Проблема адаптации ребенка к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 13:31, реферат

Описание

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.Основными показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Работа состоит из  1 файл

реферат по педагогне.doc

— 85.50 Кб (Скачать документ)
 

Введение 

Первый  год обучения в школе - чрезвычайно  сложный, переломный период в жизни  ребенка. Меняется его место в  системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену  беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия.

Школа – это и совершенно новые условия  жизни и деятельности ребенка, это  большие физические и эмоциональные  нагрузки.

С началом  систематического обучения в школе  удельный объем статических нагрузок (а сидение в определенной позе и есть такая нагрузка) значительно возрастает. Для детей, особенно шести-семилетних, статическая нагрузка является наиболее утомительной. Первый год в школе – это своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта и неумение помочь.

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.Основными  показателями благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

Совместные  усилия учителей, педагогов, родителей, врачей и школьного психолога  способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Адаптация ребенка к школе является очень  важной проблемой, и для успешного  преодоления требует детального изучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Причины возникновения  трудностей в адаптации. 

Начало  обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.

Это очень  напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд  задач, не связанных непосредственно  с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую "платит" организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка.
Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: "я уже ученик!", готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т. п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.
Как правило, опытный учитель и родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требование соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения. Учитель должен с самого начала разъяснить детям, что от них требуется. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.
От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе. Как правило, учитель для ученика – высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающим их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче – дать детям знания. И ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых. Правда, есть дети, особенно среди шестилеток, не осознающие специфическую позицию учителя и свое положение ученика. Такой ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: "Я не хочу здесь учиться: мне с вами неинтересно". С таким ребенком отстоять свое "я" бывает довольно трудно. В этих случаях бесполезно приказывать, наказывать, нужно завоевать доверие и уважение ребенка; поэтому важно проявить терпение, доброжелательность, расположить к себе малыша, попробовать серьезно, "по-взрослому" поговорить, но не при всех, а наедине. Можно привлечь на помощь, не жалуясь на ученика, родителей. Через некоторое время (если нет других отклонений в поведении) все уладится.
Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе адаптации. 

При поступлении ребенка в школу учитываются следующие показатели развития:

• Уровень  интеллектуального развития (умение читать, писать, считать)

• Умение общаться с другими людьми (способность  подружиться с одноклассниками)

• Умение самостоятельно контролировать свое поведение (выполнять задания без постоянного контроля взрослого)

• Эмоциональная  готовность (отношение к неудачам, к непривычной нагрузке, к разлуке  с родителями)  

Многие  родители стараются подготовить  ребенка к школе как можно  раньше, для этого усердно занимаются с ним, учат писать, читать, считать и т.д. Но в таком случае ребенок готов только по интеллектуальному уровню развития, а как же развитие остальных ступеней? Их развитие происходит только по истечении необходимого времени.  

Так же следует учитывать психологическую и физиологическую готовность к школе.

Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Оценивают здоровье детей по трём основаниям:

• уровень нервно-психического и физического развития;

• показатели функционирования основных систем организма;

• уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.

На основании  этих показателей исследователи  выделяют 5 групп детей:

Первая  группа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.

Вторая  группа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.

Третья  группа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.

Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.

Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). 

2. Адаптация и дезадаптация. Проблемы адаптации  ребенка. 

Описание  трех уровней адаптации (приспособленности) ребенка к школе, которая помогает определить, как себя чувствует ребенок в школе и готов ли он к началу образования.  

1. Высокий уровень адаптации (только дети старше 7 лет)

Ребенок положительно относится в школе; адекватно воспринимает требования учителя; учебный материал усваивает легко, может решать даже усложненные задачи; прилежен, внимателен; выполняет поручения учителя, даже если никто его не проверяет; интересуется самостоятельной работой; всегда выполняет домашние задания; имеет благоприятный статус в классе.

