Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 11:10, реферат
Семья была, есть и будет. История пока не дала альтернативы семье. Незыблемость института семьи ни один исследователь не подвергает сомнению. Опросы общественного мнения на Западе, в России показывают, что семья воспринимается в качестве одной из главных жизненных ценностей и как условие счастливой жизни. Более того, стабильность или нестабильность общественной жизни, здоровье нации напрямую ставится в зависимость от состояния семьи. Разрушающаяся семья – одно из условий деградации общества.
Введение 3
1. Тенденции развития современной семьи 4
2. Общество и частная жизнь в России в зеркале семейных
отношений 10
Заключение 14
Список литературы 15
Такая
традиционализация носит
Экономическая ситуация в стране ведет к расслоению общества, к появлению богатых семей, среднеобеспеченных и бедных. Причем, наблюдается рост обедневших семей. Среди семей, имеющих в своем составе супружескую пару и одного-двух детей, доля малообеспеченных сильно возросла за счет недостаточно высоких заработков родителей (бюджетная сфера), из-за невключенности их в рыночные структуры хозяйствования, за счет платного образования и появления платных медицинских услуг. Экономическое неблагополучие семьи прежде всего сказывается на детях, которые не получают многое из того, что им необходимо. Это оборачивается утратой равных стартовых позиций для развития детей. Уже с раннего возраста дети из бедных семей лишаются возможности получить необходимое образование и достичь высокого профессионального уровня. В таких семьях главная задача – выжить в данной ситуации. Материальные проблемы вытесняют духовные, нравственные, т.е., те которые являются сущностными в семейной жизни, тем самым ущербно трансформируя семью в её ценностных ориентациях. Материальные проблемы, став главными в семье, разрушают её гуманистическую сущность. Прежде всего, это проявляется в формализации семейных отношений, когда жизнь семьи строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда акцентируются лишь материальные проблемы (не только в малообеспеченных семьях), когда в общении недостаточно теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением супругов друг от друга, родителей от детей, проявляющимся как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей. Такое противостояние в подростковом возрасте вызывает лавинообразный рост агрессии, садизма, немотивированной преступности. Многие исследователи считают, что проявления подростковой и юношеской жестокости – это проекция отношения к родителям в ситуации эмоционального отторжения. Следствием этого отчуждения является также и ранний сексуальный опыт. По утверждению психологов, дети, лишенные родительской любви, испытавшие её недостаток, компенсируют это ранними половыми связями. Самым же сильным выражением нравственно-эмоционального отторжения являются, на наш взгляд, участившиеся случаи убийства (рационального, сознательного или в момент раздражения, гнева) детьми своих родителей.
В семье дети не только рождаются, но и воспитываются. Главная задача семьи – формирование гуманистических, нравственных начал в ребенке. Семьи в силу своих особенностей имеет эту возможность. Именно семья имеет такую атмосферу (речь идет о благополучной семье), в которой у ребенка формируется способность жалеть, сочувствовать, сопереживать другому, способность “со-радоваться, со-веселиться и со-печалиться” с другим человеком, “со-присутствовать” ему. Этому способствуют три вида любви в семье: любовь супружеская, любовь родительская и любовь детская. Переплетаясь между собой, эти три вида любви и создают особую, благоприятную для ребенка, атмосферу. Но психологический дискомфорт, испытываемый семьей сегодня, тревожность, связанная с будущим семьи, нервозность, обусловленная неудовлетворительностью семейными отношениями, разрушают эмоциональную атмосферу семьи, деформируют семейные отношения, оказывая негативные воздействия на стабильность семьи, на её воспитательный потенциал.
В семье формируется способность любить другого человека, способность к эмоциональному контакту с другим. Главную роль в этом процессе играет мать. Отношение “мать – дитя” является первичной детерминантой человеческой нравственности, человеколюбия. В отношениях с матерью закладывается в ребенке первичный нравственный опыт, первичные нравственные представления и отношения. От матери зависит, каков будет нравственный опыт у ребенка. Дефицит материнской любви, а тем более её отсутствие, искажает нравственные чувства, негативно воздействуя на его нравственное становление.
Что же представляет из себя современная мама? Какой характер носит отношение “мать – дитя”? Нужно отметить, что некоторые современные мамы признают, что не испытывают горячей любви к своим детям, что их отношение к ним базируется лишь на ощущении необходимости как-то выстраивать свои отношения с детьми. Часть мам отмечает, что не могут справиться со своими детьми либо из-за незнания, либо из-за отсутствия умения налаживать контакты с ребенком. Появились матери, которые продают своих детей, отправляют детей на заработки, оставляют в роддоме, а иногда и убивают. Растет детская беспризорность, число отказных детей, обуславливая сиротство при живых родителях. Материнская любовь по своей сути жертвенна. Мать маленького ребенка, любящая его, жертвует ради него своим отдыхом, своими интересами и желаниями. Такой жертвенности, в самом лучшем смысле этого слова, не достает современным мамам. Для обозначения этого феномена появился специальный термин “уклоняющееся материнство”, т.е. материнство не полноценное, частичное. На основании будущего социологического исследования, выяснившего основные принципы отношений современной матери со своим ребенком, возможно предсказать некоторые особенности нравственного поведения будущей молодежи.
Последствия
перечисленных особенностей функционирования
современной семьи далеко не однозначны.
