Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 13:31, реферат
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.
Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Введение
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия.
Школа – это и совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки.
С началом систематического обучения в школе удельный объем статических нагрузок (а сидение в определенной позе и есть такая нагрузка) значительно возрастает. Для детей, особенно шести-семилетних, статическая нагрузка является наиболее утомительной. Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь.
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.
Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.
Адаптация
ребенка к школе является очень
важной проблемой, и для успешного
преодоления требует детального
изучения.
1.
Причины возникновения
трудностей в адаптации.
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Это очень
напряженный период, прежде всего, потому,
что школа с первых же дней ставит
перед учениками целый ряд
задач, не связанных непосредственно
с их опытом, требует максимальной мобилизации
интеллектуальных и физических сил.
С
началом обучения в школе удельный объем
нагрузок, связанных с длительной неподвижностью,
сильно возрастает по сравнению с предшествующим
периодом жизни ребенка. В то же время
для детей вообще, а особенно для малышей
в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка
является наиболее утомительной.
Приспособление
(адаптация) ребенка к школе происходит
не сразу. Не день, не неделя требуются
для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему.
Это довольно длительный процесс, связанный
со значительным напряжением всех систем
организма.
Сложность приспособления
организма к новым условиям и новой деятельности,
высокая цена, которую "платит" организм
ребенка за достигнутые успехи, определяют
необходимость тщательного учета всех
факторов, способствующих адаптации ребенка
к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих
адекватно приспособиться. Учитель должен
хорошо представлять себе это и нести
ответственность за здоровье каждого
ребенка.
Большинство детей в основном
готовы к школе. Желание новизны, осознание
важности изменения своего статуса: "я
уже ученик!", готовность к выполнению
стоящих перед ним задач помогают ребенку
принять требования учителя, касающиеся
его поведения, отношений со сверстниками,
подчиниться новому режиму дня, распорядку
занятий, иерархии дел и т. п. Несмотря
на то, что выполнение многих правил достаточно
трудно, воспринимаются они учеником как
общественно значимые и неизбежные.
Как
правило, опытный учитель и родители знают
и понимают, насколько важно, чтобы требование
соблюдения правил и норм поведения не
было эпизодическим, зависящим от настроения.
Учитель должен с самого начала разъяснить
детям, что от них требуется. Важно сразу
показать ученику отличие его новой позиции,
прав, обязанностей от того, что было раньше,
до школы.
От отношения учителя к ученикам
на этом начальном этапе адаптации к школе
во многом зависит то, как будут складываться
взаимоотношения учитель – ученик, отношения,
определяющие в значительной степени
психологическую адаптацию ребенка в
школе. Как правило, учитель для ученика
– высший авторитет, которому на первых
порах уступает даже авторитет родителей.
Учитель не просто взрослый, а авторитетный
наставник, требующий выполнения определенных
правил поведения, пресекающим их нарушения,
вся деятельность которого подчинена
основной задаче – дать детям знания.
И ученики, как правило, очень хорошо понимают
это. Они четко осознают дистанцию, понимают
статус учителя, отличают его от других
взрослых. Правда, есть дети, особенно
среди шестилеток, не осознающие специфическую
позицию учителя и свое положение ученика.
Такой ребенок может сказать учителю в
ответ на его замечание: "Я не хочу здесь
учиться: мне с вами неинтересно". С
таким ребенком отстоять свое "я"
бывает довольно трудно. В этих случаях
бесполезно приказывать, наказывать, нужно
завоевать доверие и уважение ребенка;
поэтому важно проявить терпение, доброжелательность,
расположить к себе малыша, попробовать
серьезно, "по-взрослому" поговорить,
но не при всех, а наедине. Можно привлечь
на помощь, не жалуясь на ученика, родителей.
Через некоторое время (если нет других
отклонений в поведении) все уладится.
Одна
из основных задач, которые ставит перед
ребенком школа, – это необходимость усвоения
им определенной суммы знаний, умений
и навыков. И, несмотря на то, что общая
готовность учиться (желание учиться)
практически одинакова у всех детей, реальная готовность
к обучению
очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным
уровнем интеллектуального развития,
с плохой памятью, с низким уровнем развития
произвольного внимания, воли и других
качеств, необходимых при обучении, будут
самые большие трудности в процессе
адаптации.
При поступлении ребенка в школу учитываются следующие показатели развития:
• Уровень интеллектуального развития (умение читать, писать, считать)
• Умение общаться с другими людьми (способность подружиться с одноклассниками)
• Умение самостоятельно контролировать свое поведение (выполнять задания без постоянного контроля взрослого)
• Эмоциональная
готовность (отношение к неудачам,
к непривычной нагрузке, к разлуке
с родителями)
Многие
родители стараются подготовить
ребенка к школе как можно
раньше, для этого усердно занимаются
с ним, учат писать, читать, считать и т.д.
Но в таком случае ребенок готов только
по интеллектуальному уровню развития,
а как же развитие остальных ступеней?
Их развитие происходит только по истечении
необходимого времени.
Так же следует учитывать психологическую и физиологическую готовность к школе.
Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Оценивают здоровье детей по трём основаниям:
• уровень нервно-психического и физического развития;
• показатели функционирования основных систем организма;
• уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.
На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей:
Первая группа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.
Вторая группа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.
Третья группа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.
Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.
Психологическая
готовность к обучению в школе включает:
развитие высших психических функций
(памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии
с возрастной нормой; развитие коммуникативной
сферы (навыков общения и взаимодействия
с детьми, взрослыми); саморегуляцию и
произвольность (умение слышать, слушать
и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии
с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный
компонент (развитие познавательных процессов).
2.
Адаптация и дезадаптация.
Проблемы адаптации
ребенка.
