Коррекционная работа с девиантными детьми в ДОЛ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:25, реферат

Описание

Наибольший всплеск подростковой преступности наблюдается во время школьных каникул. Одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершеннолетних, да и родители заняты на работе, зачастую ребенок остается без должного внимания и заботы возникает необходимость обратить особое внимание на организацию досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на категорию детей с асоциальным поведением.

Работа состоит из  1 файл

Моя КУРСОВАЯ Office Word (3).docx

— 37.56 Кб (Скачать документ)

          Введение  

Наибольший  всплеск подростковой преступности наблюдается во время школьных каникул. Одной из причин этого является неорганизованность досуга несовершеннолетних, да и родители заняты на работе, зачастую ребенок  остается без должного внимания и  заботы возникает необходимость  обратить особое внимание на организацию  досуга несовершеннолетних в каникулярное время, а особенно на категорию детей  с асоциальным поведением.  
 

Цель исследования: проанализировать значение социально-педагогической деятельности в условиях детского летнего  оздоровительного лагеря. 

Задачи: 

· Провести анализ социально-педагогической литературы, посвященной проблеме организации  летнего отдыха; 

· Выявить  основные направления работы социального  педагога в летнем оздоровительном  лагере; 

· Изучить  условия, позволяющие каждому ребенку  самореализоваться в социальной среде ДОЛ; 

· Разработать  программу летнего отдыха детей. 

Объект исследования: социально-педагогическая деятельность социального педагога в условиях детского оздоровительного лагеря. 

Предмет исследования: роль социально-педагогической деятельности в процессе социальной адаптации  детей в ДОЛ. 
 

Структура исследования: курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, библиографического списка. 

1. Теоретические  основы деятельности социального  педагога в летний период 
 
 

Цели социального  педагога: 

· Создание условий для успешного становления  ребёнка как субъекта социальной жизни. 

· Координация  процесса создания педагогически целесообразной среды. 

Названные цели предполагают следующие задачи: 

· осуществление  и защита прав ребёнка; 

· жизнеобеспечение ребёнка; 

· социологические  исследования в окружающем социуме; 

· изучение и корректировка межличностных  отношений; 

· изучение состояния и корректировка психического развития ребёнка; 

· представление  интересов ребёнка в государственных  и общественных структурах; 

· координация  в образовательном учреждении социально-значимой деятельности; 

· проведение социально-культурных мероприятий. 

Ожидаемые результаты: социализация учащихся - гражданское  самосознание, общественная позиция, профессиональное самоопределение, потребность в  самообразовании и активной творческой деятельности. 

В своей  деятельности социальный педагог руководствуется  следующей документацией и формами  отчетности: 

1. Нормативные  документы, определяющие деятельность  социального педагога. Профессиональная  деятельность социального педагога  может быть реализована только  в рамках государственной социальной  политики. Для более точного определения  границ профессиональной компетентности, более полного осуществления  своих прав и обязанностей  социальным педагогом в рабочей  программе должны использоваться  следующие нормативно-правовые документы: 

· Конституция  Российской Федерации; 

· Конвенция  ООН о правах ребёнка; 

· Федеральный  Закон «Об основных гарантиях  прав ребёнка в Российской Федерации»; 

· Закон  РФ «Об образовании»; 

· Федеральный  Закон «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; 

· гражданское, семейное, трудовое и жилищное право; 

· Устав  школы и др. 
 
 
 
 
 

Таким образом, в профессиональной деятельности социального  педагогов можно выделить три  ведущие функции социально-педагогической работы: профилактическая (профилактика проблемной жизненной ситуации ребёнка); защитно-охранная (защита и охрана прав ребёнка в уже сложившейся  трудной жизненной ситуации); организационная (координация действий и средств, которые способствуют выходу ребёнка  из трудной жизненной ситуации). Исходя из этих функций, формируются  цели и задачи работы социального  педагога. Ожидаемым результатом  является социализация учащихся. 
 
 
 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ  С ПОДРОСТКАМИ  ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ 

1.1 Психолого-педагогическая  сущность девиантного поведения детей подросткового возраста 
 

В психолого-педагогической литературе при характеристике действий и поступков детей и подростков, не соответствующих общепринятым нормам и правилам, используются понятия  «правонарушения», «противоправные  действия», «безнравственный проступок», «девиантное поведение». 

Девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение) определяется как отклоняющееся поведение, т.е. как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам. 

Под отклонениями в поведении подростков понимают такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают  учителей (родителей, воспитателей, общественность). Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки 6) Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом. 
 
