Проективные методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:51, контрольная работа

Описание

Проективные методики — методики, основанные на феномене проекции. Термин «проекция» был вве­ден Фрейдом еще в 1894 году в статье «Невроз стра­ха», где он писал: «Психика развивает невроз страха, когда чувствует себя неполноценной по отношению к задаче управления {сексуальным) возбуждением, воз­никающим эндогенно. То есть она действует так, как если бы проецировала это возбуждение во внешний мир». В 1896 году в статье «О защитных нейропсихо-зах», работая дальше над проекцией, Фрейд более точ­но сформулировал, что проекция является процессом приписывания собственных влечений, чувств и уста­новок другим людям или внешнему миру, в качестве защитного механизма позволяющим не осознавать та­ких «нежелательных» явлений в самом себе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Классификация проективных методик………………………............6
Современные тенденции в применении проективных методик …...7
Тест Роршаха. Из истории создания теста…………………………..8
Описание и применение теста………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………….13

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларус1.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

Контрольная   работа

по      курсу     Психодиагностика

 

 

                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….3

Классификация проективных методик………………………............6

Современные тенденции в применении проективных методик …...7

Тест Роршаха. Из истории создания теста…………………………..8

Описание и применение теста………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………12

Литература…………………………………………………………….13

 


Введение

Проективные методики — методики, основанные на феномене проекции. Термин «проекция» был вве­ден Фрейдом еще в 1894 году в статье «Невроз стра­ха», где он писал: «Психика развивает невроз страха, когда чувствует себя неполноценной по отношению к задаче управления {сексуальным) возбуждением, воз­никающим эндогенно. То есть она действует так, как если бы проецировала это возбуждение во внешний мир». В 1896 году в статье «О защитных нейропсихо-зах», работая дальше над проекцией, Фрейд более точ­но сформулировал, что проекция является процессом приписывания собственных влечений, чувств и уста­новок другим людям или внешнему миру, в качестве защитного механизма позволяющим не осознавать та­ких «нежелательных» явлений в самом себе.

Проекция — особый феномен психической жиз­ни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психиче­скими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация дей­ствительности, предъявляемых стимулов и пр. в оп­ределенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности. Защит­ные механизмы — психоаналитическое понятие, обо­значающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм.

Теоретические истоки проективных методик на­ходятся прежде всего в ассоциативной психологии и психоанализе. Согласно ассоциативной психологии ве­дущим принципом организации сознания является ас­социация. Данное положение послужило основой воз­никновения специальной методики — теста свободных словесных ассоциаций, систематизированного Френси­сом Гальтоном (1822— 1911). Применяя эту методику, экспериментатор по очереди открывал испытуемому список из 75 слов, предлагая ему отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову ассоциаци­ей. Время ответа фиксировалось с помощью секундоме­ра. Авторы при создании теста преследовали двоякую цель: получить средство для выявления нарушений в мыслительных процессах и рассмотреть области зна­чимых внутренних конфликтов. Обычно анализируется доля привычных или распространенных ответов, время реакции, нарушение ассоциативных связей, ухудшение воспроизведения при повторном тестировании. Идеи, лежащие в основе данной методики, использовались в дальнейшем при создании специального вида тестово­го испытания — т.н. «детектора лжи».

В психоанализе основным понятием выступает «бессознательное». Бессознательное — сфера коллек­тивной или индивидуальной психики, характеризую­щаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отноше­ние к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируются.

Содержащиеся в бессознательном глубинные тен­денции личности в эксперименте могут проявиться, если сознание испытуемого направить на решение осо­бых заданий, характер стимульного материала которых снижает (или нейтрализует) тенденцию критического оценивания своих действий с точки зрения социаль­ной желательности. В этой связи методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал как правило не безразличен испытуе­мому, т.к. вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в ко­торых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписы­вание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, дву­смысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).

Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их пред­ставленности в индивидуальном сознании в виде «лич­ностных смыслов» или «значимых переживаний». Ос­новой всех проективных методик является возможность посредством косвенного воздействия на значимые об­ласти переживания и поведения человека («комплек­сы») вызывать такие отклики человека на предъявляе­мый стимул, которые менее всего подвержены тенденции следовать социально приемлемым образцам поведения. Проективные методики предназначены для исследова­ния тех глубинных индивидуальных особенностей лич­ности, прежде всего мотивационных образований, ко­торые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Эти методы возникли сна­чала в условиях клиники, но в дальнейшем стали ин­тенсивно использоваться и в экспериментальной пси­хологии.