В этом случае уровень развития ребенка  по всем четырем показателям высокий. Исходя их этого, видно, что шестилетний  первоклассник не может соответствовать  этому уровню, потому что в силу возраста, у него еще не развит самоконтроль, интерес к учебе и другие важные для обучения факторы.  

2. Средний уровень адаптации

Ребенок положительно относится к школе, ее посещение не вызывает у него негативных переживаний; учебный материал усваивает хорошо, если его объясняют наглядно и подробно; может решать стандартные задачи; прилежно и сосредоточенно выполняет задания, но под контролем взрослого; внимателен только тогда, когда ему интересно; домашние задания выполняет почти всегда; дружит со многими одноклассниками.  

3. Низкий уровень адаптации

Ребенок отрицательно или безразлично относится  к школе; нередко жалуется на плохое самочувствие; настроение чаще подавленное; недисциплинирован; учебный материал усваивает частично; ребенку трудно и неинтересно самостоятельно выполнять задания; домашние задания выполняет нерегулярно и только под контролем взрослых; для работоспособности, необходимы длительные паузы на отдых; пассивен; близких друзей нет; одноклассников по именам и фамилиям знает плохо. Фактически низкий уровень  – это уже дезадаптация, то есть ребенок совсем не может приспособиться к школе. 

Дезадаптация вызывается двумя группами причин: 

1. Индивидуальные  характеристики ребенка: его способности,  особенности эмоциональной сферы,  состояние здоровья, особенности  семейной среды. 

2. Влияние  социально-экономических и социально-культурных  условий: семейное окружение,  материальное состояние семьи,  ее культурный уровень, ценности  и т. д. 

Педагогический  диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью  обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений. 

Нарушения адаптации выражаются в виде активного  протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности  в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе. 

Реакция активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.  

Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи. 

Реакция тревожности и  неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.). 

Исходя  из всего этого можно выделить следующие проблемы адаптации ребенка:

•   потребность в постоянной опоре  на подсказку или совместное выполнение уроков;

• сложность в понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения;

• частая отвлекаемость внимания при выполнении домашнего задания;

• неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах;

• трудности в общении с одноклассниками, учителями;

• сложность в запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.);

• выполнение домашнего задания занимает пол дня;

• самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;

• ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и др.)

• ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения с началом школьного обучения. 

Заключение. 

Помощь  ребенку в адаптации в основном должна исходить от родителей. Чтобы  помочь ему адаптироаться нужно следовать следующим рекомендациям: 

• Не перегружайте ребенка. Не пытайтесь дать ему все  и сразу. Дайте первокласснику возможность  побыть ребенком. Лишние кружки и секции, скорей всего приведут к повышенной утомляемости, и как следствие – к снижению работоспособности, раздражительности, проблемам со здоровьем. Если для вас очень важны занятия спортом или музыкой, либо начните водить туда ребенка задолго до начала школьной жизни, либо подождите еще год.

• Продлёнка.  Всеми способами постарайтесь ее избежать, хотя бы в течение первого полугодия. Не потому, что это плохо. Нет. Она здорово выручает в безвыходных ситуациях. Но в период  адаптации первоклассников к школе пребывание в группе продленного дня становится дополнительным фактором физической и эмоциональной перегрузки ребенка. 

• Режим  дня школьника. Не нужно сразу  после школы заставлять ребенка  писать, читать, и как бы то ни было заниматься. Отправьтесь на прогулку, дышите свежим воздухом, бегайте, прыгайте, отвлекайтесь.  Обязательным пунктом в режиме дня первоклассника должен быть дневной сон. А уже потом можно заняться и уроками (хотя по нормативам в первом классе домашних заданий быть не должно). Самым оптимальным временем для выполнения домашних заданий психологи считают время от 17 до 19 часов. Вечером ограничьте активные игры, а также время, проведенное у телевизора и компьютера. Уложите ребенка не позже 9 часов вечера.

Информация о работе Проблема адаптации ребенка к школе