Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:59, контрольная работа
При решении психологических задач психолог опирается на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования формулируются в терминах и понятиях, принятых в психологической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных материалах, корректной их обработке, интерпретации и положительном заключении компетентных коллег.
Психолог формулирует выводы и рекомендации заказчику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрезмерного употребления специальных терминов.
1.Введение……………………………………………………………………3
2.Профессиональная компетентность психолога-консультанта…….5
3.Индивидуальный стиль деятельности психолога…………………………………………………………...…….11
4.Заключение……………………………………………………………….15
5.Список использованной литературы………………...……………….16
- тестирование - метод психологической диагностики, при котором используются стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Существует несколько видов тестов. Их можно разделить на несколько групп: 1) Тесты на определение способностей (тесты интеллекта, тесты определяющие технические и творческие способности и т.д.); 2) Квалификационные тесты; 3) Личностные опросники (16- факторный личностный опросник Р. Кеттелла, методика Г. Айзенка, ММРI и т.д.); 4) Тесты для отбора группы.
Преимущества
тестирования состоят в возможности
оценки сегодняшнего состояния
кандидата с учетом особенностей
организации и будущей
Кроме того, существуют дополнительные, альтернативные методы получения информации: 1) Экспертиза почерка; 2) Проверка честности; 3) Оценка коллег; 4) Самооценивание; 5) Астрология; 6) Рекомендации.
Однако на сегодняшний день одним из самых важных элементов процесса отбора персонала является собеседование (интервью). Существует несколько видов интервью: 1) Стандартизированное (структурированное); 2) Нестандартизированное интервью; 3) Интервью с полуформализованной схемой (ПФСИ). Причем последнее является наиболее надежным и информативным.
Подводя итоги теоретической части, можно сказать что, выбор методов отбора определяется в каждой конкретной ситуации характером вакантной должности, ее важности для организации, традициями и финансовым состоянием последней, а также квалификацией сотрудников, занятых процессом отбора.
3. Индивидуальный стиль деятельности психолога
Наиболее признанными признаками индивидуального стиля, согласно исследованиям Климова Е. А., можно считать наличие устойчивой системы приемов и способов деятельности, которая обусловлена определенными личными качествами и является средством эффективного приспособления к объективным требованиям. Под индивидуальным стилем в широком смысле можно понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности.
Существуют такие особенности личности, которые проявляются в данной объективной обстановке на основе имеющегося у человека комплекса типологических свойств нервной системы. Эти особенности можно обозначить как ядро индивидуального стиля. Но они не обеспечивают всего необходимого приспособительного эффекта, и в меру необходимости возникает другая группа особенностей деятельности, которые вырабатываются в течение некоторых более или менее продолжительных поисков (сознательных или стихийных). Эта группа составляет своеобразную пристройку к ядру индивидуального стиля. Например, на основе инертности сама собой возникает склонность не отрываться от начатой работы.
Особенности, составляющие ядро индивидуального стиля, можно разделить на особенности, благоприятствующие успеху в профессиональной деятельности, и особенности, противодействующие успеху. При этом следует подчеркнуть что одна и та же особенность может оказаться способствующей успеху в одном виде деятельности, и мешающей работе другого вида деятельности. При выборе профессий необходимо руководствоваться преобладанием личностных качеств, благоприятствующих успеху в выбранном виде деятельности.
Однако особенности, противодействующей успешному осуществлению деятельности, тоже рано или поздно, стихийно или сознательно перекрывается компенсаторными механизмами. Например, условленная инертностью недостаточная расторопность возмещается предусмотрительностью, более высоким уровнем ориентировочной деятельности.
Профессиональная деятельность психолога очень тесно связана с его индивидуальными психическими особенностями. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.
Для разных сфер деятельности психолога, таких как научная психология, практическая психология, преподавание психологии трудно найти одинаково важные личностные качества. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Ученому необходимы такие черты личности как энтузиазм по отношению к работе и ее задачам, способность к продолжительному и усидчивому труду, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастность.
Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют "талантом общения".
Общее
отношение к жизни и
Для
психолога важны такие
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.
К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к сопереживанию, умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
Необходимое качество практического психолога — уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.
В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.
Профессиональному
психологу важно иметь
В
профессиональной деятельности психолог
не может быть успешным во всем. Не все
методы и приемы работы получаются
одинаково хорошо. Не ко всем видам
деятельности проявляется интерес и склонность.
Поэтому психологу важно формировать
индивидуальный стиль профессиональной
деятельности с учетом своих индивидуальных
личностных особенностей, выбрать специализацию
наиболее соответствующую присущим ему
качествам.
4.Заключение
Профессиональную компетентность практического психолога можно определить как сформировавшийся единый комплекс знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств) профессиональных позиций. Выделяют профессиональную, психологическую, социально-психологическую, коммуникативную, и другие виды компетентности.
Компетентность выступает основой успешной профессиональной деятельности.
В
профессиональной деятельности психолог
не может быть успешным во всем. Не все
методы и приемы работы получаются
одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности
проявляется интерес и склонность. Поэтому
психологу важно формировать индивидуальный
стиль профессиональной деятельности
с учетом своих индивидуальных личностных
особенностей.
5.Список использованной литературы:
1. В.Н.Карандашев ПСИХОЛОГИЯ:ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ Москва, «Смысл», 2000
2. Немое Р. С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 2 кн. М.: Просвещение; Владос, 1994. Кн.1: Общие основы психологии.
3. Гиппенрейтер
Ю.Б. Введение в общую психологию:
Курс лекций. М: ЧеРо, 1996.