В отечественной психологии вопросам теорети­ческого обоснования проективных методик уделялось значительное внимание. Для понимания механизма, ре­ализующегося в проективных методиках, привлекается понятие установки (В.Г.Норакидзе, 1975). Установка — готовность, предрасположенность к определенным дей­ствиям или реакциям на конкретные стимулы.

Иную позицию занимают последователи теории де­ятельности, опирающиеся на категорию «личностного смысла» (Е.Т.Соколова, 1980). Личностный смысл — ин­дивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система зна­чений, оценок отражаемых явлений, объектов окружа­ющей природной и социальной среды, в которой разво­рачивается его деятельность. В этом случае специфи­кой проективных методик считается их направленность на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений. Очевидно, что тем самым заметно сужается сфера проявлений личности, обнаруживаемых с по­мощью проективных методик. Основным принципом объяснения и анализа феномена проекции продолжает оставаться разработанное в советской психологии по­нимание процесса восприятия как активного, носящего личностный характер (С.Л.Рубинштейн и др.). В ситуа­ции проективного обследования как личностный смысл, так и отношения, установки обнаруживаются в особен­ностях перцептивной (перцептивно-моторной) деятель­ности, которая и должна стать предметом дальнейшего изучения. Разработка интерпретационных схем проек­тивных методик должна осуществляться в двух направ­лениях: «личностном» и «перцептивном», слияние кото­рых по мере их развития неизбежно.[1]

Применение проективных методик требуют высо­кой профессиональной подготовки и развитой интуи­ции психолога, проводящего обследование.

Интуиция — знание, возникающее без осознания путей и условий его получения — как результат «не­посредственного усмотрения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация проективных методик

Проективные методики предполагают в основном индивидуальную работу с испытуемым и в большей своей части бывают бланковыми или предметными. Различают следующие группы проективных методик:

— конститутивные проективные методики — группа методик, предполагающих структуриро­вание, оформление стимулов, придание им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции);

          —  конструктивные проективные методики — методики, предполагающие создание из офор­мленных деталей осмысленного целого (MAP, тест мира и его разнообразные модификации);

—   интерпретативные проективные методики — группа методик, предполагающих истолкование испытуемыми какого-либо события, события (ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сой­ди);

—   аддитивные проективные методики (или ме­тодики дополнения) — группа методик, пред­полагающих завершение предложения, рас­сказа, истории (неоконченные предложения, неоконченные рассказы, ассоциативный тест Юнга);

—   экспрессивные проективные методики — груп­па методик, предполагающих изучение эксп­рессивных проявлений активности человека. Объединяют методики изучения экспрессии: анализ почерка, особенностей речевого обще­ния и др., а также методики изучения продук­тов творчества: рисование на свободную или за­данную тему (тест рисования фигуры человека (варианты Гуденау и Маховер), тест рисования дерева К.Коха, тест рисования дома и т.д.);

       - катартические проективные методики — группа методик, предполагающие осуществле­ние игровой деятельности в специально орга­низованных условиях(психодрама, проектив­ная игра);

—   импрессивные проективные методики — груп­па методик, предполагающих предпочтение од­них стимулов (как наиболее желательных) дру­гим.

Для подавляющего большинства проективных ме-одик характерны следующие признаки:

—   относительная свобода в выборе ответа и так­тики поведения испытуемого, т.е. возможен ши­рокий диапазон разнообразных решений;

—   отсутствие внешних показателей оценочного от­ношения к испытуемому со стороны экспери­ментатора (здесь не может быть правильных или неправильных ответов);

—   обобщенное оценивание взаимоотношения лич­ности с ее социальным окружением или интег­ральная диагностика ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психи­ческой функции.

Современные тенденции в применении проективных методик

Если ранее основное внимание уделялось разра­ботке и применению проективных тестов, то в послед­нее время предпринимаются попытки более тщатель­ного и основательного формирования необходимой теоретической базы проективной психологии. Сегодня различаются следующие значимые направления в кон­цептуализации поведения и личности в проективной психологии.[2]

1. Личность все больше рассматривается как про­цесс, а не скопление совокупности относительно статичных черт, использующихся индивидом в ответ на раздражители.

