Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:25, реферат
Наибольший всплеск подростковой преступности наблюдается во время школьных каникул. Одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершеннолетних, да и родители заняты на работе, зачастую ребенок остается без должного внимания и заботы возникает необходимость обратить особое внимание на организацию досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на категорию детей с асоциальным поведением.
Введение
Наибольший
всплеск подростковой преступности
наблюдается во время школьных каникул.
Одной из причин этого является неорганизованность
досуга несовершеннолетних, да и родители
заняты на работе, зачастую ребенок
остается без должного внимания и
заботы возникает необходимость
обратить особое внимание на организацию
досуга несовершеннолетних в каникулярное
время, а особенно на категорию детей
с асоциальным поведением.
Цель исследования:
проанализировать значение социально-педагогической
деятельности в условиях детского летнего
оздоровительного лагеря.
Задачи:
· Провести
анализ социально-педагогической литературы,
посвященной проблеме организации
летнего отдыха;
· Выявить
основные направления работы социального
педагога в летнем оздоровительном
лагере;
· Изучить
условия, позволяющие каждому ребенку
самореализоваться в социальной среде
ДОЛ;
· Разработать
программу летнего отдыха детей.
Объект исследования:
социально-педагогическая деятельность
социального педагога в условиях
детского оздоровительного лагеря.
Предмет исследования:
роль социально-педагогической деятельности
в процессе социальной адаптации
детей в ДОЛ.
Структура
исследования: курсовая работа состоит
из введения, двух глав, заключения, библиографического
списка.
1. Теоретические
основы деятельности
Цели социального
педагога:
· Создание
условий для успешного
· Координация
процесса создания педагогически целесообразной
среды.
Названные
цели предполагают следующие задачи:
· осуществление
и защита прав ребёнка;
· жизнеобеспечение
ребёнка;
· социологические
исследования в окружающем социуме;
· изучение
и корректировка межличностных
отношений;
· изучение
состояния и корректировка
· представление
интересов ребёнка в
· координация
в образовательном учреждении социально-значимой
деятельности;
· проведение
социально-культурных мероприятий.
Ожидаемые
результаты: социализация учащихся - гражданское
самосознание, общественная позиция, профессиональное
самоопределение, потребность в
самообразовании и активной творческой
деятельности.
В своей
деятельности социальный педагог руководствуется
следующей документацией и
1. Нормативные
документы, определяющие
· Конституция
Российской Федерации;
· Конвенция
ООН о правах ребёнка;
· Федеральный
Закон «Об основных гарантиях
прав ребёнка в Российской Федерации»;
· Закон
РФ «Об образовании»;
· Федеральный
Закон «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»;
· гражданское,
семейное, трудовое и жилищное право;
· Устав
школы и др.
Таким образом,
в профессиональной деятельности социального
педагогов можно выделить три
ведущие функции социально-
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
С ПОДРОСТКАМИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1 Психолого-педагогическая
сущность девиантного поведения детей
подросткового возраста
В психолого-педагогической
литературе при характеристике действий
и поступков детей и
Девиантное
поведение (от лат. deviatio - отклонение) определяется
как отклоняющееся поведение, т.е. как
отдельные поступки или система поступков,
противоречащих общепринятым в обществе
правовым или нравственным нормам.
Под отклонениями
в поведении подростков понимают
такие его особенности и их
проявления, которые не только обращают
на себя внимание, но и настораживают
учителей (родителей, воспитателей, общественность).
Сюда относятся обычные детские шалости,
нарушения дисциплины, иногда хулиганские
поступки 6) Эти особенности поведения
не только свидетельствуют об отклонениях
от общепринятых норм, требований, но и
несут в себе зачатки, истоки будущих проступков,
нарушений нравственных, социальных, правовых
норм, требований закона, представляют
собой потенциальную угрозу субъекту
поведения, развитию его личности, окружающим
его людям, обществу в целом.
Девиантное
поведение детей подросткового возраста,
с одной стороны, может рассматриваться
как симптом, сигнал, признак зарождения
и развития (тенденция) соответствующих
особенностей личности, с другой стороны,
выступать в качестве проводника воспитательного
влияния на развитие личности, средства
ее формирования или целенаправленного
воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного
средства).
Социально-педагогические
параметры отклоняющегося поведения
подростков, его структура и содержание
в научной литературе оцениваются
и характеризуются
Одни ученые
рассматривают девиантное поведение
как несоответствие действий и поступков
ребенка предъявляемым ему социальным
требованиям, нравственным нормам и этическим
правилам, другие видят в девиантном поведении
отступление от существующих правовых
норм, их нарушении, т.е. «ненормальное»
поведение с точки зрения нормативно -
значимого фактора. Третьи в девиантном
поведении видят трудноразличимую грань
между отклонениями от закона и моральной
нормы и трактуют его как нарушение нравственных
норм и своих этических обязанностей (17).
В психолого-педагогической
литературе существует дифференцированный
подход к характеристике девиантного
поведения.
Выделяют
четыре варианта девиантного поведения:
- первый - отклонения,
не являющиеся нарушением
- второй - нарушения
общепринятых норм, не являющиеся
правонарушениями. Это жадность, эгоизм,
замкнутость, недоверчивость, жестокость,
которые, если их не преодолеть, приведут
к правонарушениям;
- третий - правонарушения,
т.е. поведение, нарушающее
- четвертый
- девиантное поведение, в значительной
степени обусловленное патологическими
факторами, заболеваниями. Оно может быть
у детей с психопатическими чертами личности,
у невротиков, у психически больных людей.
В других классификациях
девиантное поведение связано с неблагоприятными
условиями социального развития и характеризуется
как устойчивое проявление отклонения
от социальных норм, имеющее социально-пассивную,
корыстную и агрессивную направленность:
- отклонения
социально - пассивного типа, выражающиеся
в стремлении ухода от
- отклонения
корыстной направленности, проявляющиеся
в поступках и правонарушениях,
- отклонения
агрессивной ориентации, проявляющиеся
в действиях, направленных
Как всякое
действие, девиантное поведение имеет
внутренний механизм, своеобразную пружину
(цель, мотив), которые обусловлены психобиологическими
особенностями личности, её возрастными
особенностями, социальным опытом, общим
развитием (12).
Соответственно
девиантное поведение может проявляться
в нескольких плоскостях:
- как особенности
отдельных психических
- как социально
обусловленные качества
- как низкая
общая культура, негативное отношение
к нравственным нормам и
- как вредные
привычки (курение, употребление
алкоголя, токсических и наркотических
средств, увлечение азартными
играми).
Все эти
качества и свойства личности таких
подростков, сложности в отношениях
с окружающими и поведении
ведут к трудоемкости их обучения
и воспитания.
Рассматривая
поведение как феномен, свидетельствующий
о том или ином состоянии личности,
тенденции ее развития, следует помнить,
что одни и те же внешне сходные
особенности поведения могут
свидетельствовать о разных процессах,
происходящих в психике индивида,
и наоборот.
Поэтому, квалифицируя
ту или иную особенность поведения
обучающегося как отклонение, следует
учитывать условия, стабильность, частоту
его проявления, особенности личности,
характер, возраст ученика и многое
другое и только после этого выносить
то или иное суждение или тем более
определять меру воздействия.
Проявления
отклонения в поведении подростков,
их нравственном и социальном развитии
могут быть самыми различными в зависимости
от индивидуальных особенностей и личностных
проявлений, конкретных условий и
обстоятельств жизни и
Информация о работе Коррекционная работа с девиантными детьми в ДОЛ