Проблема возрастного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:58, реферат

Описание

Итак, дошкольный период развития ребенка подходит к концу. Родители обеспокоены новыми проблемами: насколько их ребенок готов к школе, справится ли он с программой обучения, как сложатся его отношения в новом коллективе? Вопрос о психологической готовности к школьному обучению требует комплексного подхода. Но большинство родителей, конечно, представляют себе, что важными моментами являются умение действовать по правилу, слушать инструкции, сдерживать свои импульсивные побуждения. И, казалось бы, ребенок постепенно выходит на необходимый уровень психического развития. К шести-семи годам он уже обладает сложившейся системой отношений с родителями и другими членами семьи. Эти отношения регламентируются некоторыми привычными нормами и правилами. К ребенку предъявляют некоторые требования, он привык выполнять свои обязанности (режим дня, минимальная помощь родителям по хозяйству, личная гигиена и т. п.), ребенок располагает некоторым свободным временем.

Содержание

Введение.
Период «непослушания»
3.Новые возможности ребенка и появление "внутренней позиции школьника"
Этапы становления позиции школьника
Новое отношение к взрослым
Произвольность умственной деятельности и поведения
Психологические механизмы кризиса шести-семи лет
Симптомы кризиса шести-семи лет
Разрешение кризиса и обучение в школе
Кризис семи лет и уровень психологической готовности к школьному обучению
Нормальное разрешение кризиса семи лет
Переживания ребенка и механизмы психологической защиты
Заключение
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Возрастная психология.doc

— 145.50 Кб (Скачать документ)

        Ребенок пробует взять на себя новые обязанности, тем самым как бы исполняя роль взрослого. Он, как взрослый, сам решает, что, как и когда сделать, и затем исполняет задуманное. При исполнении новых обязанностей ребенок сам обращается к близкому взрослому за советом, помощью, за экспертной оценкой сделанного.

         Симптомы второй категории носят  нейтральный характер. Родители  сообщают об интересе к внешнему  виду, о новом "взрослом" поведении  ребенка с некоторой иронией.  Действительно, подобное поведение  ребенка может вызвать улыбку. Ребенок пробует себя в роли взрослого. И в этих ситуациях ребенок с готовностью обсуждает с родителями, со старшими братьями и сестрами, что ему надеть завтра, как причесаться и т. п. Рассуждая о политике, ребенок обсуждает услышанное именно с родителями, таким образом, демонстрируя им свою взрослость. Обращаясь к младшей сестре с требованием вести себя прилично, тем ставя себя в позицию взрослого члена семьи, ребенок также делает это или буквально на глазах родителей или в их условном присутствии. Он вновь демонстрирует свою взрослость.

  Таким образом, выделяются следующие особенности  отношения детей седьмого года жизни  к близким взрослым.

  1. В целостном отношении к взрослому  выделяется отношение к правилу,  заданному взрослым. Ребенок нарушает условия выполнения правила.

  2. Возникают новые самостоятельные  занятия. Выполняя самостоятельную  деятельность, ребенок обращается  к близкому взрослому как к  эксперту. Это обращение также  свидетельствует о выделении  в целостном прежде отношении  нового аспекта.

  3. Ребенок демонстрирует взрослому  свою взрослость, подчеркивая тем  самым свою возросшую самостоятельность.

  1. Разрешение кризиса и обучение в школе
  • Кризис семи лет и уровень психологической готовности к школьному обучению

         В самом начале мы говорили, что непослушание, упрямство и другие поведенческие реакции ребенка на седьмом году жизни - закономерное явление. А вот домашний негативизм может быть понят как особая форма построения нового поведения.

           И действительно, дети с выраженным негативным поведением оказываются лучше готовы к школе, чем их сверстники со "стертыми" симптомами кризиса, - это подтверждают экспериментальные исследования.

