Проблема возраста человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить особенности проблемы возраста человека.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие возрастного кризиса
2) рассмотреть классификацию возрастных проблем.
3) проанализировать особенности кризиса развития. Различные периоды кризиса развития.
4) исследовать кризисы развития зрелых возрастов.

Содержание

Ведение
1. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
1.1 Понятие психологической готовности к школе и её аспекты
1.2 Волевая готовность
1.3 Внутренняя позиция школьника
1.4 Личностная готовность
1.5 Интеллектуальная готовность
1.6 Нравственная готовность
2. Развитие мышления дошкольника и процедура определения готовности к обучению
2.1 Определение психологической готовности к школе
2.2 Развитие мышления дошкольника
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б

Работа состоит из  1 файл

курсовая воз.псих.Отрода В.А..docx

— 52.09 Кб (Скачать документ)

употребление алкоголя и наркотиков, которое может временно ослабить эмоциональные стрессы и позволяет испытать чувство временного преодоления недостаточной идентичности (E. N. Erikson, 1963).

Доминирующими вопросами этого возраста являются: “Кто Я? ”, “Как Я впишусь в мир взрослых? ”, “Куда Я иду? ” Подростки пытаются выстроить собственную систему ценностей, часто вступая в конфликт со старшим поколением, ниспровергая их ценности. Классическим примером является движение хиппи. Представление о смерти у подростков, как об универсальном и неизбежном конце человеческой жизни приближается к таковому у взрослых. Ж. Пиаже писал, что именно с момента постижения идеи смерти ребенок становится агностиком, то есть у него появляется присущий взрослому способ мировосприятия. Хотя, признавая интеллектуально “смерть для других”, они фактически на эмоциональном уровне отрицают ее для себя. У подростков преобладает романтическое отношение к смерти. Часто они трактуют ее как иной способ существования

 

 

2.2 Кризисы развития  зрелых возрастов

 

 

Зрелость – один из самых длительных периодов жизни человека. Это период подъема уже закончивших свое формирование психологических, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств. Хронологические границы зрелости называются неоднозначно.

Во многом это зависит непосредственно  от человека, от того, насколько успешно  протекают его развитие и становление  как личности.

В период зрелости человек имеет  больше возможностей, он может ставить  перед собой самые высокие  цели и добиваться их. Его знания достаточно велики и разнообразны, он способен реально оценивать ситуацию и себя. Зрелостью можно назвать  период индивидуального расцвета.

В зрелом возрасте человек уже состоялся  в профессиональной деятельности, занял  определенную социальную позицию. Работа (карьера), семья – это то, что  в большей степени занимает человека в этот период. Э. Эриксон полагает, что в этом возрасте есть одна основная проблема – выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных проблем и задач (это продуктивность или инертность).

Важным в этом возрасте является понимание человеком того, что  он не только обладает определенными  возможностями и правами, но и  должен нести ответственность за свои поступки, решения. Если прежде он отвечал только за себя, то с возрастом  на него ложится ответственность  за других.

Как и любой жизненный этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями возникновения, протекания и прекращения.

В профессиональной деятельности в  период зрелого возраста человек, как  правило, состоялся. Он уже добился  определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились  и приумножились. Человек сам  ощущает себя профессиональной личностью. В своей работе он находит источник получения морального удовольствия, раскрытия своих способностей.

В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными  задачами являются обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей  и детей. Во многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную  или неспокойную и негативную.

В период зрелости человек может  не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько  позволяет физическое и психическое  состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем  есть на самом деле.

 

В 40 лет человек как бы заново пересматривает свою жизнь. Для каждого  время его протекания индивидуально, четких границ его прохождения нет.

Это своего рода повтор, дубль 30-летнего  кризиса, когда человек заново начинает искать смысл жизни. Часто он обусловлен изменениями в семейной жизни.

К этому времени дети становятся более самостоятельными, у них  появляется своя жизнь, отпадает острая потребность в родителях (как  было до этого момента).