Возможны как позитивные, так и
негативные следствия. Чтобы блокировать
отрицательные моменты в
2. Общество и частная жизнь в России в зеркале семейных
отношений
В XV-XVII вв. в России сложился специфический патриархально-авторитарный семейный строй. Преобладающей формой семейной организации являлась сложная семья, в которой домочадцы были лишены голоса при решении дел, имели крайне ограниченные права на семейное имущество, беспрекословно подчинялись главе дома, женщины были исключены из общественной жизни, до некоторой степени изолированы от мужского общества и образовывали как бы особый мир внутри домохозяйства, сельских и городских корпораций. Женщины были даже изолированы в пространстве, занимая особую часть дома у высшего класса (терем) и определенную часть одной комнаты, в которой жила вся семья, - в домах крестьян и горожан. Некоторые исследователи связывают это с татарским влиянием, так как в мусульманских обществах женщины занимают приниженное положение относительно мужчин и отделяются от них социально, и именно после утверждения господства монголов на Руси социальный статус женщин понизился, они перестали участвовать в общественной жизни и утратили прежние имущественные права. Однако пока данная точка зрения является гипотезой, требующей проверки.
В течение XVIII-XX вв. во всех социальных группах российского общества формы семейной организации и характер отношений в семье изменялись. Среди крестьянства в течение всего императорского периода важное значение имела сложная семья. Малая семья как главная и единственная форма организации жизни пришла в город лишь к концу XIX в. и только среди дворянства и интеллигенции она превалировала. Вплоть до Великих реформ 1860-х гг. в семьях всех сословий преобладали патриархально-авторитарные отношения, так как они строились на доминировании мужчин над женщинами и главы семьи над всеми домочадцами, на иерархизме, строгом разделении ролей по половозрастному признаку, приоритете общих семейных интересов над индивидуальными, включенности семей в соответствующие сословные корпорации, которые вмешивались во семейные отношения. Крепостнический характер социальных отношений и политический абсолютизм в государстве в значительной мере обусловливались господством патриархальной семьи, потому что она воспитывала авторитарные личности, которые являлись (становились) благодатной социальной базой для политического абсолютизма и крепостничества со всеми вытекающими из этого экономическими и социальными последствиями. Не случайно патриархальную семью исследователи называют также семьей монархического типа.
В
пореформенное время
Старая патриархальная семья была одним (конечно, не единственным) из важных источников авторитаризма в России на всех уровнях - от семейного до государственного. По мере гуманизации и демократизации отношений в семье происходили изменения отношений в обществе и государстве, и наоборот - по мере демократизации общества и государства происходила демократизация семейных отношений. Зачатки институтов гражданского общества появились в России в конце XVIII в. и были ограничены средой дворянства и интеллигенции - тех социальных групп, которые были, во-первых, лично свободны, во-вторых, не знали большой патриархальной семьи крестьянского типа, и воспитывались в семьях, напоминавших демократическую семью. Эти ростки к 1917 г. превратились в целую систему, опять же в основном ограниченную средой высшего и среднего класса, где были распространены демократические семьи. Именно эти классы формировали основу гражданского общества - многочисленные общественные организации, общественное мнение и парламент. Под давлением и при участии этих же социальных групп российская государственность прошла путь от петровского абсолютизма начала XVIII в. до парламентской монархии в начале XX в.
После 1917 г., когда носители либерально-демократических отношений дворянство, буржуазия, интеллигенция были уничтожены, высланы, дискредитированы и отстранены от власти, а государство стало опираться на рабочих и крестьян, в среде которых преобладали патриархально-авторитарные отношения, в России произошла частичная реставрация старого авторитарного режима. Вплоть до 1960-х гг. дети даже в городе воспитывались в обстановке просвещенного авторитаризма, принуждения, строгой регламентации и опеки. Терапия физическим наказанием ослабевала, но тем не менее еще занимала видное место в арсенале средств воздействия. Она сочеталась с более гуманными методами - с внушением, убеждением, запугиванием, психологической обработкой. В большинстве случаев усилия родителей, как всегда - из лучших побуждений, направлялись, скорее, на приручение детей, на формирование у них способности приспосабливаться, считаться с обстоятельствами, не выделяться, быть лояльными, скромными, как все, нежели на воспитание инициативы, самостоятельности мышлениям, чувства собственного достоинства, оригинальности, на умение совершать нестандартные поступки. Эта линия на выхолащивание из ребенка всего самобытного, неординарного, на введение его поведения в жесткие, унифицированные для всех рамки еще более четко проводилась в яслях, детских садах и школах. Педагоги практиковали строгость, наказание, безусловное подчинение, жесткий контроль. Дети формировались соответствующим образом.
Общественные перемены - критика сталинизма, попытки рыночных реформ, ревизия марксизма, диссидентское движение - начались с конца 1950-х гг. и постепенно темп их нарастал и это совпало со временем существенных изменений в семье. Семейная жизнь в советской стране не была свободна от общественного контроля и все же пользовалась большей свободой сравнительно с другими институтами. Благодаря этому во второй половине XX в. именно городская семья быстро эволюционировала в направлении демократической и стала тем уникальным местом, где признавались такие ценности, как индивидуальность, свобода, собственность, независимости, право выбора. Человек, воспитанный в такой семье, ощущал потребность в индивидуальной автономии, в открытом обсуждении наболевших проблем, в институтах гражданского общества. Он хотел иметь гражданские права, готов был отказаться от советских ценностей ради ценностей буржуазных (хотя слово "буржуазный" ему не нравилось), которые, как казалось, легко и быстро обеспечат достойную жизнь. В значительной степени распространенностью нового типа личности мы обязаны быстрой и бескровной революции, произошедшей в начале 1990-х гг.
Информация о работе Процесс демократизации семейных отношений