Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 05:02, контрольная работа
Данная психокоррекционная программа основана на следующих принципах:
1) Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач.
2) Принцип комплексности методов психологического воздействия.
3) Принцип целостности.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
«Красноярский государственный педагогический университет им.
Примерная
коррекционно- развивающая программа
для ученицы 1В класса Анжелики
Александровны.
Пояснительная записка.
Данная психокоррекционная программа основана на следующих принципах:
На
основании заключения психологического
обследования обучающейся в 1В классе,
Анжелики Александровны, 10.09.2000 г, рождения,
год обучения – первый. Анжелика
Александровна нуждается в
Содержание работы: использование индивидуальных и групповых игр и упражнений.
Цель: развитие и коррекция познавательной деятельности.
Задачи коррекционной программы:
Форма организации: групповая (не более 10 человек).
Используется групповая форма проведения занятий, так как именно в группе детей можно плодотворно провести игру, что является ведущей деятельностью данного возрастного этапа.
Продолжительность: время проведения – 20- 40 минут, 2 раза в неделю.
Этапы проведения коррекционной работы:
1. Ориентировочный этап – даёт возможность познакомиться с детьми, установить контакт с группой и с каждым ребёнком в ней.
2. Коррекционный этап – непосредственно коррекционная работа. Используются специально подобранные игры и упражнения.
3. Итоговый
этап – закрепление, подведение итогов
проведённой работы.
Предполагается, что по проведению коррекционной программы у Анжелики Александровны повысится уровень развития переключаемости и распределяемости внимания, образного и логического мышления.
Программа состоит из 12 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:
1. Вводная часть – знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.
2. Основная часть – проведение игр и упражнений
3. Итоговая
часть – подведение итогов занятия, прощание
с группой.
2.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Цели всего занятия | Упражнения |
1 | Диагностика | Исследование познавательной сферы | методики: «10 слов», «Классификация понятий», «Аналогии», «Сравнение» ? |
2 | «В гостях у мышки» | Цель: развитие
концентрации внимания, ориентировки
в пространстве, налаживание контакта
с группой.
Задачи: 1. Развивать концентрацию внимания. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Воспитывать уважение к окружающему миру, терпение. 4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. |
I. Вводная часть.
II. Основная часть. 1. Я вижу… Цель: Развивать внимание ребёнка, оптимизировать ориентацию в пространстве. 2. Замри! Цель: развитие внимание, обучение быстро реагировать на звуковые сигналы. 3. Кляксы. Цель: снятие эмоционального напряжения у детей, создание благоприятного эмоционального фона, налаживание контакта с детьми; развитие умения видеть образ, проявлять самостоятельность в творчестве и создании образа. 4. Счастливый путь. Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на звуковые сигналы. 5. Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц. III. Итоговая часть. |
3 | «В гостях у белки» | Цель: развитие
концентрации внимания, ориентировки
в пространстве, налаживание контакта
с группой.
Задачи: 1. Развивать концентрацию внимания. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3.Воспитывать уважение к окружающему миру. 4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. |
I. Вводная часть.
II. Основная часть. 1. Карлики и великаны. Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на звуковые сигналы. 2. Раскрась вторую половинку. Цель: развитие концентрации внимания. 3. Костёр. Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности, сплочение группы. Оборудование: декорация костра. 4. Игра с флажками. Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на посторонние сигналы. Оборудование: красный, синий и зелёные флажки. 5.Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц. III. Итоговая часть. |
4 | «В гостях у птички» | Цель: развитие
наблюдательности, концентрации и распределения
внимания.
Задачи: 1. Развивать концентрацию и распределение внимания, наблюдательность. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Воспитывать уважение к окружающему миру. 4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. |
I. Вводная часть.
II. Основная часть. 1. Смешанный лес Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание. Оборудование: рисунки с изображением замаскированных деревьев. 2. Делай как я. Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания. 3. Строители Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания. Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых - образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш. 4.Найди мяч Цель: развитие концентрации внимания. Оборудование: мяч. 5.Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц. III. Итоговая часть. |
5 | «В гостях у собачки» | Цель: развитие
концентрации и распределения внимания,
произвольного внимания.
