Примерная коррекционно- развивающая программа для ученицы 1В класса Анжелики Александровны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 05:02, контрольная работа

Описание

Данная психокоррекционная программа основана на следующих принципах:
1) Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач.
2) Принцип комплексности методов психологического воздействия.
3) Принцип целостности.

Работа состоит из  1 файл

Данная психокоррекционная программа основана на следующих принципах.docx

— 14.59 Кб (Скачать документ)

                       Федеральное агентство по образованию

       Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального 

                                             образования                 

       «Красноярский государственный педагогический университет  им.

                                      В.П. Астафьева». 
 
 
 

       Примерная коррекционно- развивающая программа  для   ученицы  1В класса Анжелики Александровны. 
 
 
 
 

                                                                           Выполнил: студентка вечернего отделения

                                                                         41 группы

                                                                         Мамонова Яна.

                                                                         Проверил: старший преподаватель

                                                                         Бузовкина  Н. Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       Красноярск 2011г. 

                                            

                                              Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Пояснительная записка. 

       Данная  психокоррекционная программа основана на следующих принципах:

    1. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач.
    2. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
    3. Принцип целостности.

       На  основании заключения психологического обследования обучающейся в 1В классе, Анжелики Александровны, 10.09.2000 г, рождения, год обучения – первый. Анжелика Александровна нуждается в проведении коррекционной работы. В ходе обследования было установлено, что объём, концентрация, устойчивость внимания не достаточные, переключение внимания затруднено при  смене шаблона. Общий запас знаний и словарный запас не достаточны, относительно возраста, операции обобщения  и классификации развиты средне. Анжелика Александровна контакт  со сверстниками устанавливает легко, стабильный, работоспособность увеличивается  в ситуациях успеха, но на темп работы не влияет.   Для коррекции когнитивной  сферы развития ученицы 1В класса Анжелики Александровны, необходимо провести ряд занятий на развитие мышления (словесно - логического, абстрактного), внимания и памяти, а именно запоминание  нового. 

       Содержание  работы:  использование индивидуальных и групповых игр и упражнений.

       Цель: развитие и коррекция познавательной деятельности.

Задачи  коррекционной программы:

      1. Развитие объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости внимания.
      2. Развитие операций мышления;
      3. Развитие памяти

Форма организации: групповая (не более 10 человек).

       Используется  групповая форма проведения занятий, так как именно в группе детей  можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью  данного возрастного этапа.

       Продолжительность: время проведения – 20- 40 минут, 2 раза в неделю.

       Этапы проведения коррекционной работы:

       1. Ориентировочный этап – даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.

       2. Коррекционный этап – непосредственно коррекционная работа. Используются специально подобранные игры и упражнения.

       3. Итоговый этап – закрепление, подведение итогов проведённой работы. 

       Предполагается, что по проведению коррекционной  программы у Анжелики Александровны повысится уровень развития переключаемости и распределяемости внимания, образного и логического мышления.

       Программа состоит из 12 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит  из 3 частей:

       1. Вводная часть – знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.

       2. Основная часть – проведение игр и упражнений

       3. Итоговая часть – подведение итогов занятия, прощание с группой. 
 
 
 
 

     2. Тематическое планирование 

       
Тема занятия Цели всего  занятия Упражнения
1 Диагностика Исследование  познавательной сферы методики: «10 слов», «Классификация понятий», «Аналогии», «Сравнение» ?
2 «В гостях у  мышки» Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой.

Задачи: 

1. Развивать концентрацию внимания.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Воспитывать уважение к окружающему миру, терпение.

4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть. 

II. Основная  часть.

1. Я  вижу…

Цель: Развивать  внимание ребёнка, оптимизировать ориентацию в пространстве.

2. Замри!

Цель: развитие внимание, обучение быстро реагировать  на звуковые сигналы.

3. Кляксы.

Цель: снятие эмоционального напряжения у детей, создание благоприятного эмоционального фона, налаживание контакта с детьми; развитие умения видеть образ, проявлять  самостоятельность в творчестве и создании образа.

4. Счастливый путь.

Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на звуковые сигналы.

5. Релаксация «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и  расслабления мышц.

III. Итоговая  часть.

3 «В гостях у  белки» Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой.

Задачи: 

1. Развивать концентрацию внимания.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3.Воспитывать  уважение к окружающему миру.

4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

II. Основная  часть.

1. Карлики  и великаны.

Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на звуковые сигналы.

2. Раскрась  вторую половинку.

Цель: развитие концентрации внимания.

3. Костёр.

Цель: формирование внимания и произвольной регуляции  собственной деятельности, сплочение  группы.

