Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:21, реферат

Описание

Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи:
Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы.
Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
Определение основных направлений н педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте.
Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей.
Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.

Содержание

Понятие творчество и творческие способности…………………………5
Компоненты творческих способностей………………………………….7
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих

способностей.…..……………………………………………………...…10
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте
2.1 Условия успешного развития творческих способностей детей….…..12
2.2 Развитие качеств творческого мышления……………………………...15
2.3 Развитие творческого воображения……………………………………17



Заключение……………………………………………………………….…23

Список литературы………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

Творческие способности.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

      Говоря  о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме. 

      Мы  считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются: 

    1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
    2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

      Дошкольный  возраст имеет богатейшие возможности  для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. 

      Успешное  развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 

    1. Раннее  физическое и интеллектуальное  развитие детей. 

    2. Создание  обстановки, опережающей развитие  ребенка. 

    3. Самостоятельное  решение ребенком задач, требующих  максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей. 

    4. Предоставление  ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел,  продолжительности  занятий одни делом и т.д. 

    5. Умная,  доброжелательная помощь (а не  подсказка) взрослых. 

    6. Комфортная  психологическая обстановка, поощрение  взрослыми стремления ребенка  к творчеству. 

      Но  создание  благоприятных условий  недостаточно  для  воспитания  ребенка  с высокоразвитыми творческими  способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно существующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагностики творческих способностей четырех-пятилетних дошкольников э/ц «Букваренок» ДДК города Тольятти. Самые низкие результаты дала диагностика творческого воображения. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления существующего положения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей дошкольников: 

      1. Введение  в  программу  дошкольного  воспитания  специальных  занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей. 
      2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
      3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей. 
      4. Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
      5. Работа с родителями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

      Список  литературы

      1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов  С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.

      2. Богат В., Нюкалов В. Развивать  творческое мышление (ТРИЗ в детском  саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.

      3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию  творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.

      4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление  и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.

      5. Выготский Л.Н. Воображение и  творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.  92стр.

      6. Годфруа Ж. Психология, изд. в  2 т., том 1. - М.Мир, 1992. стр. 435-442.

      7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего  на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.

      8. Ендовицкая Т. О развитии творческих  способностей. - Дошкольное воспитание. - 1967 №12. стр. 73-75.

      9 . Ефремов В.И. Творческое воспитание  и образование детей на базе  ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.

      10. Заика Е.В. Комплекс игр для  развития воображения. - Вопросы  психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.

      11. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20.

      12. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок  - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.

      13. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.

      14. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

      15. Мурашковская И.Н. Когда я стану  волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.

      16. Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 стр.

      17. Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши  дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 255-299.

      18. Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.

      19. Палашна Т.Н. Развитие воображения  в русской народной педагогике. - Дошкольное воспитание. -1989 №6. стр. 69-72.

      20. Паскаль. Методическое пособие  для преподавателей начальной  школы и воспитателей детских  садов по курсу "Развитие  творчества".

      21. Полуянов Д. Воображение и способности.   - М.:3нание, 1985. 50стр.

      22. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. - 1996 №5. стр. 21-27.

      23. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., ВдовинаВ.В. "Поваренная" книга воспитателя. - Норильск, 1994. 50стр.


Информация о работе Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии