Проблема возраста человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание

Цель работы: выявить особенности проблемы возраста человека.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие возрастного кризиса
2) рассмотреть классификацию возрастных проблем.
3) проанализировать особенности кризиса развития. Различные периоды кризиса развития.
4) исследовать кризисы развития зрелых возрастов.

Содержание

Ведение
1. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе
1.1 Понятие психологической готовности к школе и её аспекты
1.2 Волевая готовность
1.3 Внутренняя позиция школьника
1.4 Личностная готовность
1.5 Интеллектуальная готовность
1.6 Нравственная готовность
2. Развитие мышления дошкольника и процедура определения готовности к обучению
2.1 Определение психологической готовности к школе
2.2 Развитие мышления дошкольника
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б

Работа состоит из  1 файл

курсовая воз.псих.Отрода В.А..docx

— 52.09 Кб (Скачать документ)

Задачи, стоящие  перед диагностикой развития, могут  быть разрешены только на основе глубокого  и широкого изучения всей последовательности хода развития, всех особенностей каждого  возраста, стадии и фазы, всех основных типов нормального и аномального  развития, всей структуры и динамики развития в их многообразии. Таким образом, само по себе определение реального уровня развития и количественное выражение разности между паспортным и стандартизированным возрастом человека или отношения между ними, выражаемого в коэффициенте развития, составляет только начальный шаг на пути диагностики развития. В сущности говоря, определение реального уровня развития не только не исчерпывает всей картины развития, но очень часто охватывает ее незначительную часть. Констатируя наличие тех или иных симптомов при определении реального уровня развития, мы фактически определяем лишь ту часть общей картины развития, которая охватывает уже созревшие на сегодняшний день процессы, функции и свойства, физического развития, которые характеризуют уже завершившиеся циклы развития. Это итог, результат, конечное достижение развития за истекший период. Эти симптомы говорят нам скорее о том, как шло развитие в прошлом, чем о том, как оно совершается в настоящем и какое направление примет в будущем. Разумеется, знание итогов вчерашнего развития - необходимый момент для суждения о развитии в настоящем и будущем. Но одного его совершенно недостаточно. Образно говоря, при нахождении реального уровня развития мы определяем только плоды развития, т.е. то, что уже созрело и завершило свой цикл. Но мы знаем, что основным законом развития является разновременность в вызревании отдельных сторон личности и различных ее свойств. В то время как одни процессы развития уже принесли плоды и завершили свой цикл, другие процессы находятся только в стадии созревания. Подлинный диагноз развития должен суметь охватить не только завершившиеся циклы развития, не только плоды, но и находящиеся в периоде созревания процессы. Подобно тому как садовник, определяя виды на урожай, поступил бы неправильно, подсчитав только количество созревших фруктов в саду и не сумев оценить состояние деревьев, не принесших еще зрелого плода, психолог, который ограничивается определением созревшего, оставляя в стороне созревающее, никогда не может получить сколько-нибудь верного и полного представления о внутреннем состоянии всего развития и, следовательно, не может перейти от симптоматического к клиническому диагнозу.

Таким образом, мы приходим к выводу, что к началу каждого периода складывается единственное и неповторимое отношение между  человеком и окружающей его действительностью, зависит от постоянно действующих  факторов: биологическое созревание; психофизического состояния организма; место человека в системе социальных отношений; достигнутый уровень  интеллектуального и мысленного развития.

 

Глоссарий

 

 

N%

 

Новое понятие

 

Содержание

1

2

3

1

Кризис

Поворотный момент в жизни индивидуума, который возникает как следствие  достижения определенного уровня психологической  зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму  на этой стадии”.

2

Сенситивный период

Период оптимальных сроков развития, определенных сторон психики - процессов  и свойств.

3

Зона актуального развития

 

Обладание ребенком того, чему он научился

4

Возраст

Продолжительность жизни (годы, месяцы и т.д.)