Оборудование: декорация костра.

 4. Игра с флажками.

Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на посторонние  сигналы.

Оборудование: красный, синий и зелёные флажки.

5.Релаксация  «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и  расслабления мышц.

III. Итоговая  часть. 

4 «В гостях у  птички» Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения  внимания.

Задачи:

1. Развивать концентрацию и распределение внимания, наблюдательность.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Воспитывать уважение к окружающему миру.

4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

II. Основная  часть.

1. Смешанный  лес

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование: рисунки с изображением замаскированных  деревьев.

2. Делай  как я.

Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания.

3. Строители

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения  внимания.

Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а три остальные  отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш.

 4.Найди мяч

Цель: развитие концентрации внимания.

Оборудование: мяч.

5.Релаксация  «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и  расслабления мышц.

III. Итоговая  часть.

5 «В гостях у  собачки» Цель: развитие концентрации и распределения внимания, произвольного внимания.

Задачи:

1. Развивать концентрацию, распределение внимания.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Воспитывать уважение к окружающему миру, терпение, выдержку.

4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

II. Основная  часть.

1. Найди  дорожку

Цель: Развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

2. Ухо-нос.

Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на звуковые сигналы.

3. Найди  тень

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением животных и отбрасываемой тени.

4. Съедобное  - несъедобное

Цель: формирование внимания, закрепление знаний о свойствах  предметов.

Оборудование: мяч.

5.Релаксация  «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и  расслабления мышц.

III. Итоговая  часть.

Домашнее  задание:

6 «В гостях у  муравьёв» Цель: развитие объёма, концентрации и распределения  внимания, произвольного внимания.

Задачи:

1. Развивать объём, концентрацию, распределение внимания, наблюдательность.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпимость.

4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

II. Основная  часть.

1. Смешанный  лес

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование: рисунки с изображением замаскированных  деревьев.

2. Кто  внимательнее?

Цель: развитие объема внимания, наблюдательности.

Оборудование: картинки с изображением разного  количества муравьёв.

3. Платочек.

Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности.

Оборудование: платочек.

4. Выкладывание  палочек

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой  изоляционной проволоки, трубочки для  коктейлей и т.д.), образец узора.

5. Релаксация  «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и  расслабления мышц.

III. Итоговая  часть.

7 «В гостях у  пчёлки» Цель: Развитие произвольного внимания, концентрации внимания, памяти.

Задачи:

1. Развивать произвольное внимание.

2. Развивать концентрацию внимания, память.

3. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

4. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпимость

5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

II. Основная  часть.

1. Найди  дорожку

Цель: Развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш.

2. Топ-хлоп

Цель: развивать  внимание, память.

3. Спрячем  в шкафчик.

Цель: развитие концентрации внимания.

4. Запрещённые  движения.

Цель: развитие концентрации внимания.

5.Релаксация  «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и  расслабления мышц.

III. Итоговая  часть.

8 «В гостях у  мишки» Цель: развитие слухового внимания ребенка, свойств  внимания, наблюдательности.

Задачи:

1. Развивать слуховое внимание.

2. Развивать концентрацию внимания, сосредоточение, память.

3. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

4. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение.

5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

II. Основная  часть.

1. Перепутанные  линии.

Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

Оборудование: картинки с перепутанными линиями.

2. Опиши  друга

Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.

3. На  стол! Под стол! Стучать!

Цель: развитие слухового внимания ребенка.

4. Сделай, как я! (со спичками)

Цель: развитие памяти и внимания.

Оборудование: Спички. В принципе, использовать можно  не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и  т.д.

5.Релаксация  «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и  расслабления мышц.

III. Итоговая  часть.

9 «В гостях у  курочки» Цель: развитие концентрации и объема внимания, памяти и мышления.

Задачи:

1. Развивать концентрацию и объем внимания, память, мышление.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение.

4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

II. Основная  часть.

1. Сложи дорожку.

Цель: развитие внимания, памяти и мышления у детей.

Оборудование: различные фигуры.

2. Запретное  слово.

Цель: развития произвольного внимания и находчивости.

3. Угадай, что исчезло. 

Цель: развитие внимания и памяти.

Оборудование: различные игрушки.

5. Нанизывание  бусинок

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, для усложнения задания - крупный  бисер.

6. Релаксация  «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и  расслабления мышц.

III. Итоговая  часть.

Домашнее  задание:

10 «В гостях у  кошки» Цель: развитие распределения, концентрации и объёма внимания, наблюдательности.

Задачи:

1. Развивать распределение, объём и концентрацию внимания, наблюдательность.

