Проблемы возрастных кризисов и их влияние на профессиональное самосознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:11, реферат

Описание

Современная отечественная психологическая наука решает проблему развития психики, считая человека существом биосоциальным, рассматривая действия двух факторов в единстве, исходя из материалистического понимания психики как свойства мозга, заключающегося в субъективном отражении объективного внешнего мира. Такой подход к решению проблемы требует учета зависимости психического развития от природных данных человека, его биологических, анатомо-физиологических особенностей, так как основой психической деятельности является высшая нервная деятельность головного мозга, и от внешних влияний, окружающих ребенка, обстоятельств жизни, конкретной общественно-исторической эпохи, которые определяют содержание психической жизни формирующейся человеческой личности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3


Проблемы возрастной периодизации психического развития в отечественной психологии……………………………………………………………...4


Профессиональное развитие личности
и профессиональное самосознание…………………………………………………....6


Общая характеристика процесса профессионализации как условия динамики профессионального самосознания…………………………………………………..…7


Заключение………………………………………………………………………………...11


Список литературы……………………………………………………………………..13

Работа состоит из  1 файл

реферат по психологии.doc

— 64.50 Кб (Скачать документ)

Возникшее противоречие может не разрешаться в силу различных  обстоятельств. И личность, неспособная критически проанализировать сложившуюся ситуацию, не преодолеет собственное противоречие, которое отрицательно скажется на дальнейшем ее развитии. Противоречие на какое-то время дезорганизует сознание, но эта неопределенность будет продолжаться до появления так называемой «реакции преодоления». «Реакция преодоления» начинается с автоматической перестройки сознания и всей психической деятельности до тех пор, пока не станет возможной аналитическая деятельность.

Профессиональные кризисы в процессе профессионального становления являются адекватными психологическими явлениями и, как подчеркивал Л.С.Выготский, фактически негативное развитие в критические периоды является только теневой стороной позитивных изменений личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Профессиональное становление  и развитие предполагают глубокие изменения  личности. Личность не просто изменяется, а становится существенным ключевым компонентом в системе деятельности. Методологической основой такой  точки зрения может служить ключевой методологический принцип отечественной психологии - принцип единства сознания и деятельности, сформулированный в работах СЛ.Рубишптейна и развитый затем А.Н.Леонтьевым и др. отечественными психологами.

С.Л.Рубинштейн в одной  из своих работ определил этот принцип таким образом: «... Деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойства, а эти последние, осуществляя организацию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения».

И еще одна методологическая установка может быть принята  во внимание в этом аспекте. Л.С.Выготский  выразил еще один ключевой момент вышеназванного принципа: в основе трудовой деятельности лежат не элементарные, а высшие психические функции.

Аналитический подход к  изучению профессий и формированию умений и навыков должен быть дополнен синтезирующим целостным подходом - изучением сложных высших психических  функций в трудовой деятельности в целом. «Если сама личность, согласно принятому в отечественной психологии определению, это устойчивый психический склад человека, то в деятельности она выступает в своем функциональном качестве. Ее функционирование в качестве субъекта складывается из природных, психических, личностных условий этого функционирования (в число последних входят способности, мотивы, воля и т.д.) с одной стороны, социальных условий - системы условий и требований деятельности (нормативные и др. аспекты труда) с другой, и, наконец, способов организации деятельности самим человеком (деятельности как труда, профессии, своего дела и т.д.) с третьей. Личность, которая имеет свою структуру, «логику» своей личностно-психической организации, свою архитектонику, перестраивает ее и согласует соответственно требованиям труда, рабочего режима, профессиональных задач» .

Тогда, как заключает  К.А.Абульханова-Славская, из этого  следует, что изначально личность представляет собой систему, некоторое качество, которое изменяется, когда она  становится субъектом деятельности (профессионал, мастер и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Дмитриева М.А., Крылов .А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология.—Л.,1979
  2. Иванова Е.М. Основы изучения профессиональной деятельности. –
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.1975.
  4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.  – М., 2000.



Информация о работе Проблемы возрастных кризисов и их влияние на профессиональное самосознание