Процесс демократизации семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 11:10, реферат

Описание

Семья была, есть и будет. История пока не дала альтернативы семье. Незыблемость института семьи ни один исследователь не подвергает сомнению. Опросы общественного мнения на Западе, в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья – одно из условий деградации общества.

Содержание

Введение 3
1. Тенденции развития современной семьи 4
2. Общество и частная жизнь в России в зеркале семейных
отношений 10
Заключение 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

      Оглавление 

 

       Введение

 

     Семья была, есть и будет. История пока не дала альтернативы семье. Незыблемость института семьи ни один исследователь не подвергает сомнению. Опросы общественного мнения на Западе, в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья – одно из условий деградации общества. “Скажите, какова ваша семья и я скажу, какового ваше общество” – утверждает совершенно верно один из ученых. 
 

 

     
  1. Тенденции развития современной  семьи
 

     Какова  же наша семья сегодня? 

     В своем развитии семья стремительно идет от многодетности, среднедетности к малодетности. Рождаемость резко  упала, особенно в последние годы. Во многих областях России смертность превысила рождаемость. Сейчас у нас преобладает однодетная семья. Однодетность нередко негативно влияет на характер ребенка, его личностные качества, в целом, на детско-родительские отношения, особенно тогда, когда в семье есть дедушки и бабушки.

     Новая структура семьи обусловливается  четко проявляющимся процессом  её нуклеаризации. От 50 до 70% молодых  супругов хотят жить отдельно от родителей, что влечет за собой и положительные  и отрицательные моменты. С одной  стороны, молодая семья раньше приобретает самостоятельность, ответственность, легче проходит процесс адаптации молодых супругов друг к другу. Но с другой стороны, молодая семья лишается зачастую систематической помощи родителей, которая им необходима, особенно в период рождения ребенка. Нарушается в этом случае и постоянное общение с дедушкой и бабушкой, которое очень благотворно для внуков. Умение проникать в душу другого, терпимость, необходимая в общении с детьми, определенная свобода от своих профессиональных занятий дают большую возможность именно бабушкам и дедушкам налаживать положительные контакты со своими внуками и ненавязчиво на них воздействовать. Отсутствие же контактов нарушает преемственность поколений, когда дети не знают даже своих близких предков. В этом случае появляются и заброшенные одинокие старики. В связи с ростом личностной автономии семья, вероятно и дальше будет развиваться в этом направлении. И тут задача заключается в том, чтобы смягчить негативные следствия этого процесса.

     В семье наблюдается активный процесс  эгалитаризации и демократизации внутрисемейных отношений. В эгалитарной семье отношения между супругами, родителями и детьми чаще, хотя и не всегда строятся на основе партнерства, признания за каждым членом семьи, в том числе и за ребенком, не только обязанностей, но и права на автономию, инициативу и свободу. В современной семье супруги предъявляют друг к другу более серьезные требования в морально-психологическом плане по сравнению с традиционной семьей. И мужу и жене необходимы понимание, уважение, внимание, забота, поддержка, терпимость в отношениях друг к другу, что связано с необходимостью удовлетворения эмоциональных потребностей личности. Семья становится биархатной, такой семьей, в основе которой лежит справедливое равенство двоих. Женская эмансипация в большой степени способствовала тому, что справедливое равенство в семье между супругами становится непременным условием благополучия и счастья семьи. В настоящее время эгалитарные семьи и семьи переходного типа преобладают, особенно в больших городах. При этом, реализация равенства в семье зависит, прежде всего, от уровня эмоционально-нравственной зрелости супругов, от уровня нравственной культуры.

