Причины неврозов у детей подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины. Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но на много глубже.

Работа состоит из  1 файл

Причины неврозов.docx

— 39.67 Кб (Скачать документ)

У детей среднего и старшего (фактически подростков) школьного возраста истерия обычно возникает вследствие длительно действующей психотравмы, которая ущемляет ребенка как личность. Давно подмечено, что различные клинические проявления истерии чаще наблюдаются у изнеженных детей со слабой волей и

невосприимчивостью к  критике, не приученных к труду, не знающих слов «нельзя» и «надо». У них доминирует принцип «дай» и «хочу», имеется противоречие между желанием и реальной действительностью, недовольством своим положением дома или в детском коллективе.

Механизм возникновения  истерического невроза И. П. Павлов объяснял преобладанием подкорковой деятельности и первой сигнальной системы над второй, что четко сформулировано в его работах: «... истерический субъект живет в большей или меньшей степени не рассудочной, а эмоциональной жизнью, управляется не корковой деятельностью, а подкорковой...».

 

4.Как темперамент влияет на возникновение  и развития неврозов

Темперамент –  это совокупность признаков, определяющих психику человека. Он в основном включает эмоциональность, двигательную и речевую активность.    

 Холерик  (холерический темперамент) – сильный не уровновешенный, безудержный тип высшей  нервной деятельности, характеризуется повышенной возбудимостью, импульсивностью в поступках и действиях. Они быстро переключаются с одного вида деятельности на другой,  находят правильное решение, но подвержены частой смене настроения, могут дать бурную реакцию по малейшему поводу, но вскоре отходят и долго не держат зла.

Сангвиник (сангвинический темперамент) — сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей нервной деятельности, проявляется сильными процессами возбуждения и торможения, их уравновешенностью и подвижностью. У таких людей живая эмоциональная реакция, богатая мимика, они целеустремленны, трудолюбивы и легко переносят неудачи и огорчения.

Флегматик (флегматический темперамент) — сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности, характеризуется медлительностью, трудностью переключения с одного рода деятельности на другой, вялостью эмоциональных реакций, постоянством и глубиной чувств.

Меланхолик (меланхолический темперамент) — слабый тип высшей нервной деятельности, для которого характерны слабость процессов возбуждения и торможения, их инертность; такие лица застенчивы, сдержанны, нерешительны, неуверенны в себе, у них часто подавленное настроение, глубокое переживание даже незначительных событий в жизни.

Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные  стороны. Так, холерики могут сосредоточить  большие усилия в течение короткого промежутка времени. Они быстро загораются и так же быстро гаснут. Им не хватает выдержки для длительной, кропотливой работы. Быстро охватив какую-то проблему в целом, они не всегда способны к подробной детализации различных ее аспектов.

Сангвиники, как большие  оптимисты, быстро находят контакт  с людьми, привлекают внимание других своими веселым нравом, легко дают обещания и так же легко забывают о них. Их повышенная работоспособность хорошо проявляется обычно в начале деятельности, но вскоре могут наступить усталость и потеря интереса. Флегматики, нередко хладнокровные люди, в противоположность холерикам, не могут быстро оценить обстановку и принять правильное решение, но зато обладают способностью добиться ус- пеха упорным и кропотливым трудом.

Меланхолики характеризующиеся  слабой возбудимостью, но глубиной и длительностью эмоции, обычно медленно входят в работу, вначале могут быть медлительными и пассивными, но обладают большой выдержкой. Их трудоспособность постепенно повышается и достигает максимума к середине или концу рабочего дня.

Особенности темперамента человека играют определенную роль в возникновении неврозов и их клинической разновидности. Так, неврозы чаще наступают у холериков и меланхоликов, чём у сангвиников и флегматиков.

Однако приведенные разновидности  темперамента не могут полностью  охватить всё особенности психической  деятельности человека, подобно тому как трудно провести четкую грань  между здоровьем и болезнью.

 

  

5. Истерический невроз.  
“Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте”. Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но причина - та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не понимает смену логики родителей. “Главное отличие: ребенок не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли”. 
  Причины возникновения такого поведения Захаров видит в вышеуказанной причине: непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из жизни. Приехала свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила проявить “педагогическую чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет” - сказала она мне. Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости перед обедом. Малыш почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил бабушку поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед этим устроив небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка уехала - невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера разрешили. 
  Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону такой ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого буяна. “Ты нам такой не нравишься” - как бы говорят родители. Таких детей называют “невостребованными”.

  На самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для поколения 60-80х годов, когда молодые родители были заняты устройством личной жизни и карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность заниматься домашним воспитание детей, остальные были лишены такой возможности, вынуждены были отдавать своих детей в детские ясли и сады. Можно сказать - веяние времени.

 

6. Невроз навязчивых состояний. 
Последний невроз, описанный Захаровым. “...Обычно проявляется в более старшем школьном возрасте”. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления (по мнению В.И.Гарбузова).

  Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований, принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых, выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона куста боится”).

 

 

Заключение

А.И.Захаров видит причины  детских неврозов в несовершенстве семейных отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый  круг: родители несут из своего детства  свои страхи проблемы, перекладывая их на плечи порастающих детей, те в  свою очередь - на плечи своих детей. И так можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится  и не задумается, как исправить  это положение. Сознательное родительство, то есть полное осознание свей ответственности  как родителя и воспитателя многим мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить  своих детей относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору и понимание  более безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни.  
  Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение - период до рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в каком состоянии находится сама семья на момент появления ребенка в семье.  
  Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые родители, ребенку которых было 10 дней, и спросили: “Когда нам начинать воспитывать своего ребенка?”  На что мудрец им ответил: “Вы опоздали на 9 месяцев и 10 дней”.  
  На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье, а так же гарантия, что большинство ваших проблем не перейдут бесполезным багажом в жизнь наших внуков. 
  Не менее важно понимание чувства меры - “Ничто не яд, ничто не лекарство - главное мера”. Избыток неоправданного внимания, этакое “всевидящее око”, родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах, различные комплексы, так же может привести к возникновению невроза. Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати, большинство родителей не может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность, которую не многие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к разделу этики самих родителей.  
  Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс для воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не требуется рассказывать.  
  Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи, говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят “с больной головы на здоровую” - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них самих. Не состоятельность как родителей. 
  Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза “на поверхность”  может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в раннем детстве.  
  Сложности семейных отношений не должны служить поводом  для оправдания собственной невнимательности к своим же детям.  
  В кабинете у моего отца висел плакат: “Кто хочет работать - работает, кто не хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности”. Перефразируя, можно сказать: “Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает усилия для достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет оправдания собственной бездеятельности”. 
  Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание получают в виде наследства от своих собственных родителей. А.И.Захаров постоянно подчеркивает, что неврозы у детей - заболевания не генетические, но обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.

 

Список используемой литературы: 
1. А.И.Захаров “Неврозы у детей" изд-во “Дельта” , СПб, 1996 год 
2. В.И.Гарбузов“Нервные дети” Ленинград 1990 год (?) 
3. В.Леви  “Нестандартный ребенок” Москва 1989 год. 
4 Дж.Пирс “Волшебный ребенок подрастает” , Самиздат.

 


Информация о работе Причины неврозов у детей подростков