2. Развивать мелкую моторику рук.

3. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

4. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение.

5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

II. Основная  часть.

1. Тепло  – холодно.

Цель: развитие распределения и концентрации внимания, наблюдательности.

Оборудование: игрушка «Кошка».

2. Найди  отличия

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточки с изображением двух картинок, имеющих различия.

3. Будь  внимательнее!

Цель: развитие внимательности, быстроты распределения  и переключения внимания, расширение кругозора и познавательной активности ребенка.

4. Срисовывание  по клеточкам

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.

Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1х1) см); образец для рисования; остро  отточенные карандаши.

5. Релаксация  «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и  расслабления мышц.

III. Итоговая  часть.

Домашнее  задание

11 «Встречаем  мишку» Цель: подведение итогов проведённой работы, развитие концентрации внимания, его произвольности, наблюдательности.

Задачи:

1. Развивать концентрацию, произвольность внимания, наблюдательность.

2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

3. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение.

4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

I. Вводная часть.

II. Основная  часть.

1. Найди  тень

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением животных и отбрасываемой ими тени.

2. Зеваки

Цель: развитие произвольности внимания.

3. Руки-ноги

Цель: развитие концентрации внимания и двигательного  контроля.

4. Лото

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.

5.Релаксация  «Поза покоя».

Цель: освоение и закрепление позы покоя и  расслабления мышц.

III. Итоговая  часть.

12 Диагностика Диагностика сформированности внимания, памяти и мышления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                Занятие

                                 «Встречаем мишку» 

       Цель: подведение итогов проведённой работы, развитие концентрации внимания, его  произвольности, наблюдательности.

       Задачи:

       1. Развивать концентрацию, произвольность внимания, наблюдательность.

       2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.

        3.  Воспитывать уважение к окружающему  миру, выдержку, терпение.

       4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.

       Форма работы: групповая. 

       I. Вводная часть.

       - Добрый день, ребята!

         Дети: Добрый день!

       -Вы  сделали домашнее задание, которое  подготовила для вас кошка?

         Дети: Да!

       (собирает  карточки с домашним заданием).

       -Молодцы!  А давайте вспомним, к кому  мы ходили в гости на наших  занятиях?

       Дети: К мышке, белке, птичке, собачке, муравьям и пчелке!

       -Молодцы!  Сегодня у нас необычное занятие.  К нам сегодня пришёл гость.  А вот кто это – вы сейчас  угадаете! (загадывает загадку)

       - Летом наедается,

       А зимой отсыпается.

       - Кто же это? 

       Дети: Медведь!

       -Правильно,  медведь. 

       К нам в гости пришёл мишка! Ему  очень понравилось с вами играть и вот он сам к вам пришёл. (Достаёт большого плюшевого медведя)

       II. Основная часть.

       - Ребята, мишка принёс для нас  задание. Давайте покажем мишке,  какие мы молодцы, и выполним  его задание!

       1. Найдите тень

       Цель: развитие наблюдательности.

       Оборудование: рисунок с изображением животных и отбрасываемой ими тени.

       Ход упражнения:

       -Сейчас  я покажу вам рисунки с изображением  животного и четырех его теней.  Вы должны найти соответствующую  тень. Предъявляемые картинки постепенно  усложняются.

          - Молодцы! Мишка рад, что вы справились с его заданием! Теперь давайте с ним поиграем.

       2. Зеваки

       Цель: развитие произвольности внимания.

       Ход игры:

       -Мы  с вами должны взяться за  руки, и идти по кругу.  По  сигналу ведущего останавливаемся,  делаем 4 хлопка, поворачиваемся кругом  и продолжаем движение. Направление  движения меняется после каждого  сигнала ведущего. Не выполнившие  задание правильно после второй  ошибки выходят из круга и  внимательно наблюдают за игрой.

       3. Руки-ноги

       Цель: развитие концентрации внимания и двигательного  контроля.

       Ход упражнения:

       -Сейчас  мы с вами встаем и начинаем  прыжки на месте с одновременными  движениями руками и ногами.

       Ноги  вправо – руки влево.

       Ноги  влево – руки вправо.

       Ноги  вправо – руки вправо.

       Ноги  влево – руки влево.

       Цикл  прыжков повторить несколько  раз.

       4. Лото

       Цель: развитие произвольного внимания.

       Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.

       Ход игры

       Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте  изображен этот предмет, берет фишку  и закрывает ею соответствующую  клеточку карты. Выигрывает тот, кто  первым закроет все клеточки своей  карты.

Информация о работе Примерная коррекционно- развивающая программа для ученицы 1В класса Анжелики Александровны