Задачи: 1. Развивать концентрацию, распределение внимания. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Воспитывать уважение к окружающему миру, терпение, выдержку. 4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. |
I. Вводная часть.
II. Основная часть. 1. Найди дорожку Цель: Развитие произвольного внимания. Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш. 2. Ухо-нос. Цель: стимулирование концентрации внимания, обучение быстро и чётко реагировать на звуковые сигналы. 3. Найди тень Цель: развитие наблюдательности. Оборудование: рисунок с изображением животных и отбрасываемой тени. 4. Съедобное - несъедобное Цель: формирование внимания, закрепление знаний о свойствах предметов. Оборудование: мяч. 5.Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц. III. Итоговая часть. Домашнее задание: |
6 | «В гостях у муравьёв» | Цель: развитие
объёма, концентрации и распределения
внимания, произвольного внимания.
Задачи: 1. Развивать объём, концентрацию, распределение внимания, наблюдательность. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпимость. 4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. |
I. Вводная часть.
II. Основная часть. 1. Смешанный лес Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание. Оборудование: рисунки с изображением замаскированных деревьев. 2. Кто внимательнее? Цель: развитие объема внимания, наблюдательности. Оборудование: картинки с изображением разного количества муравьёв. 3. Платочек. Цель: развитие концентрации внимания, наблюдательности. Оборудование: платочек. 4. Выкладывание палочек Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев. Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора. 5. Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц. III. Итоговая часть. |
7 | «В гостях у пчёлки» | Цель: Развитие
произвольного внимания, концентрации
внимания, памяти.
Задачи: 1. Развивать произвольное внимание. 2. Развивать концентрацию внимания, память. 3. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпимость 5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. |
I. Вводная часть.
II. Основная часть. 1. Найди дорожку Цель: Развитие произвольного внимания. Оборудование: бланк с изображением простого лабиринта, карандаш. 2. Топ-хлоп Цель: развивать внимание, память. 3. Спрячем в шкафчик. Цель: развитие концентрации внимания. 4. Запрещённые движения. Цель: развитие концентрации внимания. 5.Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц. III. Итоговая часть. |
8 | «В гостях у мишки» | Цель: развитие
слухового внимания ребенка, свойств
внимания, наблюдательности.
Задачи: 1. Развивать слуховое внимание. 2. Развивать концентрацию внимания, сосредоточение, память. 3. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение. 5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. |
I. Вводная часть.
II. Основная часть. 1. Перепутанные линии. Цель: развитие
сосредоточенности и Оборудование: картинки с перепутанными линиями. 2. Опиши друга Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности. 3. На стол! Под стол! Стучать! Цель: развитие слухового внимания ребенка. 4. Сделай, как я! (со спичками) Цель: развитие памяти и внимания. Оборудование: Спички. В принципе, использовать можно не только спички, но и счетные палочки, пуговицы, бусинки, карандаши, руки и т.д. 5.Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц. III. Итоговая часть. |
9 | «В гостях у курочки» | Цель: развитие
концентрации и объема внимания, памяти
и мышления.
Задачи: 1. Развивать концентрацию и объем внимания, память, мышление. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение. 4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. |
I. Вводная часть.
II. Основная часть. 1. Сложи дорожку. Цель: развитие внимания, памяти и мышления у детей. Оборудование: различные фигуры. 2. Запретное слово. Цель: развития произвольного внимания и находчивости. 3. Угадай, что исчезло. Цель: развитие внимания и памяти. Оборудование: различные игрушки. 5. Нанизывание бусинок Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев. Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, для усложнения задания - крупный бисер. 6. Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц. III. Итоговая часть. Домашнее задание: |
10 | «В гостях у кошки» | Цель: развитие
распределения, концентрации и объёма
внимания, наблюдательности.