         Оказалось, что у детей с  более высоким уровнем психологической  готовности к школьному обучению наиболее выражены все три категории симптомов. У этих детей наблюдается "негативистское" конфликтное поведение. Уже в начале года родители отмечают у них такие симптомы, как спор, паузы, непослушание, несколько реже встречаются упрямство, хитрость, капризы, болезненная реакция на критику. Таким образом, у детей этой группы преобладают активные типы поведенческих реакций.

  Что касается "нейтральных" симптомов, то они в меньшей степени выражены у детей этой группы. Тем не менее, они проявляют внимание к собственной внешности, стремятся участвовать во взрослой жизни, любят оказаться во взрослой компании "на правах взрослого" и т. п.

           Особый интерес представляет  третья категория симптомов. У  детей с высоким уровнем готовности  к обучению наблюдается наибольшая выраженность самостоятельного поведения. Их характеризует внимательное отношение к занятиям, достаточно высокий уровень сформированности игровой и учебной деятельности, адекватное общение со сверстниками.

          Вторую группу составили дети  с более низким уровнем психологической готовности к школьному обучению. Детей этой группы характеризует равная представленность симптомов всех трех категорий: конфликтное поведение, демонстративная взрослость, некоторая самостоятельность.

          Если рассмотреть качественную сторону особенностей их поведения, можно обратить внимание на некоторую стертость выделенных симптомов. Среди симптомов негативизма родители больше говорят о пассивных характеристиках поведения: паузах, наивной хитрости, навязчивой требовательности и т. п. Позитивная самостоятельность характеризуется краткосрочностью: ребенок "загорается", например, идеей склеить дом из бумаги. Он готовит необходимое, начинает вырезать и клеить, затем быстро отвлекается, бросая недоделанную работу. Самостоятельность остается в плане желаемого более, чем в плане реального действования.

           Принимаемые на себя новые  обязанности также краткосрочны. Дети с готовностью берутся  за новую обязанность, но реально  новая обязанность выполняется  однократно. Затем ребенок "забывает" о ней. Если родители напоминают об этом, ребенок отмалчивается, далее позитивная самостоятельность превращается в свою противоположность - в негативное поведение относительно требуемого взрослыми.

          Таким образом, в целом можно  заключить, что эту группу составляют дети, у которых кризисные симптомы выражены слабее. Вся симптоматика носит гораздо менее выраженный характер.

         Третью группу составили дети  с явно низким уровнем психологической  готовности к школе, что отчасти  можно объяснить их повышенной тревожностью. В этой группе по сравнению с первой менее выражены как "негативистские", так и "конструктивные" ("положительные") симптомы. У детей преобладают пассивные формы непослушания, а также болезненная реакция на критику, преувеличенная чувствительность к оценкам родителей, плаксивость, капризы. Слабее представлены симптомы самостоятельного поведения.

  • Нормальное разрешение кризиса семи лет

           У детей, готовых к школьному  обучению, начало учебной деятельности  приводит к разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. Меняется структура прав и обязанностей ребенка, как в школе, так и в семье. Постепенно те поведенческие реакции, которые создавали определенные трудности для родителей, начинают исчезать.

          Обратную картину мы наблюдаем  у детей с низким уровнем  психологической готовности к  школьному обучению. Первоклассники, у которых до этого симптомы кризиса были выражены слабо, вдруг начинают проявлять активные формы поведенческих реакций, начинаются споры с родителями, упрямство, непослушание. Таким образом, эти дети несколько позднее достигают определенного уровня психологической зрелости, и кризис протекает у них по времени несколько позже, когда они уже начали обучение. Это еще раз подтверждает, что кризис - это закономерный этап психического развития ребенка, и родителям следует с терпением и пониманием относиться к особенностям поведения их детей в этот непростой период.

  • Переживания ребенка и механизмы психологической защиты

          Как уже отмечалось, противоречивые  переживания ребенка могут усугублять  его внутреннюю напряженность.  Внутренний дискомфорт вызывает и другое противоречие, с одной стороны, стремление к независимости в действиях и поступках, с другой - отказ от выполнения того, о чем попросили родители. Несмотря на непослушание, споры с родителями, ребенку очень важно их мнение, оценка его достижений. И конечно, как и в любой кризисный период, ребенок становится более уязвимым, чувствительным к различным неблагоприятным воздействиям. Ему необходима эмоциональная поддержка и чувство стабильности, защищенности в семейной ситуации.