Описание
трех уровней адаптации (приспособленности)
ребенка к школе, которая помогает определить,
как себя чувствует ребенок в школе и готов
ли он к началу образования.
1. Высокий уровень адаптации (только дети старше 7 лет)
Ребенок положительно относится в школе; адекватно воспринимает требования учителя; учебный материал усваивает легко, может решать даже усложненные задачи; прилежен, внимателен; выполняет поручения учителя, даже если никто его не проверяет; интересуется самостоятельной работой; всегда выполняет домашние задания; имеет благоприятный статус в классе.
В этом
случае уровень развития ребенка
по всем четырем показателям высокий.
Исходя их этого, видно, что шестилетний
первоклассник не может соответствовать
этому уровню, потому что в силу
возраста, у него еще не развит самоконтроль,
интерес к учебе и другие важные для обучения
факторы.
2. Средний уровень адаптации
Ребенок
положительно относится к школе,
ее посещение не вызывает у него
негативных переживаний; учебный материал
усваивает хорошо, если его объясняют
наглядно и подробно; может решать стандартные
задачи; прилежно и сосредоточенно выполняет
задания, но под контролем взрослого; внимателен
только тогда, когда ему интересно; домашние
задания выполняет почти всегда; дружит
со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации
Ребенок
отрицательно или безразлично относится
к школе; нередко жалуется на плохое
самочувствие; настроение чаще подавленное;
недисциплинирован; учебный материал
усваивает частично; ребенку трудно
и неинтересно самостоятельно выполнять
задания; домашние задания выполняет нерегулярно
и только под контролем взрослых; для работоспособности,
необходимы длительные паузы на отдых;
пассивен; близких друзей нет; одноклассников
по именам и фамилиям знает плохо. Фактически
низкий уровень – это уже дезадаптация,
то есть ребенок совсем не может приспособиться
к школе.
Дезадаптация
вызывается двумя группами причин:
1. Индивидуальные
характеристики ребенка: его
2. Влияние
социально-экономических и
Педагогический
диагноз школьной дезадаптации обычно
ставится в связи с неуспешностью
обучения, нарушениями школьной дисциплины,
конфликтами с учителями и одноклассниками.
Иногда школьная дезадаптация остается
скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы
могут не сказываться отрицательно на
успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь
либо в субъективных переживаниях школьника,
либо в форме социальных проявлений.
Нарушения
адаптации выражаются в виде активного
протеста (враждебность), пассивного протеста
(избегание), тревожности и неуверенности
в себе и так или иначе влияют
на все сферы деятельности ребенка
в школе.
Реакция
активного протеста. Ребенок непослушен,
нарушает дисциплину на уроке, на перемене,
ссорится с одноклассниками, мешает им
играть, и дети отвергают его. В эмоциональной
сфере наблюдаются вспышки раздражения,
гнева.
Реакция
пассивного протеста. Ребенок редко
поднимает руку на уроке, требования учителя
выполняет формально (не вдумываясь в
смысл того, что делает), на перемене пассивен,
предпочитает находиться один, не проявляет
интереса к коллективным играм. У него
преобладает подавленное настроение,
страхи.
Реакция
тревожности и
неуверенности. Ребенок пассивен на
уроке, при ответах наблюдается напряженность,
скованность, на перемене не может найти
себе занятие, предпочитает находиться
рядом с детьми, но не вступает с ними в
контакт. Он, как правило, тревожен, часто
плачет, краснеет, теряется даже при малейшем
замечании учителя. Иногда выражение реакции
тревожности сопровождается тиками, заиканием,
а также учащением соматических заболеваний
(головная боль, тошнота, ощущение усталости
и т. п.).
Исходя из всего этого можно выделить следующие проблемы адаптации ребенка:
• потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;
• сложность в понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения;
• частая отвлекаемость внимания при выполнении домашнего задания;
• неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах;
• трудности в общении с одноклассниками, учителями;
• сложность в запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.);
• выполнение домашнего задания занимает пол дня;
• самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;
• ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и др.)
• ухудшается
самочувствие, снижается активность, внимание,
изменяется поведения с началом школьного
обучения.
Заключение.
Помощь
ребенку в адаптации в основном
должна исходить от родителей. Чтобы
помочь ему адаптироаться нужно следовать
следующим рекомендациям:
• Не перегружайте ребенка. Не пытайтесь дать ему все и сразу. Дайте первокласснику возможность побыть ребенком. Лишние кружки и секции, скорей всего приведут к повышенной утомляемости, и как следствие – к снижению работоспособности, раздражительности, проблемам со здоровьем. Если для вас очень важны занятия спортом или музыкой, либо начните водить туда ребенка задолго до начала школьной жизни, либо подождите еще год.
• Продлёнка.
Всеми способами постарайтесь ее
избежать, хотя бы в течение первого полугодия.
Не потому, что это плохо. Нет. Она здорово
выручает в безвыходных ситуациях. Но
в период адаптации первоклассников
к школе пребывание в группе продленного
дня становится дополнительным фактором
физической и эмоциональной перегрузки
ребенка.
• Режим дня школьника. Не нужно сразу после школы заставлять ребенка писать, читать, и как бы то ни было заниматься. Отправьтесь на прогулку, дышите свежим воздухом, бегайте, прыгайте, отвлекайтесь. Обязательным пунктом в режиме дня первоклассника должен быть дневной сон. А уже потом можно заняться и уроками (хотя по нормативам в первом классе домашних заданий быть не должно). Самым оптимальным временем для выполнения домашних заданий психологи считают время от 17 до 19 часов. Вечером ограничьте активные игры, а также время, проведенное у телевизора и компьютера. Уложите ребенка не позже 9 часов вечера.