Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:59, контрольная работа
При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.
Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
1.Введение……………………………………………………………………3
2.Профессиональная компетентность психолога-консультанта…….5
3.Индивидуальный стиль деятельности психолога…………………………………………………………...…….11
4.Заключение……………………………………………………………….15
5.Список использованной литературы………………...……………….16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«БАШКИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
факультет психологии
кафедра
общей психологии
Контрольная
работа
Профессиональная
компетентность психолога.
Индивидуальный стиль
профессиональной деятельности
психолога.
Выполнила: студентка 1 курса психологического факультета заочной формы
Группа 102
Дементьева
Ольга Владимировна
Научный руководитель:
Давтян Валентина Граниковна
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
Психологу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профессиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При применении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.
Для
организации целостной и
При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.
Психолог
формулирует выводы и рекомендации
заказчику, сообщает психологическую
информацию клиенту в адекватной форме
и на понятном для него языке. При этом
он стремится избегать профессионального
жаргона и чрезмерного употребления специальных
терминов.
Термин «компетентность», является производным от слова «компетентный»: в современном словаре иностранных слов определено, что «компетентный» - лат. competenz (compentis) - соответствующий; способный, значит 1) обладающий компетенцией, правомочный; 2) знающий, сведущий в определенной области; а «компетенция» - 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.
Таким образом, профессиональную компетентность практического психолога можно определить как сформировавшийся единый комплекс знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств) профессиональных позиций. Выделяют профессиональную, психологическую, социально-психологическую, коммуникативную, и другие виды компетентности.
Компетентность выступает основой успешной профессиональной деятельности.
Основная задача психолога заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои жизненные сложности со стороны, обсудить с ним его поведение и отношения, которые привели его к психологическим трудностям. Так как сам человек не может осознать причины своих проблем. В ходе беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней, изменить установку на других людей и на этой основе изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.
Психолог не должен давать прямых советов и рекомендаций относительно, того как следует поступить клиенту в сложившейся ситуации, поскольку в этом случае он берет ответственность за происходящее на себя. Важно, чтобы консультируемый сам осознал причины и суть своих проблем и сделал собственные выводы, возможно, нашел свои ошибки, и принял решения относительно дальнейших действий, для исправления проблемной ситуации. В этом случае он будет нести личную ответственность за свои поступки и решения.
Общение между психологом и клиентом на равных является самым оптимальным. Клиент не должен чувствовать себя уровнем ниже, ведь задача психолога не в том чтобы руководить людьми, а лишь в том, чтобы помочь человеку определиться в своих желаниях, и способах их реализации, придать человеку уверенность в себе, создать оптимистичный настрой.
Если во время консультации клиент чувствует себя полноправным партнером психолога,он активно работает и принимает на себя ответственность за те или иные решения и личностные изменения. Однако хороший профессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости занять позицию сверху, говоря о чем-то с уверенностью и авторитетом, или снизу, заигрывая с клиентом, стремясь повысить его самооценку, подчеркнуть его знания и авторитет.
Не допустимо взаимодействие "сверху вниз", позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком "правильной, хорошей" жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его критерии. Психолог не в праве оценивать действия человека как хорошие или плохие, как правильные или неправильные. Это проявление непрофессионализма, склонности действовать, исходя из житейской психологии.
Обращение
к психологу-консультанту часто
связано с использованием понятия
нормы — возрастного
Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза. Если в процессе консультации выясняется необходимость диагностической работы, то она проводится в специально назначенное время.
Рассмотрим наиболее типичные проблемы, с которыми обращаются к психологу клиенты.
Первый тип проблем — ожидание социальных или нравственных оценок по шкале "правильно — неправильно", "хорошо — плохо". В этих случаях полезно изменение системы оценок в процессе консультации, которое позволит человеку расширить свои представления о себе. Важно показать клиенту, что не всё ограничивается понятиями "хорошо - плохо". Каждый человек индивидуален, и его особенности не нужно считать недостатками.
Второй тип проблем — вопросы "Как поступить?"; "Что делать?" Задача психолога — не принимать решения за клиента, а помочь понять психологическую сущность его проблемы и на этой основе клиент сам должен принять решение.
Только третий тип проблем может быть назван собственно психологическими задачами. "Как понять? Что это значит?" и т.д. В практике работы таких клиентов встречается немного. Чаще ставятся задачи двух первых типов; дело психолога-консультанта — помочь человеку переформулировать их в задачи психологические. Консультирование — достаточно сложный вид профессиональной деятельности психолога. Одной из наиболее типичных трудностей в работе консультанта можно назвать желание клиента изменить других и нежелание менять себя.
Несмотря на то, что клиент сам обращается за помощью к консультанту, он нередко противится изменениям. Это связано с отсутствием у человека убежденности в необходимости изменений, насаждаемых извне, страхом перед неизвестностью и возможной неудачей, нежеланием нарушать сложившийся стереотип поведения, отсутствием доверия к консультанту.
Однако порой человек при обращении за консультацией осознает роль личных качеств и говорит о своих проблемах: "Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее без всякого повода". Это может дать основу для конструктивной работы клиента над собой.
Профессиональными качествами психолога-консультанта должны быть наблюдательность и понимание клиента. В процессе беседы консультант внимательно слушает, а также наблюдает за поведением консультируемого. Смысл речевого высказывания, а также другая полезная информация могут быть выражены в интонации речи, мимике, жестикуляции, позе человека. Успех психологического консультирования во многом зависит от того, как консультант умеет проявить интерес и выслушать клиента. Это одно из необходимых профессиональных качеств психолога-консультанта.
Поскольку во время консультации человек сообщает о себе личную информацию, психолог должен соблюдать конфиденциальность. Любые сведений, полученные от клиента, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям.
Умение встать на позиции пришедшего на прием человека должно сочетаться у консультанта с умением сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у него может возникнуть синдром сгорания или коммуникативной перегрузки.
В своей деятельности консультанту важно разграничивать личные и профессиональные проблемы. Психолог не должен переносить свои отношения с людьми в частной жизни, внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом, на его ситуацию.
Осложнить процесс консультирования может возникновение конфликтов или слишком близких отношений. Тесные личные отношения между консультантом и клиентом приводят к тому, что консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.
Некоторые клиенты проявляют склонность манипулировать психологом, то есть эксплуатировать его для достижения каких-либо своих психологических целей. Например, утвердиться в собственной значимости или, наоборот, найти подтверждение своей жертвенной судьбы. Профессиональный психолог должен распознать манипулятора и изменить настроить его на позицию конструктивного взаимодействия.
Основные ошибки начинающих психологов при проведении консультационной беседы:
1)
отсутствие необходимого
2) переход к решению проблемы без достаточного изучения ее сущности и тех условий, в которых она проявляется;
3)
жесткая приверженность
4)
мнение собеседника не
5)
создаются препятствия для
6)
постановка клиенту прямых
Психологу-консультанту необходимо постоянно повышать свою профессиональную квалификацию. Должен существовать кто-то, с кем консультант может связаться, обсудить сложный случай, личную неудовлетворенность, связанную с консультативной ситуацией, и т.п.
Наиболее
распространенными способами
- заявление: из него обычно становятся известными первые сведения, его польза будет зависеть от того, как оно составлено.
- анализ анкетных данных: предполагает,
что биография человека