родителей. “Главное отличие:
ребенок не хочет быть таким; он устраивает
сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего
с собой не может сделать, это происходит
помимо его воли”.
Причины возникновения такого поведения
Захаров видит в вышеуказанной причине:
непоследовательность в воспитании родителей
и ближайшего окружения - бабушек и дедушек.
За примером далеко обращаться не надо,
он взят из жизни. Приехала свекровь, которая
видит своего внука раз в год, решила проявить
“педагогическую чуткость. “Ребенку
нельзя говорить нет” - сказала она мне.
Ребенок требовал достать специально
спрятанные от него сладости перед обедом.
Малыш почувствовал, что здесь он не получит
сопротивления, заставил бабушку поднять
его на нужную высоту и сам достал искомое.
Перед этим устроив небольшую истерику
для острастки. Хуже было, когда бабушка
уехала - невозможно было объяснить, почему
ему запрещают то, что вчера разрешили.
Другую причину истерического невроза
Захаров называет обратную сторону такой
ситуации: не повышенное внимание к ребенку,
а наоборот, полное отсутствие такового.
Дети, лишенные эмоционального внимания,
по мере накопления дефицита внимания
устраивают демонстрации. Но, как правило,
натыкается на стену непонимания - всегда
тихий и незаметный ребенок превращается
в неуправляемого буяна. “Ты нам такой
не нравишься” - как бы говорят родители.
Таких детей называют “невостребованными”.
На самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для поколения 60-80х годов, когда молодые родители были заняты устройством личной жизни и карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность заниматься домашним воспитание детей, остальные были лишены такой возможности, вынуждены были отдавать своих детей в детские ясли и сады. Можно сказать - веяние времени.
6. Невроз навязчивых состояний.
Последний невроз, описанный Захаровым.
“...Обычно проявляется в более старшем
школьном возрасте”. Состояния, при которых
ребенок испытывает потребность совершать
какие-либо действия, так как, по его мнению,
это несет в себе защитные элементы. На
самом деле, это и является механизмами
защиты, как тики, однообразные движения,
или респираторные явления (по мнению
В.И.Гарбузова).
Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона куста боится”).
Заключение
А.И.Захаров видит причины
детских неврозов в несовершенстве
семейных отношений. Но, таким образом,
проблема становится похожа на замкнутый
круг: родители несут из своего детства
свои страхи проблемы, перекладывая их
на плечи порастающих детей, те в
свою очередь - на плечи своих детей.
И так можно продолжать долго,
пока кто-либо из этой цепочки не остановится
и не задумается, как исправить
это положение. Сознательное родительство,
то есть полное осознание свей ответственности
как родителя и воспитателя многим
мамам и папам помогло решить
проблемы своей семьи и растить
своих детей относительно здоровыми.
Дети, чувствуя в родителях, прежде
всего любовь, находя опору и понимание
более безболезненно проходят кризисные
моменты своей жизни.
Очень важный момент, которому Захаров
придает большое значение - период до рождения
ребенка. Насколько ребенок будет желанным
в семье, в каком состоянии находится сама
семья на момент появления ребенка в семье.
Старинная притча говорит: когда к
древнему мудрецу пришли молодые родители,
ребенку которых было 10 дней, и спросили:
“Когда нам начинать воспитывать своего
ребенка?” На что мудрец им ответил: “Вы
опоздали на 9 месяцев и 10 дней”.
На самом деле, никто не требует совершенства
от родителей, все имеют право на ошибки,
но многих из них можно было бы избежать.
Для начала решить собственные проблемы
и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное
понимание такого решения в будущем гарантирует
и психическое здоровье ребенка в семье,
а так же гарантия, что большинство ваших
проблем не перейдут бесполезным багажом
в жизнь наших внуков.
Не менее важно понимание чувства
меры - “Ничто не яд, ничто не лекарство
- главное мера”. Избыток неоправданного
внимания, этакое “всевидящее око”, родителей
может породить в ребенке неуверенность
в собственных силах, различные комплексы,
так же может привести к возникновению
невроза. Адекватное отношение к возрасту
ребенка (кстати, большинство родителей
не может спокойно принять темпы взросления
собственных детей - здесь возможны полярные
мнения, то им кажется, что ребенок еще
слишком маленький, то предъявляются требования,
не соответствующие возрасту ребенка)
- сложность, которую не многие могут преодолеть
спокойно. Понимание и уважение к личной
жизни ребенка соблюдается далеко не всеми
родителями, но это относится уже к разделу
этики самих родителей.
Многие родители воспринимают собственного
ребенка, как еще один шанс для воплощения
собственных амбиций и нереализованных
возможностей. Как и чем расплачиваются
дети таких родителей, по-моему, не требуется
рассказывать.
Действительно, перечислять причины
детских неврозов можно долго. Главное
понять, что причины нервных заболеваний
детей кроются не в несовершенстве детской
природы, а в ошибках воспитания. Некоторые
родители, водя своих детей по врачам,
допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез,
заикание, страхи, говорят о посторонних
причинах заболевания. Но поступая так,
валят “с больной головы на здоровую”
- если здесь уместен такой каламбур. Первопричина
в них самих. Не состоятельность как родителей.
Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать
выход невроза “на поверхность” может
какой угодно напряженный момент - облаяла
собака, резко просигналила машина, несправедливость
учителя, но надо помнить, что основа закладывается
в раннем детстве.
Сложности семейных отношений не должны
служить поводом для оправдания собственной
невнимательности к своим же детям.
В кабинете у моего отца висел плакат:
“Кто хочет работать - работает, кто не
хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности”.
Перефразируя, можно сказать: “Кто хочет
вырастить гармоничного ребенка - прикладывает
усилия для достижения своей цели, кто
хочет заниматься только собой - ищет оправдания
собственной бездеятельности”.
Говоря о детских неврозах, надо постоянно
помнить, что это заболевание получают
в виде наследства от своих собственных
родителей. А.И.Захаров постоянно подчеркивает,
что неврозы у детей - заболевания не генетические,
но обусловлены состоянием родителей
на момент рождения малыша.
Список используемой литературы:
1. А.И.Захаров “Неврозы у детей" изд-во
“Дельта” , СПб, 1996 год
2. В.И.Гарбузов“Нервные дети” Ленинград
1990 год (?)
3. В.Леви “Нестандартный ребенок” Москва
1989 год.
4 Дж.Пирс “Волшебный ребенок подрастает”
, Самиздат.