     Демократизация  отношений в семье в первую очередь, изменяет систему ролевых  отношений между мужем и женой. От взаимодополняемости мужа и жены, когда за каждым из них жестко закреплены определенные обязанности, функции к взаимозаменяемости, когда все строится по принципу помощи и поддержки. Идет перераспределение власти в семье. Демократизация супружеских отношений быстрее осуществляется в молодых семьях, где супругам менее 40 лет. В семьях с большим семейным стажем чаще всего отношения между супругами остаются патриархальными. Сложнее и труднее идет процесс демократизации между поколениями. Еще многие родители придерживаются авторитарных методов воспитания, используют приказания, категорические требования, запрещения без особых разъяснений, физические наказания. Конечно, это не грубый, жесткий авторитаризм, свойственный патриархальной семье. Это авторитаризм просвещенный, когда родители, имея высшее образование, нередко педагогическое, знают, что так нельзя воспитывать ребенка, но не могут освободиться до конца от авторитарных, подавляющих методов воспитания. Это не физическое наказание. От него просвещенные родители чаще всего отказываются. Но жизнь ребенка строится на детальном расписании всех его дел и даже интересов, жестком контроле. У ребенка отсутствует минимальная свобода, возможность самовыражения.

     Для развития современной семьи характерен рост разводов. Развод перестал быть страшным. Общественное мнение стало воспринимать развод как явление нормальное и даже благотворное в некоторых ситуациях. В некоторых регионах развод достигает своего пика: на 100 браков, заключенных в течение года приходится 100 разводов. Интересны причины этого процесса. Часто это алкоголизм и грубость супругов, неспособность к адаптации.

     В 90-е годы в связи с резко  изменившимися экономическими условиями  в стране, потрясения затронули, наряду с другими социальными институтами, и семью. В семье наблюдаются существенные перемены. Прежде всего, появились совершенно новые типы семьи. Если в социалистическом обществе на основе профессиональной деятельности выделялось три социальных типа семей: рабочих, колхозников и интеллигенции, то в новых условиях можно выделить семью миллионера, семью бизнесмена, уличного торговца, семью безработного и т.д. Эти семьи наряду с традиционными семейными проблемами, порождают новые проблемы психологического и социокультурного плана, такие как ребенок и заработок, ребенок и секс, ребенок и духовное его развитие и др. При этом члены таких семей не только не знают, как их решать, но зачастую и не видят их. Например, семья уличных торговцев. Родителей нет дома целыми днями, дети предоставлены самим себе. Дефицит родительского внимания компенсируется деньгами, вещами. Воспитательный потенциал такой семьи невелик. Интересна в воспитательном плане и семья безработного, в которой родители, теряя возможность содержать семью, теряют авторитет у детей. У ребенка разрушается чувство безопасности, которое ему необходимо для нормального роста и развития. В семье воцаряется неуверенность, напряженность, страх за детей и семью в целом.

     На  основании эмпирических данных можно  говорить и о разных формах семьи. В ХХ веке, наряду с семьями, состоящими из супругов с детьми и без детей, получили распространение и ряд нетрадиционных моделей семьи. Альтернативой полных семей являются неполные семьи с одни родителем. Неполная семья – результат овдовения или развода. При этом, если в первой половине ХХ века неполные, семьи были главным образом результатом овдовения, то со второй половины – развода. Процент разводов по отношению к бракам все время растет. Эта тенденция подтверждает новые особенности семейной жизни – наличие детей все в меньшей степени служит препятствием для развода. Все больше детей остается без одного из родителей. В результате разлад между супругами дополняется кризисом родительства.

     Материнская семья исходно внебрачна. Внебрачные рождения растут более быстро, чем  брачные. Наибольшее и увеличившееся распространение материнская семья получила среди 15-19 летних подростков и женщин после 35 лет.

     В западно-сибирских селах и в  Томске наиболее часты внебрачные рождения у самых молодых (15-19 лет) женщин: почти каждый третий ребенок, родившийся у матери этого возраста, был внебрачным. Материнская семья более распространена среди всех слоев городского населения, но и в сибирских селах имеет место устойчивое воспроизводство рассматриваемого типа семьи. Хотя многие матери, родившие ребенка вне брака, не возражали бы против юридического оформления своих отношений.

     В последнее время широкое распространение  получили альтернативные браку семьи. Это прежде всего внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регистрируют его, когда может или уже появился ребенок. Сожительство – это удел молодых. Его пик приходится на вторую половину третьего десятилетия жизни индивида. В последующем идет снижение удельного веса таких отношений. Либерализация общественного мнения по отношению к сожительству обуславливает взгляд на него как на нормальное явление и не дает оснований говорить об уменьшении их количества в будущем.

