Принципы коррекционной педагогической работы с детьми дошкольного возроста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 11:47, реферат

Описание

В педагогической науке принципы — это основа, первоначало, в них отражаются требования к организации педагогической деятельности (в том числе и к коррекционно-педагогической), определяются направления, конечная цель и результат деятельности. Принципы способствуют интеграции различных средств, форм, методов и приемов в целостную систему, определяют стратегическое направление целостного подхода к решению задач коррекционно-педагогического процесса.

Работа состоит из  1 файл

Принципы кор-пед работы .doc

— 31.00 Кб (Скачать документ)

Принципы  коррекционной педагогической работы с детьми дошкольного  возроста.

          В педагогической науке принципы  — это основа, первоначало, в  них отражаются требования к  организации педагогической деятельности (в том числе и к коррекционно-педагогической), определяются направления, конечная цель и результат деятельности. Принципы способствуют интеграции различных средств, форм, методов и приемов в целостную систему, определяют стратегическое направление целостного подхода к решению задач коррекционно-педагогического процесса.

         В психолого-педагогической и  специальной литературе существуют  различные подходы к классификации  принципов коррекционной деятельности. Основанием для классификации  ряд исследователей определяют  диагностическую либо профилактическую направленность коррекционного процесса. Другие - особенности психического развития ребенка и своеобразие межличностных отношений детей с отклонениями в развитии и поведении.

       Однако, не умаляя значимости  общепедагогических принципов в  организации и проведении коррекционной работы, целесообразно выделить группу собственно коррекционно-педагогических принципов, создающих базу для педагогической коррекции отклоняющегося поведения и развития детей.

Общепедагогические  принципы.

  1. принцип целенаправленности педагогического процесса.Цель как закон определяет характер и способ действий человека. Исходя из общих целей воспитания и развития личности ребенка, в ходе коррекционно-педагогической деятельности происходит соотнесение существующего уровня развития подростка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, определения этапов ее реализации, путей, способов и средств достижения предполагаемого результата.
  2. принцип - целостности и системности педагогического процесса . Если педагогический процесс рассматривать как систему, т.е. как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство, то коррекционно-педагогическая деятельность будет являться ее элементом, подсистемой, субсистемой.
  3. В то же время коррекционная деятельность имеет свою структуру, упорядоченное множество своих взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления.
  4. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности.
  5. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность предполагает объективную целесообразность, предопределенную потребностями педагогического процесса, направленного на положительное развитие личностных качеств ребенка.
  6. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности является естественным продолжением предыдущих принципов. Только гуманное, уважительное отношение к ребенку, педагогическая прозорливость, умение увидеть среди отрицательных черт характера и поведения подростка его незащищенность, стремление быть лучше позволяют более эффективно построить коррекционно-педагогический процесс.
  7. Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе является важным звеном коррекционного процесса. Только понимая и осознавая необходимость проводимых перемен в поведении, активно помогая их осуществлению,
  8. Принцип - сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Этот принцип оптимизирует педагогический процесс, мобилизует в нем социально значимые силы, создает поле дополнительного педагогического влияния, подключая воздействие ученического коллектива, силу общественного мнения.
 

Несомненно, и  другие общепедагогические принципы находят  свое достойное место в процессе формирования модели коррек-ционно-педагогической деятельности. Вместе с тем общая направленность коррекционно-педагогического процесса требует углубления, усиления одних и ослабления других аспектов деятельности, более четкой и выверенной тактики воздействия. 

Принципы  специальной коррекционно-педагогической деятельности.

  1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, т.е. неравномерность развития
  2. Принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте.
  3. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассмотреть в плоскости  принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития
  4. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка.
  5. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.В коррекционной педагогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению педагогов.
  6. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Успех коррекционной работы с ребенком не возможен без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в развитии и поведении,в противном случае проведенная работа окажется недостаточно эффективной, либо попросту безрезультатной.
 

    Таким образом, основополагающие положения системы  коррекционно-педагогической деятельности формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую  стратегию и конкретную тактику  на соответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения дошкольников.

Информация о работе Принципы коррекционной педагогической работы с детьми дошкольного возроста