Задачи: 1. Развивать распределение, объём и концентрацию внимания, наблюдательность. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение. 5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. |
I. Вводная часть.
II. Основная часть. 1. Тепло – холодно. Цель: развитие распределения и концентрации внимания, наблюдательности. Оборудование: игрушка «Кошка». 2. Найди отличия Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. Оборудование: карточки с изображением двух картинок, имеющих различия. 3. Будь внимательнее! Цель: развитие внимательности, быстроты распределения и переключения внимания, расширение кругозора и познавательной активности ребенка. 4. Срисовывание по клеточкам Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки. Оборудование: чистый лист бумаги в крупную клетку (1х1) см); образец для рисования; остро отточенные карандаши. 5. Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц. III. Итоговая часть. Домашнее задание |
11 | «Встречаем мишку» | Цель: подведение
итогов проведённой работы, развитие
концентрации внимания, его произвольности,
наблюдательности.
Задачи: 1. Развивать концентрацию, произвольность внимания, наблюдательность. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение. 4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. |
I. Вводная часть.
II. Основная часть. 1. Найди тень Цель: развитие наблюдательности. Оборудование: рисунок с изображением животных и отбрасываемой ими тени. 2. Зеваки Цель: развитие произвольности внимания. 3. Руки-ноги Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля. 4. Лото Цель: развитие произвольного внимания. Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов. 5.Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц. III. Итоговая часть. |
12 | Диагностика | Диагностика сформированности внимания, памяти и мышления. |
Цель: подведение итогов проведённой работы, развитие концентрации внимания, его произвольности, наблюдательности.
Задачи:
1. Развивать концентрацию, произвольность внимания, наблюдательность.
2. Оптимизировать ориентировку в пространстве.
3. Воспитывать уважение к
4. Воспитывать самоконтроль у ребёнка.
Форма
работы: групповая.
I. Вводная часть.
- Добрый день, ребята!
Дети: Добрый день!
-Вы
сделали домашнее задание,
Дети: Да!
(собирает карточки с домашним заданием).
-Молодцы! А давайте вспомним, к кому мы ходили в гости на наших занятиях?
Дети: К мышке, белке, птичке, собачке, муравьям и пчелке!
-Молодцы!
Сегодня у нас необычное
- Летом наедается,
А зимой отсыпается.
- Кто же это?
Дети: Медведь!
-Правильно, медведь.
К нам в гости пришёл мишка! Ему очень понравилось с вами играть и вот он сам к вам пришёл. (Достаёт большого плюшевого медведя)
II. Основная часть.
-
Ребята, мишка принёс для нас
задание. Давайте покажем
1. Найдите тень
Цель: развитие наблюдательности.
Оборудование: рисунок с изображением животных и отбрасываемой ими тени.
Ход упражнения:
-Сейчас
я покажу вам рисунки с
- Молодцы! Мишка рад, что вы справились с его заданием! Теперь давайте с ним поиграем.
2. Зеваки
Цель: развитие произвольности внимания.
Ход игры:
-Мы
с вами должны взяться за
руки, и идти по кругу. По
сигналу ведущего
3. Руки-ноги
Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля.
Ход упражнения:
-Сейчас
мы с вами встаем и начинаем
прыжки на месте с
Ноги вправо – руки влево.
Ноги влево – руки вправо.
Ноги вправо – руки вправо.
Ноги влево – руки влево.
Цикл прыжков повторить несколько раз.
4. Лото
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: 48 фишек с изображением предметов (животных, птиц) и 6 карт с изображением этих же предметов.
Ход игры
Карты раздаются всем участникам. Ведущий, вынимая по одной фишке из мешочка, называет предмет (животное, птицу), изображенный на фишке. Играющий, у которого на карте изображен этот предмет, берет фишку и закрывает ею соответствующую клеточку карты. Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.