Супруги, связанные до этого момента  заботой о детях, чаще остаются наедине, и некоторым может показаться, что больше не осталось ничего связывающего их (ни прежнего отношения друг к  другу, ни совместной ответственности, ни любви и тепла во взаимоотношениях), поэтому многие супружеские пары распадаются в этот период.

Люди начинают терять близких, друзей, родственников. Все это не может  не сказаться на человеке, его позиции  и отношении к жизни. В этот период происходит становление новой «я-концепции».

В период молодости основными новообразованиями  являются семья (отношение к ней  и внутри нее) и профессиональное становление.

В период зрелости эти новообразования  претерпевают изменения, но по-прежнему остаются весьма значимыми. Они становятся более осмысленными. Происходит интегрирование предыдущего опыта, что получило название продуктивности.

Новообразованием зрелого возраста является переосмысление. Человек как  бы выбирает новое для себя направление  или корректирует прежнее.

Э. Клапаред выдвинул теорию о том, что человек в зрелом возрасте достигает определенного профессионального уровня, выше которого он уже не может подняться, и начинает оттачивать свое мастерство. Но постепенно желание и возможности человека затухают, происходит некий спад его профессиональной деятельности. Это объясняется отсутствием у человека стремления расти дальше, спадом его познавательных способностей и возможностей, состоянием его здоровья и пр.

Человек начинает стареть. Важно, чтобы  человек в это время нашел  для себя что-то новое, какой-то иной вид деятельности (хобби, увлечение, творческую работу). Это поможет  ему почувствовать прилив сил. Новая  деятельность – это новые цели, задачи, следовательно, и поиск путей их достижения.

 

Выход на пенсию – это очень  важный этап в жизни человека. Он влечет за собой множество перемен, одной из которых является изменение  образа, стиля жизни. Это переход  человека из одной социальной роли в другую.

Изменяется личность человека, он начинает иначе себя вести, относиться к людям, заново осмысливает действительность и свои ценности. Ему нужно примириться  с новой социальной ролью, т. е. понять, какие возможности перед ним открываются, какие пути для него закрыты, что значит быть пенсионером.

Е. С.Авербух говорит о том, что  выход на пенсию становится травмирующей ситуацией для человека. Его самооценка резко падает, он ощущает себя социально  бесполезным, понижается уровень самоуважения. Ему необходимо заново устроить свою жизнь.

Ю. М. Губачев отличал, что чем раньше человек выйдет на пенсию, тем скорее станет физически, духовно и умственно малоподвижным, что может негативно сказаться на его личности. Отличием этого жизненного этапа является социальное отношение к нему.

Человек, привыкший каждый день выполнять  определенные обязанности, повременно выстраивать свой день, выходя на пенсию, теряется. Он имел определенную модель поведения, которая теперь перестала  быть актуальной. Это может стать  причиной возникновения агрессивного поведения.

Выход на пенсию – это изменение  ситуации не только для одного человека, но и для тех, кто окружает его, поэтому процесс приспособления проходят и пенсионер, и его близкие.

Многие исследователи пришли к  мнению, что людям, вышедшим на пенсию, необходимо некоторое время для  осознания своего нового статуса, для  формирования своего нового образа жизни (это необходимый адаптационный  процесс).

Человек встает перед сложным выбором  рода занятий. Он должен грамотно организовать свое время. В этот период большую  роль для пенсионера играет семья. Именно здесь человек может восполнить пробелы в общении.

Фазы пенсионного процесса, предложенные Р. С. Эшли, не имеют строгого порядка следования и четких возрастных границ:

1) предпенсионная фаза;

2) фаза «медового месяца»;

3) фаза разочарования;

4) фаза стабильности;

5) завершающая фаза.

Роль семьи в создании психологически комфортного климата особено высоко в завершающей фазе, когда человек как бы подводит итоги всей прожитой жизни.

Выход на пенсию – это очень  важный этап в жизни человека. Он влечет за собой множество перемен, одной из которых является изменение  образа, стиля жизни. Это переход  человека из одной социальной роли в другую.