5

Периодизация развития

Психологическая классификация возрастов  развития

6

Психология возрастов

Изучение закономерности переходов  от одного периода к другому на основе смены типов деятельности

7

Подростковый возраст

Переходное положение от детства  к юности (пубертатный) от12 до 19 лет

8

Юношеский

Получение профессии и создание семьи (от20 до 25лет)

9

Молодость (ср. зрелость)

Переход молодости к старости (от 26 до 64лет)

10

Старость

Период от 65 до конца жизни

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

 

Научная и обзорная литература.

1. Абрамова Г.С., Возрастная психология. [Текст]: Уч. пособие для студентов вузов. / -4-е изд / Г.С. Абрамова. Академ. проект. - М. 2003г. - 15с. - ISBN5-94372-045-0

2. Гусева Н.Д. Акмеология. [Текст]: Учебное пособие / Н.Д. Гусева. - М., 2003г. - 34с. - ISBN5-93685-025

3. Зимняя И.А. Педагогическая  психология. [Текст]: Учебное пособие  / И.А. Зимняя. - М., 2002г. - 45с. - ISBN5-365-4086

4. Ильин В.В. Философия и акмеология. [Текст]: Учебное пособие / В.В. Ильин.

СПб., 2003г. - 53с. - ISBN5-9603-036-0

5. Крайнг Г. Психология развития. [Текст]: Учебное пособие / Г. Крайнг. - СПб., 2002г. - 14с. - ISBN5-375-40066

6. Краснова О.В. Социальная психология  старости. [Текст]: Учебное пособие  / О.В. Краснова. - М., 2002г. - 75с. - ISBN5-95417-013

7. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности [Текст]: / У. Крейн. - СПб., - 2002г. - 84с. - ISBN5-9863-067-0

8. Михайлов Г.С. Принятие и  реализация управленческих решений.  Акмеология. [Текст]: Монография / Г.С. Михайлов. - М., 2003г. - 23с. - ISBN5-377-4564-0

9. Полозова Т.А. Современный взгляд  на акмеологию. Акмеология. [Текст]: Учебное пособие / Т.А. Полозова. - М., 2003г. - 54с. - ISBN5-9347-022

10. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Селезнёва. - М., 2004г.67с. - ISBN5-347-4052

 

Приложение А

 

Стадии психосоциального развития (по Эриксону)

N

Стадия

Возраст

Психосоциальный кризис

Сильные стороны

1.

Орально-сенсорная

Рождение-1 год

Базальное доверие - базальное недоверие

Надежда

2.

Мышечно-анальная

1-3 года

Автономия - стыд и сомнения

Сила воли

3.

Локомоторно-генитальная

3-6 лет

Инициативность - вина

Цель

4.

Латентная

6-12 лет

Трудолюбие - неполноценность

Компетентность

5.

Подростковая

12-19 лет

Эго - идентичность - ролевое смешение

Верность

6.

Ранняя зрелость

20-25 лет

Интимность - изоляция

Любовь

7.

Средняя зрелость

26-64 года

Продуктивность - застой

Забота

8.

Поздняя зрелость

65 лет - смерть

Эго-интеграция - отчаяние

Мудрость

         
         
         
         

 

Приложение Б

 

Творческие  личности, дожившие до глубокой старости.

ФИО, годы жизни

Вид деятельности

Возраст

1

Горгий (483-375 до н. э)

др. - греч. ритор, софист

108

2

Шевроль Мишель Эжен (1786-1889)

франц. химик

102

3

Дружинин Николай Михайлович

(1886-1986)

сов. ист.

100

4

Рокфеллер Джон (1839-1937)

америк. промышленник

98

5

Яблочкина Александра Александровна

(1866-1964)

русская совет. актриса

97

6

Рассел Бертран (1872-1970)

англ. философ

97

7

Рубинштейн Артур (1886-1982)

 амер. пианист

97

8

Сперанский Георгий Нестерович (1873-1969)

рус. сов. врач

95

9

Страдивари Антонио (1643-1737)

итал. скрип. мастер

94

10

Шоу Джордж Бернард (1856-1950)

Анг. писатель

94

11

Петипа Мариус (1818-1910)

Франц. балетмейстер

92

12

Пикассо Пабло (1881-1973)

Исп. художник

92

13

Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)

Рус. художник

90


 


Информация о работе Проблема возраста человека