2. Личность, изучаемая проективными способами, считается процессом, на который постоянно вли­яют взаимодействия индивида с собственной фи­зической и социальной средами, с одной сторо­ны, и состояние и сила его потребностей с другой.

3. В проективной психологии усиливается тенден­ция полагаться на теорию поля как на достаточ­ный критерий для подведения под него проектив­ных поведенческих данных.

4. Под влиянием психоаналитического мышления существует заметная тенденция к утверждению суждений о личности двух классов: динамическое (полевое) и генетическое (историческое и эволю­ционное). Существует стойкая приверженность к представлению, что личность как процесс являет­ся постоянно развивающейся реальностью, функ­ционирующей с рождения и до смерти. Таким об­разом, изучение и рассмотрение личности обязано быть чем-то вроде временного гештальта, и требу ются данные, связанные с продольным подходом к личности. Проективные методы, применяемые на различных этапах личностного процесса, пред­ставляют собой поперечные аналитические попыт­ки создать наиболее существенные серии заключе­ний относительно значимых генетических факторов, формировавших личность, как это представляется в какой-либо данный момент ее жизненной истории.

5.Возрастает интерес к созданию картины «личнос­ти как целого».            Ясно, что проективные методики не стремятся к завершенной формулировке лично­сти в целом, поскольку это на самом деле представ­ляет невыполнимую задачу, а скорее стремятся дать ряд значимых описательных утверждений о лич­ности, которые могут оказаться полезными для спе­цифических и часто довольно узких намерений.

6.Существует заметная тенденция к построению концептуальной схемы, относительно которой мож­но сделать адекватные формулировки различных личностей в клинических целях.

Таким образом, стремление к наведению порядка в концептуальнои обосновании является оптимистич­ной — с точки зрения дальнейшего развития проек­тивной психологии — тенденцией.

 

 

 

Тест Роршаха. Из истории создания теста

Тест Роршаха — методика психодиагностики лич­ности, разработанная швейцарским психологом и пси­хиатром Германом Роршахом (1884 — 1922) для изучения неосознаваемых склонностей и побуждений человека и представляющая собой серию симметричных цвет­ных пятен, интерпретация которых человеком позво­ляет судить о его мотивации. Тест Роршаха относится к проективным методикам структурирования.

Основной труд Г.Роршаха «Психодиагностика», где он изложил основы и опыт применения методики, уви­дел свет в 1921 году. «Психодиагностика» — один из наиболее известных трудов в области проективных методов. Диссертация Г.Роршаха была посвящена изу­чению механизмов галлюцинаций.

Роршах предположил, что в наших мечтах и фанта­зиях наряду со зрительными образами присутствует память и о пережитых движениях — кинестетические образы, Впоследствии он предположил, что черниль­ные пятна, адресованные зрительному воображению, растормаживают, оживляют моторные фантазии. Так возник тест на основе чернильных пятен.

Развивая этот метод, Г.Роршах экспериментиро­вал с большим количеством пятен, которые он предъяв­лял различным группам психически больных. В результа­те подобных клинических наблюдений те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединя­лись в систему показателей. Методы определения по­казателей затем отрабатывались с помощью допол­нительного тестирования умственно отсталых и нормальных людей, художников, ученых и других лиц с известными психологическими характеристи­ками.

Новизна данной методики состояла в том, что отве­ты испытуемый давал самостоятельно, а не выбирал из числа предложенных, что позволяло избежать внеш­ней детерминированности ответов, которые в данном случае в большей степени оказываются обусловленны­ми особенностями восприятия и прошлым опытом испытуемого. Таким образом, оказалось возможным, по мнению Роршаха, установить связь между продуциру­емым фантазийным материалом и типом личности.

Если до Роршаха при толковании чернильных пя­тен исследователи опирались на содержательный ас­пект ответов, то он сосредоточился на процессе проду­цирования ответов, то есть на том, как испытуемый воспринимает стимульный материал, на какие харак­теристики пятен он при этом опирается (форма пятен, очертания, цвет, оттенки и т.д.).

Анализируя ответы, полученные как от здоровых индивидов, так и от страдающих различными психи­ческими заболеваниями, Роршах отметил, что таким об­разом можно оценить уровень интеллекта испытуемо­го, дифференцировать ответы здоровых и психически больных, а среди последних — выделить ответы, типичныс для больных шизофренией, эпилепсией, мани­акально-депрессивным психозом, слабоумием.

Информация о работе Проективные методики