        В тех случаях, когда ребенок не может прямо выразить свое состояние, начинают действовать механизмы психологической защиты. Рассмотрим некоторые из них (по материалам работ И. М. Никольской и Р. М. Грановской).

         Отчуждение (или изоляция) - это защитный  механизм, связанный с отделением чувства от ситуации. Нередко изоляция проявляется у ребенка достаточно рано при восприятии эмоционально травмирующих ситуаций или при воспоминаниях о них с чувством тревоги, этими событиями спровоцированным. Ребенок отключается от внешнего мира и погружается в собственный мир. В связи с активным развитием воображения в старшем дошкольном возрасте этот защитный механизм может особенно часто включаться у впечатлительных, ранимых детей.

         После пяти лет, вследствие  формирования половой идентичности и потребности в самопринятии, появляется сублимация - вытеснение сексуальности, особенно детского сексуального любопытства. Вначале оно сублимируется из частного в общую любознательность, а затем перерастает в мощное влечение к исследовательской деятельности. Сублимация неразрывно связана с усвоением нравственных ценностей.

          Развитие речи и логического  мышления позднее, уже в младшем  школьном возрасте, приводит к  возникновению компенсации ("У  меня много ошибок при письме, зато я хорошо плаваю"). Таким образом, постепенно включаются интеллектуальные защиты.

          Сновидение. Большинство родителей  понимают, что, проявив внимание  к снам ребенка, можно обнаружить  источник его тревог. Тем более  что у детей достаточно рано  включаются формы психологической защиты, связанные с фабулой сновидения. Пониманию проблем, обнаруживающихся в фабуле сновидения, помогает и появление в них разнообразных животных, смысл которых проясняется из их ролей в содержании сказок. Ситуации преследования угрожающими существами нередко инициированы проблемами отношений в детском коллективе или семье, а беспокойство и тревога в детских снах часто говорят о неготовности к уроку. 
 
 

  Заключение

  1. К концу дошкольного возраста  складывается целая система противоречий (например, противоречие между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически «дошкольными» способами их удовлетворения), свидетельствующая о формировании психологической готовности к школьному обучению. Становление ее предпосылок обусловлено кризисом 6-7 лет, который Л. С. Выготский связывал с утратой детской непосредственности и возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях (обобщением переживаний).

  2. Л. И. Божович связывает кризис 6-7 лет с появлением системного  новообразования — «внутренней позиции», выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка: он хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, каковой в современных культурно-исторических условиях оказывается обучение в школе.

  3. Структура психологической готовности  к школе представлена мотивационной  готовностью, готовностью познавательной  сферы (интеллектуальной готовностью), социально-психологической и эмоционально-личностной  готовностью. Предпосылки готовности  создаются в рамках игровой деятельности дошкольника.

  4. К 6—7 годам выделяются две  группы детей: 1) дети, которые по  внутренним предпосылкам уже  готовы стать школьниками и  осваивать учебную деятельность; 2) дети, которые, не имея еще  этих предпосылок, продолжают  оставаться на уровне игровой деятельно 
 
 
 

  Список  литературы

  1. Возрастная психология.  Шаповаленко И.В. М.: Гардарики, 2005
  2. Ю. Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? Изд-во Сфера, 2005
  3. Л.ИБожович. Проблемы формирования личности.

  / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж: 1995. С.157–162

  1. Детская психология. От рождения до школы

  Б. С. Волков, Н. В. Волкова Издательство: Питер, 2009

  1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Издательство: Питер, 2009 г.
  2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов
  3. Никольская И. М., Грановская Р. М. «Психологическая защита у детей» издательство Речь,2010,СПб

Информация о работе Проблема возрастного возраста