Изменяется личность человека, он начинает иначе себя вести, относиться к людям, заново осмысливает действительность и свои ценности. Ему нужно примириться  с новой социальной ролью, т. е. понять, какие возможности перед ним открываются, какие пути для него закрыты, что значит быть пенсионером.

Е. С.Авербух говорит о том, что  выход на пенсию становится травмирующей ситуацией для человека. Его самооценка резко падает, он ощущает себя социально  бесполезным, понижается уровень самоуважения. Ему необходимо заново устроить свою жизнь.

Ю. М. Губачев отличал, что чем раньше человек выйдет на пенсию, тем скорее станет физически, духовно и умственно малоподвижным, что может негативно сказаться на его личности. Отличием этого жизненного этапа является социальное отношение к нему.

Человек, привыкший каждый день выполнять  определенные обязанности, повременно выстраивать свой день, выходя на пенсию, теряется. Он имел определенную модель поведения, которая теперь перестала  быть актуальной. Это может стать  причиной возникновения агрессивного поведения.

Выход на пенсию – это изменение  ситуации не только для одного человека, но и для тех, кто окружает его, поэтому процесс приспособления проходят и пенсионер, и его близкие.

Многие исследователи пришли к  мнению, что людям, вышедшим на пенсию, необходимо некоторое время для  осознания своего нового статуса, для  формирования своего нового образа жизни (это необходимый адаптационный  процесс).

Человек встает перед сложным выбором  рода занятий. Он должен грамотно организовать свое время. В этот период большую  роль для пенсионера играет семья. Именно здесь человек может восполнить пробелы в общении.

Фазы пенсионного процесса, предложенные Р. С. Эшли, не имеют строгого порядка следования и четких возрастных границ:

1) предпенсионная фаза;

2) фаза «медового месяца»;

3) фаза разочарования;

4) фаза стабильности;

5) завершающая фаза.

Роль семьи в создании психологически комфортного климата особенно высоко в завершающей фазе, когда человек как бы подводит итоги всей прожитой жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в заключение данного исследования на основе изученных материалов и, исходя из поставленных в работе цели и задач, можно сделать следующие выводы.

Проблема  возраста не только центральная для  психологии, но и ключ ко всем вопросам практики. Эта проблема непосредственно  и тесно связана с диагностикой возрастного развития ребенка. Диагностикой развития называют обычно систему исследовательских  приемов, имеющих задачей определение  реального уровня развития, достигнутого человеком. Реальный уровень развития определяется тем возрастом, той  стадией или фазой внутри данного  возраста, которую сейчас переживает человек. Мы знаем уже, что паспортный возраст человека не может служить  надежным критерием для установления реального уровня его развития. Поэтому  определение реального уровня развития всегда требует специального исследования, в результате которого может быть установлен диагноз развития.

Определение реального уровня развития - насущнейшая  и необходимая задача при решении  всякого практического вопроса  воспитания и обучения человека, контроля за нормальным ходом его физического и умственного развития или установления тех или иных расстройств в развитии, нарушающих нормальное течение и придающих всему процессу атипический, аномальный, а в иных случаях патологический характер. Таким образом, определение реального уровня развития - первая и основная задача диагностики развития.

Изучение  симптоматологии возрастов позволяет  выделить ряд надежных признаков, с  помощью которых мы можем узнать, в какой фазе и стадии какого возраста протекает сейчас процесс развития у человека, подобно тому как врач на основании тех или иных симптомов устанавливает диагноз болезни, т.е. определяет тот внутренний патологический процесс, который обнаруживается в симптомах.

Само по себе исследование какого-либо возрастного  симптома или группы симптомов и  даже точное количественное измерение  их еще не могут составить диагноза. Между измерением и диагнозом, говорил  Гезелл, существует большая разница. Она заключается в том, что к диагнозу можно прийти только в случае, если удастся вскрыть смысл и значение найденных симптомов.

Информация о работе Проблема возраста человека