Автор работы: Никола Кваснов, 22 Июня 2010 в 01:47, контрольная работа
Власть легитимна, если управляемые признают за управляющими право управлять вообще, и именно так, как они это делают, в частности. Это признание осознается как управляемыми, так и управляющими. Первым кажутся если не справедливыми и желательными, то, по крайней мере, естественными и сама власть, и связанные с ней институты и ритуалы. Вторые, ждут от управляемых подчинения, а так же одобрения их действий по подавлению и осуждению диссидентов, не желающих подчиняться и оказывающих вербальное или действенное сопротивление.
Легитимность – необходимое условие стабильности и эффективности власти. Легко видеть, что это в первую очередь психологическое понятие. Никакие ссылки на документы, целесообразность или традиции не сделают власть легитимной до тех пор, пока эти аргументы не станут убедительными для большинства или, хотя бы, значительного числа управляемых. Таким образом, легитимность власти – это факт сознания людей.
Введение
Понятие и виды легитимности
Психологические основы легитимности власти
Психологические предпосылки легитимности власти
Типы легитимности и их психологические предпосылки
Психологические факторы легитимности и делегитимности
Психологические факторы делегитимизации власти
Список литературы
■ «восхищается властью и хочет подчиняться»;
■ некритичен по отношению к официальной власти, часто смешивая «государство и «правительство»;
■ весьма «трепетно» относится к социальной иерархии, выступает за ее поддержание;
■ нуждается в сильном лидере (которого идеализирует).
Кроме того, с точки зрения Э. Фромма, подчинение власти для «обладателя» авторитарного характера может субъективно означать причастность к некоей высшей силе и становится средством преодоления невротических переживаний, своеобразной психологической защитой.
На этом основано «бегство от свободы», получившее наиболее полное освещение в работах Э. Фромма. Вместе с тем следует отметить, что данный феномен был, по существу, отмечен русским политическим психологом Б.Н. Хатунцевым. Еще в 1925 г. он писал: «Человек по слабости своей натуры нередко не может устоять от желания найти и иметь властителя, которому можно было бы передать заботы о себе и все мучения свободы, как свободного выбора добра и зла в жизни».
Вполне понятно, что такие установки становятся весьма удобной почвой для установления авторитарной политической системы и ее стабильности. Но с другой стороны, авторитарная личность стремится господствовать над более слабым, по отношению к которому направляется агрессия. Особенность авторитарного характера в том, что «человек восхищается властью, хочет ей подчиняться, но в то же время он хочет сам быть властью, чтобы другие подчинялись ему».
Э. Фроммом замечен парадокс: если существующая власть не отвечает представлению о «сильной власти», то вполне возможна ненависть и презрение к ней. Представляется, что подобное имеет место и в новой России, когда правящая элита демонстрирует неспособность решать актуальные для народа проблемы или выполнять правящие функции в экстремальных ситуациях.
Завершая изложение,
отметим, что все результаты проведенного
анализа закономерных сторон власти позволяют
уточнить сущность, механизмы и условия
феномена власти, то есть поставить проблему
психологии власти как одну из ключевых
в политической психологии. Даже самые
общие положения в данном контексте позволяют
выделить основные аспекты, на которые
важно обращать внимание, чтобы совершенствовать
систему власти. Они помогут выработать
достаточно полное и целостное понимание
психологии власти как в политике, так
и в обществе в целом.
Список
литературы