Принципы
коррекционной педагогической
работы с детьми дошкольного
возроста.
В педагогической науке принципы
— это основа, первоначало, в
них отражаются требования к
организации педагогической деятельности
(в том числе и к коррекционно-педагогической),
определяются направления, конечная цель
и результат деятельности. Принципы способствуют
интеграции различных средств, форм, методов
и приемов в целостную систему, определяют
стратегическое направление целостного
подхода к решению задач коррекционно-педагогического
процесса.
В психолого-педагогической и
специальной литературе существуют
различные подходы к классификации
принципов коррекционной деятельности.
Основанием для классификации
ряд исследователей определяют
диагностическую либо профилактическую
направленность коррекционного процесса.
Другие - особенности психического развития
ребенка и своеобразие межличностных
отношений детей с отклонениями в развитии
и поведении.
Однако, не умаляя значимости
общепедагогических принципов в
организации и проведении коррекционной
работы, целесообразно выделить группу
собственно коррекционно-педагогических
принципов, создающих базу для педагогической
коррекции отклоняющегося поведения и
развития детей.
Общепедагогические
принципы.
- принцип целенаправленности
педагогического процесса.Цель как закон
определяет характер и способ действий
человека. Исходя из общих целей воспитания
и развития личности ребенка, в ходе коррекционно-педагогической
деятельности происходит соотнесение
существующего уровня развития подростка
с предполагаемым, проектируемым эталоном,
что создает основу для формирования программы
коррекционной деятельности, определения
этапов ее реализации, путей, способов
и средств достижения предполагаемого
результата.
- принцип -
целостности и системности педагогического
процесса . Если педагогический процесс
рассматривать как систему, т.е. как совокупность
элементов, находящихся в определенных
отношениях и связях между собой и образующих
соответственную целостность, единство,
то коррекционно-педагогическая деятельность
будет являться ее элементом, подсистемой,
субсистемой.
- В то же время
коррекционная деятельность имеет свою
структуру, упорядоченное множество своих
взаимосвязанных элементов, объединенных
общей целью функционирования и единства
управления.
- Принцип
гуманистической направленности педагогического
процесса определяет необходимость гармонического
сочетания целей общества и личности,
ориентацию учебно-воспитательного процесса
на личностные возможности ребенка, его
интересы и потребности.
- Принцип уважения
к личности ребенка в сочетании с разумной
требовательностью к нему. Разумная требовательность
предполагает объективную целесообразность,
предопределенную потребностями педагогического
процесса, направленного на положительное
развитие личностных качеств ребенка.
- Принцип опоры
на положительное в человеке, на сильные
стороны его личности является естественным
продолжением предыдущих принципов. Только
гуманное, уважительное отношение к ребенку,
педагогическая прозорливость, умение
увидеть среди отрицательных черт характера
и поведения подростка его незащищенность,
стремление быть лучше позволяют более
эффективно построить коррекционно-педагогический
процесс.
- Принцип сознательности
и активности личности в целостном педагогическом
процессе является важным звеном коррекционного
процесса. Только понимая и осознавая
необходимость проводимых перемен в поведении,
активно помогая их осуществлению,
- Принцип -
сочетания прямых и параллельных педагогических
действий. Этот принцип оптимизирует педагогический
процесс, мобилизует в нем социально значимые
силы, создает поле дополнительного педагогического
влияния, подключая воздействие ученического
коллектива, силу общественного мнения.
Несомненно, и
другие общепедагогические принципы находят
свое достойное место в процессе формирования
модели коррек-ционно-педагогической
деятельности. Вместе с тем общая направленность
коррекционно-педагогического процесса
требует углубления, усиления одних и
ослабления других аспектов деятельности,
более четкой и выверенной тактики воздействия.
Принципы
специальной коррекционно-педагогической
деятельности.
- Принцип системности
коррекционных, профилактических и развивающих
задач, где системность и взаимообусловленность
задач отражают взаимосвязанность развития
различных сторон личности ребенка и их
гетерохронность, т.е. неравномерность
развития
- Принципа
единства диагностики и коррекции обеспечивает
целостность педагогического процесса.
Невозможно вести эффективную и полномасштабную
коррекционную работу, не зная исходных
данных об объекте.
- Принцип учета
индивидуальных и возрастных особенностей
ребенка в коррекционно-педагогическом
процессе целесообразнее рассмотреть
в плоскости принципа нормативности
развития личности как последовательности
сменяющих друг друга возрастов, возрастных
стадий онтогенетического развития
- Деятельностный
принцип коррекции определяет тактику
проведения коррекционной работы и способы
реализации поставленных целей, подчеркивая,
что исходным моментом в их достижении
является организация активной деятельности
ребенка.
- Принцип комплексного
использования методов и приемов коррекционно-педагогической
деятельности.В коррекционной педагогике
необходима некая совокупность способов
и средств, методов и приемов, учитывающих
и индивидуально-психологические особенности
личности, и состояние социальной ситуации,
и уровень материально-технического и
учебно-методического обеспечения педагогического
процесса, и подготовленность к его проведению
педагогов.
- Принцип интеграции
усилий ближайшего социального окружения.
Успех коррекционной работы с ребенком
не возможен без сотрудничества с родителями
или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения
со сверстниками в зависимости от характера
отклонений в развитии и поведении,в противном
случае проведенная работа окажется недостаточно
эффективной, либо попросту безрезультатной.
Таким образом,
основополагающие положения системы
коррекционно-педагогической деятельности
формируют ее базу, определяют логику
коррекционного процесса, намечают общую
стратегию и конкретную тактику
на соответствующих ступенях управления
процессом педагогической коррекции развития
и поведения дошкольников.