Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:03, реферат
Детские агрессивные действия выступают в качестве:
Средства, достижения какой – либо цели;
Способа психологической разрядки;
Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждения
1. Введение...........................................................................................................3
2. Понятие детской агрессивности.....................................................................3
3. Причины возникновения агрессии.................................................................7
4. Профилактика агрессивности.........................................................................8
5. Вывод...............................................................................................................
Содержание:
Введение
Современный мир динамичен, быстр, нестабилен и, вместе с тем, весьма озлоблен.
Общество постоянно диктует ценностные ориентиры и качественные характеристики, которыми должен быть наделен представитель социума. Быстро развивающаяся социальная реальность, заставляет человека быть энергичным, мобильным, целеустремленным и напористым. Эти качества, в конечном итоге, могут сделать индивида жестоким и агрессивным.
Эта проблема носит глобальный характер и активно обсуждается в мировой прессе, на интернет форумах, телевизионных передачах, где подчеркивается, что агрессивность и жестокость молодеет.
Довольно часто
общественностью поднимаются
Такое поведение приводит к тому, что дети перестают адекватно общаться и взаимодействовать с окружающими людьми, теряют связь с социальной действительностью и, как следствие, пользуются нежелательными формами социализации.
Таким образом,
агрессивность в детском
Понятие детской агрессивности
Проблема отклонения в
поведении - одна из центральных социально-
В последнее
время особенно часто в социально-
В социально-педагогической и психологической литературе, можно найти большое количество различных определений понятия агрессия, агрессивности и детской агрессивности. Мы считаем целесообразным подробно рассмотреть каждое из этих понятий, чтобы составить наиболее полную картину о данном социальном явлении.
А.В. Петровский, под агрессией понимает, индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба на уничтожение другого человека или людей. Психолог, анализируя, данное явление отмечает, что понятие агрессивность в отличие от агрессии, есть устойчивая черта личности, подразумевающая готовность субъекта к агрессивному поведению. Таким образом, А.В. Петровский, считает, что агрессия - это социальное явление, носящее деятельный характер, а агрессивность – черта личности.
Т. Вилсон считает, что при характеристике агрессивности, необходимо учитывать, что этой реакции присуще негативно окрашенное неприятие мнения другого человека, сопровождающее физические воздействием или угрозой со стороны одной личности, которое уменьшает свободу другой.
Л.С. Бендер понимает под агрессией активность личности, стремление к самоутверждению. Мнение Л.С. Бендера, существенно дополняет Б.М. Бим Бад, который считает, что данное социальное явление можно охарактеризовать как настойчивое стремление человека, нанести вред различного рода окружающих.В социально–педагогическом направлении агрессию рассматривает Л.В. Мардахаев, который описывает ее как поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что нет единого, исчерпывающего понятия агрессивности, хотя многие авторы сходятся к тому, что агрессивность, представляет собой особый вид социального взаимодействия, который характеризуется резким неприятием одной личностью мнения другой, с преимущественным применением физической силы для удовлетворения собственных потребностей. Агрессивное поведение является специфической формой поведения, а так же способом решения социальных проблем. Различные авторы в своих исследованиях по – разному определяют понятие агрессивности, терминологический диапазон находится в спектре от понимания явления как враждебной реакции человека для защиты собственного мнения до стремления господствовать над другими людьми. В ходе исследований проведенных Р. Моррисом было установлено, что уровень представленности в личности агрессивных качеств может определяться двумя факторами: доминированием и дружелюбием.
Детские агрессивные действия выступают в качестве:
Средства, достижения какой – либо цели;
Способа психологической разрядки;
Способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждения
Необходимо отметить, что определение агрессивности в социально-педагогическом и психологическом походе имеют некоторую схожесть, и характеризуют ее, как устойчивую черту личности, проявляющуюся в деструктивном поведении, противоречащим нормам и правилам сосуществования людей в обществе.
Изучая проблему детской агрессивности, обращаю внимание на определение Р.С. Немова, который наиболее полно описывает это понятие, утверждая, что под этим явлением необходимо понимать устойчивую или временную черту характера, проявляющуюся во враждебности человека в отношении других людей, животных, а так же по отношению к предметам окружающего мира.
Агрессивность в общих чертах понимается как устойчивая черта личности, для которой характерно целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу.
Рассмотрев понятие агрессии и агрессивности, следует обратиться внимание на явление детской агрессивности, чтобы раскрыть суть этой проблемы, необходимо ознакомиться с мнениями некоторых авторов.
