Профессионально-этические нормы и правила деятельности психолога-диагноста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 19:18, реферат

Описание

Требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога. Нормативные требования к пользователям психодиагностических методик. Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.Требования к оформлению отчетной документации.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по психодиагностикеееее.docx

— 37.69 Кб (Скачать документ)

    Профессионально-этические  нормы и правила  деятельности психолога-диагноста

    Профессионально-этические  нормы — требования, предъявляемые  к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей  деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми и клиентами.

    Этические нормы психолога-диагноста —  комплекс норм и принципов, регламентирующих деятельность психолога-диагноста  с целью обеспечения интересов обследуемого. Этические нормы психолога-диагноста:

     (а) включают наиболее общие  правила обследования, предупреждающие  неоправданное или некомпетентное  использование методик психологической  диагностики;

      (б) объединены в кодекс профессиональной этики психолога, занимающегося диагностическими исследованиями.

    Этические нормы деятельности психолога-диагноста в известной мере воспроизводят общечеловеческие нормы морали (профессиональный долг, соблюдение прав человека, обязательства по отношению к обществу, гуманизм и т. д.). Наряду с этими требованиями, предъявляется и ряд специфических, вытекающих из особенностей взаимодействия в системе "психолог — обследуемый". Психолог-диагност выступает в качестве эксперта личности обследуемого, его профессиональная деятельность нередко затрагивает наиболее интимные стороны жизни другого человека, содержание его сложных межличностных отношений, конфликтов, наконец, объектом изучения в ряде случаев являются болезненные проявления личности, отклонения в поведении, последствия тяжких психосоматических или психических заболеваний. В таких достаточно типичных для работы психолога ситуациях значение норм профессиональной этики в психодиагностике сравнимо лишь с их значимостью в области медицинской деятельности.

    Одним из важнейших требований профессиональной этики является предпочтение в любой  ситуации интересов обследуемого. От психолога требуется немалый такт и терпение, создание условий, в которых проявляется безусловное уважение личности испытуемого и невозможна психологическая травма.

    На  предупреждение некомпетентного использования  тестов направлено и требование их ограниченного распространения. Широкое  и бесконтрольное распространение  тестов среди неспециалистов неизбежно  приводит к их дискредитации, может  нанести определенный ущерб личности того, по отношению к кому они  используются. Распространение тестов во внепрофессиональной сфере крайне нежелательно и потому, что многие методики (напр., тесты интеллекта, опросники личностные, проективные методики) частично или полностью теряют свою диагностическую ценность, валидность, если их содержание и измеряемые показатели известны испытуемым. Наконец, самотестирование (за исключением тестов, специально предназначенных для этого) может травмировать психику индивидуумов, относящихся к определенным типам личности.

    Важнейшим этическим требованием является конфиденциальность результатов исследования. Испытуемый всегда должен быть осведомлен о целях проводимого обследования, объеме и характере информации, которая  может быть сообщена заинтересованным в ней лицам и учреждениям.

    Во  многих странах национальными психологическими сообществами принят ряд нормативных  документов, касающихся общих и специальных  вопросов Э. н. п. Широко известны "Этические  принципы проведения исследований с  участием людей" (1973), разработанные  Американской психологической ассоциацией. Значительный вклад в разработку принципов тестирования, в том  числе этических норм, вносит Международная  тестовая комиссия.  
 

    Нормативные требования к пользователям  психодиагностических методик 

    К пользователям, являющимся профессиональными  психологами, и к пользователям-непсихологам предъявляются разные требования. Пользователь-психолог:

    а) должен знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей методической литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик, применяемых в заданной области;

    б)  отвечает за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и  прогностической валидности методики. Он предупреждает возможные ошибки, допускаемые непрофессионалами, не знакомыми с ограничениями в использовании того или иного теста;

    в) пользуется преимущественным правом по сравнению с непрофессионалами на проведение психодиагностики в заданной области, на использование протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами и интересами психологии. Он пользуется преимущественным правом получения методических материалов, в том числе приобретения их в качестве индивидуальной профессиональной собственности.

