Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:24, реферат
В данной работе мы раскрываем понятие «профессиональные деформации», определяем причины её возникновения. Изучая научную литературу по проблеме, называем наиболее известные проявления данного явления, а также определяем меры профилактики. В третьем параграфе, рассматриваем проблему профессиональной деформации личности педагога.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность понятия «профессиональная деформация личности»
и причины ее возникновения……………………………………………………5
2. Проявления профессиональной деформации личности
и профилактика ее появления……………………………………………..……12
§ 3. Профессиональные деформации личности педагога……………………..17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Д). Развитию профессиональных деформаций способствует эмоциональная напряженность профессионального труда. «Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния с ростом стажа работы снижают фрустрационную толерантность специалиста, что может привести к развитию профессиональных деструкций» [10; 60].
Е). Труд монотонный, однообразный, жестко структурированный способствует профессиональной стагнации. Стагнация же, в свою очередь, инициирует образование различных деформаций.
Н.К. Кузьмина в своих исследованиях выделяет и другие причины появления деформаций. Во-первых, это снижение уровня интеллекта субъекта труда, во-вторых, предел развития уровня образования и профессионализма, который зависит от социально-профессиональных установок, индивидуально-психологических особенностей, эмоционально-волевых характеристик, в-третьих, акцентуации характера личности, в-четвертых, возрастные изменения. Специалисты в области психогеронтологии отмечают следующие виды и признаки психологического старения человека:
• «социально-психологическое старение, которое выражается в ослаблении интеллектуальных процессов, перестройке мотивации, изменении эмоциональной сферы, возникновении дезадаптивных форм поведения, росте потребности в одобрении и др.;
• нравственно-этическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, скептическом отношении к молодежной субкультуре, противопоставлении настоящего прошлому, преувеличении заслуг своего поколения и др.;
• профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, канонизацией индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения» [11; 195].
Итак, мы определили основные детерминанты профессиональных деформаций специалиста. Это стереотипы мышления и деятельности, социальные стереотипы поведения, отдельные формы психологической защиты: рационализация, проекция, отчуждение, замещение, идентификация. Образование деформаций инициируется профессиональной стагнацией специалиста, а также акцентуацией черт характера. Но главным фактором, ключевой детерминантой развития деструкций, является сама профессиональная деятельность. Каждая профессия имеет свой ансамбль профессиональных деформаций
Таким образом, мы в данном параграфе выявили сущность понятия «профессиональная деформация личности», указали возможные причины её возникновения, а также психологические детерминанты развития рассматриваемой деструкции.
§ 2 Проявления профессиональной деформации личности и профилактика ее появления
В научной литературе указаны многие возможные способы проявления профессиональной деформации. Назовём наиболее известные из них: Административный восторг, Синдром эмоционального «выгорания», Управленческая эрозия, Хроническая усталость.
Под хронической усталостью понимается «специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей» [18]. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, что время от времени испытывает каждый из нас, а от хронических стрессов нервной системы.
В клинической практике выделяют следующие критерии диагностики синдрома хронической усталости:
•возникновение данного состояния связано с напряженной работой с перегрузкой;
•постепенный темп развития астенических симптомов (вялость, раздражительность, агрессивность, апатия);
•четкая, но не стойкая соматическая симптоматика (небольшое повышение температуры, боль и першение в горле, увеличение лимфатических узлов в затылке и под мышками, боли в мышцах и суставах, расстройство сна, после которого он не чувствует себя отдохнувшим);
•снижение работоспособности;
•усиление усталости к вечеру вплоть до полного безразличия [11; 199].
Другим не менее важным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания.
«Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми» [19; 84].
Термин «burnout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Его переводят на русский язык как: «эмоциональное сгорание» или «профессиональное выгорание».
В научной литературе указаны наиболее известные проявления Синдрома эмоционального выгорания:
а) чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде);
б) дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам);
в) негативное самовосприятие в профессиональном плане — недостаток чувства профессионального мастерства.
«Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека» [20]. Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, журналистов – всех, чья деятельность невозможна без общения. Не случайно первый исследователь этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождение» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. «В 1981 году А.Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «запах горящей психологической проводки»» [18].
Появление синдрома хронической усталости, симптомов эмоционального выгорания – естественные явления в педагогической деятельности, поэтому чтобы предупредить данные явления необходимо относиться бережно к себе, учиться преодолевать усталость, нервозность, противостоять стрессам.
Следующим наиболее известным проявлением профессиональной деформации личности является Административный восторг. «Административный восторг — своеобразное психологическое состояние, выражающееся в чрезмерном увлечении администрированием, упоении своей властью» [17; 212]. Он приводит к злоупотреблению властью, административному произволу. Нередко административный восторг является одним из свидетельств профессиональной деформации личности у руководителей различного ранга.