Т.М. Трапезников, занимающийся
проблемой детской
Е.Минаева считает, что явление детской агрессивности можно охарактеризовать как атакующую направленность энергии против чего-либо. Так же педагог подмечает, что существует гендарная обусловленность уровня детской агрессивности. В хоте социально-педагогических исследований Е. Минаевой были установлены источники детской агрессивности, к числу которых автор предлагает относить:
Переизбыток энергии
Подавленность, напряженность, стресс, неуверенность (агрессивность, проистекающая из внутренней неуверенности или тревоги, может явиться, следствием напряженных семейных отношений);
Эмоциональная неудовлетворенность ребенка, эмоциональный голод (данное явление, возникающее в семье, может негативно повлиять на становление человеческого характера).
Иной точки зрения придерживается Н.М. Степина, которая определяет данное понятие как акт враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность, по мнению автора, есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред отдельной личности или обществу.
В контексте рассмотрения данной проблематики следует определить понятие детской агрессивности, суть которой заключается в нарушении общепринятых правил уставленных построения социальных взаимоотношений с применением физического или психического ущерба одним ребенком другому.
Психолог А.В. Петровский, рассматривает детскую агрессивность с точки зрения социально не желаемого поведения, для которого характерно защита собственных интересов с помощью физической силы.
Несколько иначе видит это понятие В.В. Бурцева, которая, считает детскую агрессию, как склонность ребенка, нападать на других людей, оскорблять их словом и делом.
Л.В. Мардахаев,
разделяет вышеуказанные
Анализируя, изученный материал по проблеме детской агрессивности, можно прийти к выводу, что данное понятие является разноплановым и неоднозначным, формирующиеся на протяжении нескольких лет, начиная с младенчества.
Причины возникновения агрессии
Специалисты считают, что истоки детской агрессии в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывали ребенка в первые годы жизни, а также в подростковом периоде.
По мнению психиатров, агрессивные поступки надо либо игнорировать, либо подвергать наказанию. В случаях, когда родители игнорируют агрессию ребенка и активно поощряют его положительное поведение, агрессия постепенно угасает. Правда, такой способ эффективен лишь с маленькими детьми и совершенно не годится для подростков. Исследования показали, что игнорирование подростковой агрессии может привести к ее дальнейшей эскалации, в результате подобные поступки становятся нормой поведения. Отсутствие реакции взрослых само по себе является подкреплением агрессии.
Конечно, как способ коррекции плохого поведения может быть использовано наказание, но, как показывают исследования, между его строгостью и уровнем агрессии детей существует положительная зависимость. Установлено, что суровость наказания детей восьмилетнего возраста коррелирует с агрессивностью поведения в восемнадцать и даже тридцать лет. Другие исследования показали, что менее агрессивные восемнадцатилетние юноши в восьмилетнем возрасте подвергались не очень строгим наказаниям.
Психологи отмечают, что если ребенка карать за любое проявление агрессивности, он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное,
попустительское отношение взро
Профилактика агрессивности.
Помешать возникновению агрессивности невозможно, но преодолеть ее можно. Очень хороший метод – беседы об агрессивности, о конкретных случаях. Когда ребенок имеет возможность говорить о своих чувствах, когда он находит там правильные слова, ему удается удержать над ними власть. А главное, он видит: никто его за эти чувства не осуждает. Чувства – это часть его самого. Когда мы осуждаем чувства человека, мы осуждаем самую глубокую его суть, такое даже взрослому выдержать не под силу. Спокойное обсуждение: «Как ты себя сегодня чувствуешь?» - лучшее средство для определения аффектов. Самое лучшее время – утреннее, так сказать, «ввод в действие» своего рода барометра по замеру настроения группы. Так группа делится на тех, кто чувствует себя хорошо, и на тех, кто испытывает тревогу. Такая «легитимация» чувств сама по себе способствует смягчению агрессивной энергии, которую дети, может быть принося из дому. Давать чувствам названия – своего рода часть «психотерапевтической» работы. Это педагогический аспект зрелости: состояние агрессивности характеризуется как плохое настроение. Затем можно пробовать немного с теми, кто сегодня не очень хорошо настроен. Предложите детям нарисовать картину гнева – коллективно или индивидуально. А потом разыграйте ритуал уничтожения этого плохого настроения: закопайте, буквально или символически рисунки, а на месте «захоронения» устройте танцы. Связав, таким образом, агрессивную энергию, воспитатель освобождает себя от большей части конфликтов, которые могли бы дополнительно возникнуть в группе в ходе дня.
Педагогический
смысл таких мероприятий