Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 08:24, реферат
В данной работе мы раскрываем понятие «профессиональные деформации», определяем причины её возникновения. Изучая научную литературу по проблеме, называем наиболее известные проявления данного явления, а также определяем меры профилактики. В третьем параграфе, рассматриваем проблему профессиональной деформации личности педагога.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность понятия «профессиональная деформация личности»
и причины ее возникновения……………………………………………………5
2. Проявления профессиональной деформации личности
и профилактика ее появления……………………………………………..……12
§ 3. Профессиональные деформации личности педагога……………………..17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………26
Профессия бухгалтера стала синонимом дотошности и занудства. «Профессиональная деформация бухгалтеров проявляется в постоянном стремлении к порядку, четком планировании всего и вся, педантизме, нелюбви к переменам» [4; 129]. В семейной жизни это выражается в тяге к поддержанию чистоты и порядка. Такая дотошность может иногда раздражать, зато семейный бюджет всегда будет в полном порядке.
Журналисты часто излишне любопытны. Также «эта профессия подразумевает работу с огромным количеством информации, поэтому профессиональная деформация журналистов иногда выражается в поверхностности - они просто не привыкли «копать глубоко»» [4;129]. Некоторые журналисты со стажем любят привлекать к себе внимание, много и долго рассказывать, а при общении «перетягивают одеяло на себя», не давая собеседнику и двух слов вставить.
Профессиональная деформация психологов может выражаться в стремлении копаться в чужих проблемах (чаще надуманных) и заваливать человека советами, или же в стремлении манипулировать другими людьми, ведь психолог лучше других знаком с механизмами манипуляции и часто пытается подтвердить теорию на практике.
Профессиональная деформация учителей часто проявляется в авторитарности, властности, стремлении к лидерству, завышенной самооценке и нежелании принимать чужую точку зрения.
«Педагог в Древней Греции (др.-греч. «ведущий ребёнка») — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с шестилетнего возраста» [20]. На обязанности педагога лежала охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте. Педагог должен был сопровождать своего воспитанника в школу и быть неотлучно при нём во время выходов из дома, под строжайшей ответственностью.
Со временем слово «педагог» приобрело более абстрактное значение. Педагог - лицо, имеющее специальную подготовку и занимающееся преподавательской и воспитательной работой; учитель, преподаватель.
Раскрывая сущность данной проблемы, назовем факторы усиливающими влияние профессии на личность педагога. Во-первых, изменение мотивации трудовой деятельности, возникающие стереотипы мышления, поведения, деятельности; во-вторых, эмоциональная напряженность профессионального труда, монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда; утрата перспектив профессионального роста; снижение уровня интеллекта специалиста; в-третьих, различные акцентуации характера личности, вплетающиеся в ткань индивидуального стиля деятельности, возрастные изменения, связанные со старением.
Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля. «Развитию профессиональных деформаций личности педагога также способствуют репродуктивное обучение и авторитарная позиция воспитателя. Основными показателями этих деформаций считается безапеляционность педагогов, их консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, становятся чертами характера» [9; 132]. Многих педагогов отличает поучающая манера речи. В определенной мере полезная в образовательном учреждении, она не всегда бывает уместна в сфере личных отношений. Авторитарность типична для многих воспитателей, поскольку он должен четко управлять детским коллективом. Необходимость «держать в руках» группу детей формирует в характере педагога излишнюю властность и категоричность, навязывание своего образа «Я» воспитанникам и окружающим взрослым, которые способствуют подавлению чувства юмора, стремление к власти над детьми и людьми вообще.
«Педагогической деформации способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения составляют в основном женщины, которые усвоили и пропагандируют мужскую (исторически сложившуюся) систему образования и воспитания, которая почти исключительно связана со словесными (вербальными) формами воздействия на детей и мужскими формами поведения (агрессивностью, властностью, жестокостью и т.п.)» [10; 64]. Использование мужского языка и образцов поведения приводит к тому, что педагоги-женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на самих воспитательниц, так и на половую самоидентификацию детей.
Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, со стрессогенностью профессии, с перенапряжением физических сил, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей. «С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Эти проявления лежат в основе психологического феномена синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания» [10; 64].
Данная профессия относится к типу «человек-человек», то для педагога, как правило, характерен частный случай профессиональной деформации – эмоциональное выгорание.
Основной причиной профессионального выгорания педагога является необходимость проявлять чувство заботы об ученике. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям.
Можно предположить, что «синдром эмоционального выгорания, характеризующийся эмоциональной сухостью педагога, расширением сферы экономии эмоций, личностной отстраненностью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя» [19; 86]. Такая профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению профессионального коллектива. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость).
На современном этапе развития педагогики актуальна ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. Существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в ней и получить удовлетворение от своего труда.
«Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда» [19; 87]. В социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и т.д. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
«Восстановление (реабилитация) здоровья педагога – это не просто лечение, но также и управление механизмами, детерминирующими физическое и психическое развитие личности, способствующими формированию принципов здорового образа жизни, позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности» [10; 63].
Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции. Основным средством восстановления здоровья педагогов является психоэмоциональная и двигательная активность. К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры: разнообразные физические упражнения, элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения и виды спорта, работа на тренажерах, хоротерапия, трудотерапия и др.
Пассивные средства – массаж, мануальная терапия, физиотерапия, естественные и переформированные природные факторы, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники. Ведущее место среди средств физической реабилитации занимают физические упражнения, так как двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни, основа правильного построения медицинской реабилитации [18].
Предотвратить возникновение и развитие синдрома эмоционального сгорания легче, чем бороться с его последствиями. Ведь это не внезапное поражение, а протяженный во времени процесс, в котором активно участвует и сам человек. Нужно стараться предупредить деформацию. Для этого необходимо исследовать мотивы выбора данной профессии, а затем постоянно «отслеживать» всяческие проявления стресса, создавать здоровую систему поддержки и за пределами рабочей ситуации стремиться жить радостной и физически активной жизнью.
Таким образом, мы рассмотрели профессиональные деформации педагога, выявили их причины, а также указали необходимые меры профилактики.
Заключение
Субъект труда - это системная организация психики, состоящая из ряда свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствами и условиями деятельности.
Субъект трудовой деятельности проходит многоэтапный процесс профессионального развития, под которым подразумевается формирование профессионализма в процессе саморазвития, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях с другими субъектами труда.
Сложности профессионального развития человека обобщенно обозначаются понятием «профессиональные деструкции ».
Профессиональная деформация - это процесс и результат влияния субъективных качеств человека, сформированных в соответствии со спецификой определённого профессионального труда, на личностные свойства целостной индивидуальности работника-профессионала. Сущность профессиональной деформации заключается во взаимодействии субъекта и личности в единой структуре индивидуальности. Феномены профессиональной деформации оказываются примерами приспособления к требованиям профессии, относительно успешными в её рамках, но неадекватными при их переносе во внепрофессиональные условия.
Наиболее сильное влияние профессиональная деформация оказывает на личностные особенности представителей тех профессий, работа которых связана с людьми. Крайняя форма профессиональной деформации личности у них выражается в формальном, сугубо функциональном отношении к людям. Профессиональная деформация личности может носить эпизодический или устойчивый, поверхностный или глобальный, положительный или отрицательный характер. Она проявляется в профессиональном жаргоне, в манерах поведения, даже в физическом облике. Частными случаями профессиональной деформации являются административный восторг, управленческая эрозия и синдром эмоционального сгорания.
Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека и деятеля. Основной причиной профессионального выгорания педагога является необходимость проявлять чувство заботы об ученике. Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям.
На современном этапе развития педагогики актуальна ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды. Существует некоторое противоречие между тем как выполнить все требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в ней и получить удовлетворение от своего труда.
Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности и поведенческой гибкости, обеспеченные механизмами осознанной саморегуляции.
Таким образом, в данной работе мы, определили понятие «профессиональные деформации личности», описали причины возникновения рассматриваемых деструкций, а также раскрыли актуальный для настоящего времени вопрос о «профессиональных деформациях учителя».
Список литературы
1. Акмеологический словарь/ под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: РАГС, 2004. – 161 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для студентов вузов / Г.М. Андреева. – М.: Аспект – Пресс, 2000. – 375 с.
3. Басов М. Я. Личность и профессия / М. Я. Басов. – М.: Госиздат, 1926. – 218с.
4. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум / С.П. Безносов. – СПБ.: Речь, 2004. – 272 с.
5. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения: учебник для студентов вузов / А.Е. Жичкина. - М.: Дашков и Ко, 2004. – 117с.
6. Зеер, Э.Ф. Психология профессий/ Э.Ф. Зеер. – Академический проект: Мир, 2006. – 336 с.
7. Карпов А.В. Психология труда: учебник для студентов вузов / А.В. Карпов. – М.: Владос – Пресс, 2005. – 352 с. – (Профессиональное образование).
8. Климова, А.В. Психология труда: учебно-методическое пособие/ А.В. Климова. – Вологда.:ВГПУ, 2010. – 76 с.
9. Кузьмина Н. В., Профессионализм личности преподавателя и мастер производственного обучения/ Н. В. Кузьмина. – М.: Госиздат, 1990. – 189с.
10. Маркова А. К. Актуальные проблемы психологии труда учителя//Сов. Педагог, 1986, №6, с. 58-64
11. Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917 - 1957) / О.Г. Носкова . – М.:МГУ, 1997. - 314 с.
12. Пайнс Э., Практикум по социальной психологии/Э. Пайнс, К.Маслач. - СПб.: Питер, 2000. – 87 с.
13. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства/ Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2007. - 480 с.