    Психолог  обеспечивает необходимый уровень  надежности диагноза, применяя параллельные стандартизованные и нестандартизованные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

    г) в подборе методик в комплексную  программу обследования не руководствуется  субъективными предпочтениями и  предубеждениями в оценке методик, а исходит из требования максимальной эффективности диагностики: максимум надежности при минимуме затрат;

    д) параллельно с использованием методик ведет научно-методическую работу, анализируя по собранным данным эффективность применения методики в заданной области. Ведение такой научно-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего и в исследовательских, и в лечебных учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные контакты с головной методической организацией, передавая ей копии протоколов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы;

    е) обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики;

    ж) обеспечивает конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать эту информацию. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;

    з) психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором основана его валидность;

    и) обязательно рассматривает наряду с наиболее вероятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «презумпции невиновности» в судопроизводстве;

    к) сообщает в региональные или центральные  органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностики. 

         Нормативные требования к специалистам-смежникам

    Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты смежных с психологией областей: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты. При этом специалист-смежник (пользователь) должен выполнять следующие требования:

    а) предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими;

    б) если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;

    в) пользователь, получающий доступ к  «п-методикам», автоматически берет на себя обязательство по соблюдению профессиональной тайны;

    г)  пользователь соблюдает все этические  нормативы в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он, так же как психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация;

    д) методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами;

    е) пользователь содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

    Все приведенные требования находятся  в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами, принятыми в работе психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть кратко сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответственность, 2) компетентность, 3) этическая и юридическая правомочность, 4) квалифицированная пропаганда психологии, 5) конфиденциальность, 6) благополучие клиента, 7) профессиональная кооперация, 8) информирование клиента о целях обследования, 9) морально-позитивный эффект исследования, 10) гражданственность и патриотизм. 

    Требования  к психодиагностической литературе и методическим материалам

    Разработчик и пользователь методик взаимодействуют  между собой прежде всего посредством методической литературы. Стандартные требования к оформлению руководства, методических указаний, писем и другой методической литературы приняты в качестве директивных документов обществами психологов ряда стран.

    Целесообразно различать круг требований к документам разного типа:

    1) к исследовательской литературе, публикуемой в научных журналах, сборниках и монографиях,

    2) к обзорно-аналитическим руководствам  и справочным изданиям, освещающим  процедурные и количественные, а  также содержательно-теоретические  аспекты применения какой-то методики  или какого-то класса методик,

    3) к "подручным методическим  материалам", непосредственно инструктирующим  пользователя в применении методики  и содержащим стимульный материал, инструкции, тексты заданий, ключи, нормы, правила интерпретации,

    4) к популярным изданиям по психодиагностике.

    1. Научные сообщения.

    Должны  освещать: теоретические основания  методики (концепт и методический прием), способ разработки эмпирического  обоснования, исследовательские данные по репрезентативности, надежности, валидности шкалы тестовых показателей (коэффициенты корреляций, регрессионные и факторные веса). Для читателей в научном сообщении могут быть даны образцы, отдельные примеры тестовых заданий, позволяющие проиллюстрировать принципы, на которых построена методика.

    В научных сообщениях не должны освещаться: для методик с профессиональными  ограничениями ("п-методик") - полный текст заданий, ключи, тестовые нормы, детальные инструкции по проведению и интерпретации.

    О всей этой информации автор научного сообщения должен говорить лишь косвенно, используя ссылки на распространяемую среди специалистов "инструктивную" литературу. В научном сообщении могут быть приведены исчерпывающие описания методик, знание которых непрофессионалами (и их возможное применение непрофессионалами) не может принести ущерба конкретным людям или психодиагностическому потенциалу самой методики. Этот класс методик предлагается условно обозначить термином "открытые методики" ("о-методики").

    Автор научного сообщения имеет право  определить статус разработанной им методики как открытой методики, но любые модификации или адаптации  методики, уже определенной как профессиональная "n-методика", должны освещаться в  научных сообщениях в соответствии с указанными требованиями.

Информация о работе Профессионально-этические нормы и правила деятельности психолога-диагноста