 

Девиантное поведение детей подросткового возраста, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства). 

Социально-педагогические параметры отклоняющегося поведения  подростков, его структура и содержание в научной литературе оцениваются  и характеризуются неоднозначно. 

Одни ученые рассматривают девиантное поведение как несоответствие действий и поступков ребенка предъявляемым ему социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам, другие видят в девиантном поведении отступление от существующих правовых норм, их нарушении, т.е. «ненормальное» поведение с точки зрения нормативно - значимого фактора. Третьи в девиантном поведении видят трудноразличимую грань между отклонениями от закона и моральной нормы и трактуют его как нарушение нравственных норм и своих этических обязанностей (17). 

В психолого-педагогической литературе существует дифференцированный подход к характеристике девиантного поведения. 

Выделяют  четыре варианта девиантного поведения: 

- первый - отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых  этических норм. Это может быть  поведение, не соответствующее  возрасту при нормальном психическом  развитии (подросток любит играть  с игрушками детсадовской поры); 

- второй - нарушения  общепринятых норм, не являющиеся  правонарушениями. Это жадность, эгоизм, замкнутость, недоверчивость, жестокость, которые, если их не преодолеть, приведут к правонарушениям; 

- третий - правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые  нормы, статьи административного  или уголовного законодательства; 

- четвертый  - девиантное поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. Оно может быть у детей с психопатическими чертами личности, у невротиков, у психически больных людей. 

В других классификациях девиантное поведение связано с неблагоприятными условиями социального развития и характеризуется как устойчивое проявление отклонения от социальных норм, имеющее социально-пассивную, корыстную и агрессивную направленность: 

- отклонения  социально - пассивного типа, выражающиеся  в стремлении ухода от активной  общественной жизни, в уклонении  от своих гражданских обязанностей  и долга, нежелании решать как  личные, так и социальные проблемы (уклонение от учебы и работы, бродяжничество, побеги из дома, погружение в мир искусственных  иллюзий с помощью алкоголя, токсических  и наркотических средств, суицид); 

- отклонения  корыстной направленности, проявляющиеся  в поступках и правонарушениях,  связанных со стремлением получить  имущественную выгоду, материальную  поддержку (кражи, хищения, спекуляции, мошенничество); 

- отклонения  агрессивной ориентации, проявляющиеся  в действиях, направленных против  личности (оскорбления, хулиганства,  побои, нанесение телесных повреждений). 

Как всякое действие, девиантное поведение имеет внутренний механизм, своеобразную пружину (цель, мотив), которые обусловлены психобиологическими особенностями личности, её возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием (12). 

Соответственно  девиантное поведение может проявляться в нескольких плоскостях: 

- как особенности  отдельных психических процессов  (повышенная подвижность нервных  процессов или их заторможенность;  их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность  подростка; сосредоточенность или  растерянность; болтливость или  замкнутость; импульсивность и  непредсказуемость, повышенная возбудимость  и аффективность); 

- как социально  обусловленные качества личности  и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость,  капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость); 

- как низкая  общая культура, негативное отношение  к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие,  необязательность, невыполнение заданий,  пропуски занятий, прогулы, уход  из дома и из школы, бродяжничество); 

- как вредные  привычки (курение, употребление  алкоголя, токсических и наркотических  средств, увлечение азартными  играми). 

Все эти  качества и свойства личности таких  подростков, сложности в отношениях с окружающими и поведении  ведут к трудоемкости их обучения и воспитания. 

Рассматривая  поведение как феномен, свидетельствующий  о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, следует помнить, что одни и те же внешне сходные  особенности поведения могут  свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот. 

Поэтому, квалифицируя ту или иную особенность поведения  обучающегося как отклонение, следует  учитывать условия, стабильность, частоту  его проявления, особенности личности, характер, возраст ученика и многое другое и только после этого выносить то или иное суждение или тем более  определять меру воздействия. 

Проявления  отклонения в поведении подростков, их нравственном и социальном развитии могут быть самыми различными в зависимости  от индивидуальных особенностей и личностных проявлений, конкретных условий и  обстоятельств жизни и деятельности (2). Как правило, их можно свести в следующие группы: ситуативные, временные проявления или реакции, вызванные провоцирующими их факторами и обстоятельствами, и устойчивые формы отклонений в поведении, развивающиеся по тому или иному типу, обусловленные неблагоприятными условиями жизни и деятельности вообще. 

Информация о работе Коррекционная работа с девиантными детьми в ДОЛ