Проективные методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:51, контрольная работа

Описание

Проективные методики — методики, основанные на феномене проекции. Термин «проекция» был вве­ден Фрейдом еще в 1894 году в статье «Невроз стра­ха», где он писал: «Психика развивает невроз страха, когда чувствует себя неполноценной по отношению к задаче управления {сексуальным) возбуждением, воз­никающим эндогенно. То есть она действует так, как если бы проецировала это возбуждение во внешний мир». В 1896 году в статье «О защитных нейропсихо-зах», работая дальше над проекцией, Фрейд более точ­но сформулировал, что проекция является процессом приписывания собственных влечений, чувств и уста­новок другим людям или внешнему миру, в качестве защитного механизма позволяющим не осознавать та­ких «нежелательных» явлений в самом себе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Классификация проективных методик………………………............6
Современные тенденции в применении проективных методик …...7
Тест Роршаха. Из истории создания теста…………………………..8
Описание и применение теста………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………12
Литература…………………………………………………………….13

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларус1.doc

— 81.50 Кб (Скачать документ)

В ходе исследования Роршах выделил ответы, ха­рактерные для двух типов восприятия: по движению и цвету, т.е. «двигательный» и «цветовой» тип. Тип вос­приятия, или, как назвал их Роршах, «тип пережива­ния», соотносится с интроверсивной или экстраверсивной тенденцией личности. Преобладание ответов по движению он соотнес с интроверсивной тенденцией, а преобладание ответов по цвету — с экстраверсивной. При наличии аналогии с типологией Юнга, Роршах от­мечает и существование отличий. По его мнению, дан­ные тенденции характеризуют не столько уровень адаптации индивида, сколько индивидуальные меха­низмы ее реализации. А основным различием между интроверсией и экстраверсией считал зависимость либо от внутренних переживаний, либо от внешних впечатлений.

Роршах разработал базовые принципы анализа и интерпретации ответов, создав практически универ­сальный тест, который за период своего существова­ния почти не изменился; вся осуществлявшаяся в эти годы работа касалась уточнения значения тех или иных показателей, дальнейшей разработки способов кодиро­вания и т.п. Тест Роршаха, являясь первым и наиболее выдающимся достижением в проективном тестирова­нии, остается и поныне авторитетным источником, откуда черпаются идеи для создания и усовершенство­вания других проективных техник.

 

 

 

Описание и применение теста

В тесте Роршаха используются 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными изображениями — «пятнами». Пять пятен выполнены только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а осталь­ные три представляют собой сочетание цветов пас­тельных тонов.

Обстановка при проведении эксперимента долж­на быть спокойной и располагающей, испытуемый должен чувствовать себя как можно более непринуж­денно. Необходимо предварительно ознакомиться с его физическим и психическим состоянием, удостоверить­ся в его готовности к полноценной работе. Никаких предварительных сведений о цели эксперимента не сообщается. На вопрос испытуемого, не является ли эта методика тестом на интеллект, следует ответить отри­цательно. Вполне допустимо согласиться с предполо­жением, что это исследование воображения. Следует сообщить испытуемому, что он может давать любые ответы, все сказанное им не будет оцениваться с пози­ции правильности или неправильности, что же касает­ся уточняющих вопросов со стороны испытуемого, то от них следует уклоняться.

В целом эксперимент состоит из нескольких этапов. 1. Процедура проведения. Экспериментатор садится таким образом, чтобы иметь возможность видеть таблицы одновременно с испытуемым. Таблицы до предъявления лежат рядом с экспериментатором изображением вниз и предъявляются испытуемому последовательно с 1 по 10 в основном положении. Испытуемому задается вопрос: «Что это вам напо­минает, на что это похоже?», после чего ему предоставляется полная самостоятельность. Если испы­туемый сомневается, колеблется, можно сказать, что неправильных ответов не бывает, все ответы индивидуальны. Допустимо поворачивать таблицы, но ни в коем случае не подсказывать, что на них изображено. Испытуемого не ограничивают во вре­мени. После того, как он завершает свои спонтан­ные высказывания, ему задают дополнительные вопросы: «Что еще?», «Что вы можете добавить?». Все полученные от испытуемого ответы заносятся в протокол, где также отмечаются восклицания, ми­мика и поведение испытуемого в целом, а также временные показатели.

2.              Опрос. Цель этого этапа — уточнение ответов.
Опрос ориентирован на выявление того, как испытуемый пришел к формулировке того или иного
ответа, где, на каких деталях фиксируется его внимание, почему выбран именно этот образ. Соответственно, вопросы, при формулировке которых следует избегать прямых или наводящих вопросов,
звучат примерно так: «Покажите, где находится...»,
«Как у вас возникло такое впечатление?», «Почему вы подумали именно об этом?».Дальнейшие вопросы будут зависеть от ответов испытуемого,
важно постараться не внушить ему ответы, которые не соответствуют его видению перцептивных образов.

Для уточнения локализации ответа можно предложить испытуемому нарисовать на отдельном лис­те бумаги указанную часть фигуры.

3.              Определение границ чувствительности. Данный
этап можно считать дополнительным. Необходимость в нем зависит от того, насколько содержательными и продуктивными оказались предыдущие этапы эксперимента. Чем богаче первичная часть
протокола, тем меньше необходимости в данном
этапе.Здесь на испытуемого оказывают давление, зада­ют все более и более конкретные вопросы, при­влекают его внимание к тем или иным элементам пятна или подсказывают возможные интерпрета­ции, чтобы четко выявить некоторые моменты, которые были затронуты или избегались ранее, а также то, может ли он видеть отдельные детали и способен ли воспринимать за ними целостный образ: человеческие очертания или движение, цвет и светотень, а также популярные образы. Экспериментатор пытается как бы раздвинуть, прощупать границы восприятия испытуемого, оп­ределить его слабые стороны с этой точки зрения, действуя от обратного. В тех случаях, когда испы­туемый дает исключительно целостные ответы, его просят сосредоточиться на отдельных деталях. («Попробуйте увидеть что-нибудь в отдельных ча­стях таблицы, у некоторых людей это получается».) Если это не помогает, можно указать на конкрет­ную деталь и спросить, на что это похоже и даже подсказать, что именно видят в этом другие люди. («Некоторые считают, что это похоже на паука».) Попросив испытуемого рассортировать таблицы по тому или иному признаку (в том числе на при­ятные и неприятные), определяют, реагирует ли он на цветовой стимул.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, проективные методики представ­ляют широкий класс диагностических средств, наибо­лее существенным признаком которых является ис­пользование в них неоднозначных, неопределенных стимулов, которые испытуемый должен конструиро­вать, развивать, дополнять, интерпретировать. В соот­ветствии с проективной гипотезой каждое эмоциональ­ное проявление человека, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпе­чаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности. Стимулы проективных методик при­обретают смысл не столько в силу их объективного со­держания, сколько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Диагностическая цен­ность проективных методик возрастает при условии высокой квалификации психолога и их соотнесении с данными, полученными при помощи традиционных психодиагностических методик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

http://psylist.net/promet/

http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/psihologiya_i_pedagogika/PROEKTIVNIE_METODIKI.html

http://www.library.by/portalus/modules/economics/show_archives.php?subaction=showfull&id=1105779603&archive=1120044655&start_from=&ucat=36&

http://www.real-voice.info/modules/myarticles/article.php?storyid=423

Сыромятников И.В. Психодиагностика. – М.

2

 



[1] 

[2] 


Информация о работе Проективные методики