     Хочется отметить еще одну своеобразную форму  брака – это так называемый Годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. У.Годвин – английский анархо-социалист утверждал. Что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее самостоятельному развитию супругов вследствие несовершенства людей и различия их склонностей и потребностей. “Брачный сепаратизм”, как известно, это попытка разрешить напряжение, возникшее между мужем и женой путем их временного разъезда. Кроме того, чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, тем полнее индивид такого социума сознает себя как индивидуальность. Тем насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция прослеживается и в семье. Необходимо отметить, что интерес к такой модели семьи не угасает. А в связи с процессом становления и развития индивидуальности, самостоятельности, особенно женской, такая форма семейной жизни вполне реальна, особенно у людей, имеющих большие доходы. С ней связывается возможность реального равноправия супругов, обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.

     С появлением “новых русских” широкое распространение получила еще одна модель альтернативной семьи, которой сербский юрист М.Босанац дал название “семья – “конкубинат”, означающее возможность мужчины жить в официальном браке и при этом иметь параллельный союз с другой женщиной, имеющий от него внебрачного ребенка или, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубиной. Другими словами, мужчина имеет семью, где есть ребенок, а также любовницу, имеющую от него ребенка. При этом он выполняет обязанности мужа, отца по отношению к той и другой семье. Зачастую женщины знают о существовании друг друга и не возражают против этого. Такая форма семьи во многом зависит от толерантно-адаптационных возможностей женщин и автономного потенциала мужчин. Семейные отношения в данной семье чреваты непредсказуемыми эмоциональными и психологическими стрессами и поэтому вряд ли она жизнеспособна.

     В настоящее время, как утверждает известный российский социолог С.И.Голод, можно говорить о том, что семья в своем развитии выходит на стадию супружества. Муж и жена, безусловно, всегда составляли основу семьи и были супругами. Но это был либо союз экономический, либо репродуктивный, либо воспитательный, но не союз-супружество, Супружество же – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Принципы, лежащие в основе супружества, реализуются в результате социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение избирательности, рост внутренней ответственности и автономии от социальных общностей) и распространением этих качеств на женщин, что, конечно же, было бы невозможным без их экономической и гражданской эмансипации. Семья – содружество способствует индивидуальному развитию, которое осуществляется через раскрытие индивидуального своеобразия каждого из супругов. В такой семье отношения между супругами определяются не родством (как в патриархальной семье) и не рождением детей (как в детоцентристском типе), а свойством. Муж и жена не безоговорочно подчиняют свои интересы интересам детей, в супружеские отношения проник эротизм, акцентируемый как ключевой момент новой семьи. В границах одного семейного типа возникают богатые и разнообразные отношения между полами и поколениями, создаются широкие возможности для самореализации каждого индивида.

     В последнее время в семье отношения  между мужем и женой строились  по принципу взаимозаменяемости, где  отсутствовало жесткое закрепление  обязанностей. Но в то же время намечается тенденция, связанная с традиционализацией семейных ролей: за мужчиной закрепляется роль добытчика, кормильца, а за женщиной роль хранительницы семейного очага, матери. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут безбедно содержать свою семью, жена становится хозяйкой дома со всеми вытекающими отсюда обязанностями, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения заменяются полностью материнским уходом. Сфера обслуживания, став дорогою, компенсируется все расширяющимися домашними обязанностями у женщин, привязывая их к семье.

     Говоря  о возврате традиционных ролей мужчине  и женщине, необходимо отметить, что  эта традиционализация осуществляется совершенно на новом социальном фоне. Мужчина более, чем раньше, занят добыванием средств существования, а женщина не столь привязана к дому как раньше. Обычно, это образованная женщина, имеющая разнообразные интересы, потребности, круг общения, выходящий за рамки брака. Она отстаивает свою автономию, пытаясь реализовать себя не только и не столько как мать.

Информация о работе Процесс демократизации семейных отношений