Выражение «административный восторг» впервые было употреблено в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского. Сам Фёдор Михайлович объяснял этот термин так: ««Любое ничтожество волею судеб посаженное продавать пассажирам билеты в железнодорожной кассе тут же представляет себя большим начальником и уже не выдаёт билеты как ему положено по его ничтожной должности всем приходящим но и уже решает кому билет дать, а кому его не дать! И не продать билет такое ничтожество может уже просто потому, что ему не понравится лицо пассажира!»» [11; 215].
Далее рассмотрим следующую деформацию «Управленческая эрозия». Управленческая эрозия или «порча» властью — один из интересных психологических феноменов. Он заключается в том, что «со временем эффективность деятельности субъектов власти (руководителей) уменьшается. Длительное пребывание на руководящей должности приводит к тому, что решения, которые принимает руководитель, становятся все менее эффективными и рациональными» [20]. Власть как организующая и направляющая сила, как говорят, «портится».
Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации личности:
Рассмотрим первую систематизацию, предложенную в учебнике Карпова А.В.
1. Должностная деформация — руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.
2. Адаптивная деформация — пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма, он перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. «При более глубоком уровне деформации у работника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость» [7; 214].
3. Профессиональная деградация — крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
Иная систематизация предложена Э. Ф. Зеером. Рассмотрим её подробнее.
Систематизация Эвальда Фридриховича Зеера:
1. Общепрофессиональные деформации — деформации, типичные для работников данной профессии. Например, для работников правоохранительных органов — синдром «асоциальной перцепции» (когда каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).
2. Специальные профессиональные деформации — деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя — правовая подозрительность; у оперативного работника — актуальная агрессивность; у адвоката — профессиональная изворотливость; у прокурора — обвинительность.
3. Профессионально-типологические деформации — деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. «В результате — складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы: А)Деформации профессиональной направленности личности — искажение мотивов деятельности, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к нововведениям. Б)Деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей (организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и других) — комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм. В)Деформации, обусловленные чертами характера — ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность. Г)Индивидуальные деформации — деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм, и другие)» [18].
Итак, на основе вышесказанного сформулируем некоторые рекомендации для профилактики возникновения профессиональной деформации личности. Во-первых, нужно четко разделять работу и личную жизнь, например, не брать работу на дом. Во-вторых, постоянный контроль над своим поведением. В – третьих, необходимо выбирать хобби и увлечения, максимально далекие от сферы профессиональной деятельности. И, в – четвёртых, необходимо в личной жизни примерить на себя другую роль.
Таким образом, мы описали наиболее известные в научной литературе способы проявления профессиональных деформаций, предложили эффективные на наш взгляд, методы профилактики и способы снятия напряжения.
§ 3. Профессиональные деформации личности педагога
Часто, видя авторитарную женщину, которая указывает всем, что и как делать, мы думаем: «Наверное, она работает учителем в школе». А если новый знакомый пытается копаться в твоих проблемах и давать советы - он вполне может оказаться психологом. Это профессиональная деформация, перенос профессиональных качеств в личную жизнь.
«В среднем треть своего времени, мы проводим на работе, поэтому она значительно влияет на нашу жизнь. Мы можем осознанно или неосознанно переносить наши рабочие привычки, манеру поведения и общения с другими людьми, определенные стереотипы и даже стиль мышления в жизнь за стенами офиса» [4; 153].
Профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. М.Я.Басов в книге «Личность и профессия» еще в 1926 г. писал: «… когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп» [3; 118].
В процессе профессионального развития личность человека претерпевает некоторые изменения, приобретает некоторые новообразования. «Спектр новообразований, приобретаемых в процессе профессиональной деятельности, достаточно широк, однако все они могут быть разделены на две большие группы: стенические изменения, способствующие успешной адаптации в коллективе, в социуме, повышению эффективности жизнедеятельности, и астенические изменения, препятствующие успешному функционированию личности» [5; 55]. Образованию дезадаптивных изменений в наибольшей мере подвержены профессии, принадлежащие к системе «человек – человек»: врач, учитель, юрист, психолог, журналист, священник и др.
Врачей часто считают циниками с черным юмором. Профессия врача предполагает огромную ответственность и постоянный стресс, поэтому профессиональная деформация - это своеобразный защитный механизм. «Цинизм неосознанно переносится в личное общение, а вынужденное равнодушие к чужому горю и сдержанность эмоций переносятся на собственные проблемы и проблемы близких людей» [4; 128].