Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:21, реферат

Описание

Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
Определение основных направлений н педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.
Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей.
Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.

Содержание

Понятие творчество и творческие способности…………………………5
Компоненты творческих способностей………………………………….7
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих

способностей.…..……………………………………………………...…10
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1 Условия успешного развития творческих способностей детей….…..12
2.2 Развитие качеств творческого мышления……………………………...15
2.3 Развитие творческого воображения……………………………………17



Заключение……………………………………………………………….…23

Список литературы………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Творческие способности.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

      Проблема  творчества и творческих способностей в

        современной педагогике  и психологии

    1. Понятие творчество и творческие способности…………………………5
    2. Компоненты творческих способностей………………………………….7
    3. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих

      способностей.…..……………………………………………………...…10

       Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

      2.1 Условия успешного развития творческих  способностей детей….…..12

      2.2 Развитие качеств творческого  мышления……………………………...15

      2.3 Развитие творческого воображения……………………………………17

 
 

      Заключение……………………………………………………………….…23

      Список  литературы………………………………………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ

 

      Творческие  способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

      Объектом  исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 

  • Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы. 
  • Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
  • Определение  основных  направлений  н  педагогических  задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте. 
    • Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей. 
    • Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.

      В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования. 

  1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
  2. Диагностика творческих способностей детей. 
  3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.

      Курсовая  работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные творческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей. 

      Вторая  глава посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей. В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по развитию творческого потенциала дошкольников. Во второй главе также анализируются результаты диагностики творческих способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях.  
 
 
 

        
 
 
 

  1. Проблема  творчества и творческих способностей

    в современной педагогике и психологии

      1.1 Понятия творчество  и творческие способности

      Анализ  проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? 

      Очевидно, что рассматриваемое нами понятие  тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 

      Если  внимательно рассмотреть поведение  человека, его деятельность в любой  области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 

      Кроме репродуктивной деятельности в поведении  человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. 

      Таким образом, в самом общем виде определение  творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

      Так как элемент творчества может  присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

      В данной курсовой работе будет рассмотрена  проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2 Компоненты творческих  способностей

      Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. И вопрос о  компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление /6, 436/. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации  из  элементов,  которые  большинство  людей  знают  и  используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: 

        1. Быстрота - способность высказывать  максимальное количество идей (в  данном случае важно не их  качество, а их количество). 

        2. Гибкость - способность высказывать  широкое многообразие идей.

        3. Оригинальность - способность порождать  новые нестандартные идеи (это  может проявляться в ответах,  решениях, несовпадающих с общепринятыми)

        4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид. 

      Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности /14,6-36/

    1. Способность  видеть проблему там, где её  не видят другие. 

    2. Способность  сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

    3. Способность  применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой. 

    4. Способность  воспринимать действительность  целиком, не дробя её на части.

    5. Способность  легко ассоциировать отдалённые  понятия. 

    6. Способность  памяти выдавать нужную информацию  в нужную минуту. 

    7. Гибкость  мышления. 

    8. Способность  выбирать одну из альтернатив  решения проблемы до её проверки. 

    9. Способность  включать вновь воспринятые сведения  в уже имеющиеся системы знаний. 

    10. Способность  видеть вещи такими, какие они  есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. 

    11. Лёгкость  генерирования идей. 

    12. Творческое  воображение. 

    13. Способность  доработки деталей, к совершенствованию  первоначального замысла.

      Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории /12, 54-55/.

      1. Релизм воображения – образное  схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 

      2. Умение видеть целое раньше частей. 

      3. Надситуативно – преобразовательный  характер творческих решений  – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 

      4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях. 

      Ученые  и педагоги, занимающиеся разработкой  программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности /9/

      1. Способность рисковать. 

      2. Дивергентное мышление. 

      3. Гибкость в мышлении и действиях. 

Информация о работе Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии