Программа психопрофилактической работы психолога ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:24, контрольная работа

Описание

Работа содержит мониторинг психологических условий по предупреждению интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, связанных с пребыванием ребенка в условиях детского учреждения; оптимизацию форм общения педагогов, помощников воспитателей с детьми, оказание помощи в овладении личностно-ориентированным общением; оценку готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; оценку адаптации вновь поступивших в дошкольное учреждение; создание благоприятного психологического климата в коллективе дошкольного учреждения.

Содержание

.Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2.Мониторинг психологических условий по предупреждению интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, связанных с пребыванием ребенка в условиях детского учреждения. . . . . . . . . . . . . . . 6
3.Оптимизация форм общения педагогов, помощников воспитателей с детьми, оказание помощи в овладении личностно-ориентированным общением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
4.Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
5.Оценка адаптации вновь поступивших в дошкольное учреждение. . . . 13
6.Создание благоприятного психологического климата в коллективе дошкольного учреждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Литература. . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

чистовик лебедева.docx

— 36.25 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

1.Пояснительная записка.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  .   3

2.Мониторинг психологических  условий по предупреждению интеллектуальных  и эмоциональных перегрузок, связанных  с пребыванием ребенка в условиях  детского учреждения.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .  6

3.Оптимизация форм общения  педагогов, помощников воспитателей  с детьми, оказание помощи в  овладении личностно-ориентированным  общением.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   9

4.Оценка готовности детей  старшего дошкольного возраста  к обучению в школе.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   . 11

5.Оценка адаптации вновь  поступивших в дошкольное учреждение.   .   .   . 13

6.Создание благоприятного  психологического климата в коллективе  дошкольного учреждения.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .14

Литература.   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Пояснительная  записка.

      Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. И от того, насколько плодотворным, эмоционально-положительным и непринужденным будет общение со сверстниками и взрослыми, во многом зависит эмоционально-личностное, познавательное развитие малыша, его адаптация и дальнейшая социализация.

      В МБДОУ №7 г. Полярные Зори вопросам эмоционального благополучия детей уделяется большое внимание. Тем не менее, результаты диагностики и наблюдения за дошкольниками дают возможность говорить о том, что дети, приходящие в детский сад, испытывают трудности в общении, недостаточно владеют речью, они тревожны, агрессивны, эмоционально напряжены.

      Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что для успешного предупреждения развития тревожности, снятия агрессии, эмоциональной напряженности, необходимо разработать систему мероприятий с детьми, родителями и педагогами. Так появилась психопрофилактическая программа, целью которой является профилактика и развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Реализация данной цели осуществляется как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Арт-терапевтические техники и приемы (камнетерапия, манкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия и игротерапия) создают положительный настрой, сплачивают, объединяют детей, способствуют рефлексии и улучшению общего фона настроения.

      Постепенно, узнавая особенности каждого ребенка, выстраивается программа его индивидуального развития. Основные ее позиции оговариваются на индивидуальных консультациях с родителями и педагогами групп.

      Психопрофилактическая работа помогает детям освоить способы ролевого поведения, способствует оптимизации детско-родительских отношений и социализации личности ребенка, развивает творческий потенциал и коммуникабельность всех участников данного процесса, способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, повышает психологическую компетентность педагогов и родителей.

      Основанием для данной программы явились следующие документы:

1. Конвенция ООН о правах  ребёнка.

2. Конституция РФ (Закон об образовании)

3. Закон об основных  гарантиях прав ребёнка в РФ.

4. Письмо Министерства  образования РФ от 27 июня 2003г.  №28-51-513 -16 «Методические рекомендации  по психолого-педагогическому сопровождению  учащихся в учебно-воспитательном  процессе в условиях модернизации  образования».

5. Приказ министерства образования РФ от 22.109.1999 №636 « Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ» ( Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ).

6.Приказ Министерства образования РФ от 21.05.2004г. №14-51-140 -13 «Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную ступень».

7.Должностная инструкция педагога-психолога.

8.Положение о социально-психологической службе.

      Цель программы:

Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

      Для достижения  цели были определены следующие  задачи:

  1. Оказание помощи в период адаптации детей к дошкольному учреждению: предупреждение эмоциональных перегрузок и профилактика психосоматических заболеваний.
  2. Обеспечение всесторонней готовности детей к школьному обучению.
  3. Изучение динамики НПР детей раннего возраста, а так же психомоторного развития и проявлений симптомокомплексов у детей дошкольного возраста с помощью мониторинга.
  4. Сопровождение детей «группы внимания» на основе использования индивидуального дифференцированного подхода.
  5. Изучение и анализ психологического климата в коллективе.
  6. Совершенствование профессионального уровня педагогов в организации взаимодействия ДОУ и семьи.
  7. Осуществление помощи в регулировании детско-родительских отношений с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей через организацию родительского клуба, участие в родительских собраниях групп, индивидуальное консультирование и стендовый материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Мониторинг психологических условий по предупреждению интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, связанных с пребыванием ребенка в условиях детского учреждения.

 

Факторы, влияющие на психологическое состояние детей

Методы исследования

Результаты мониторинга

Окружающая среда 

Изучение дошкольной документации, изучение нормативно – правовой базы ДОУ, наблюдения.

Цветовое и световое оформление, отвечает требованиям СанПиН; игровой материал соответствует возрасту, доступен для детей; групповые помещения дают возможность активно двигаться.

Режим жизнедеятель-

ности детей

Посещение учебных занятий, хронометрирование, изучение результатов творческой деятельности педагога, детских работ.

Рационально выстроен; занятия имеют продолжительность соответствующую возрастным нормам; используется оптимальная частота смены деятельности; эмоциональный фон благоприятен; соблюдается продолжительность прогулок, режим проветривания.

Питание

Наблюдение, изучение дошкольной документации.

В ДОУ организованно четырехразовое питание; максимально разнообразный  пищевой рацион; в повседневном рационе  присутствуют все основные группы продуктов; соблюдаются правила приготовления  пищи.

Организация общения с взрослыми

Анкетирование, беседы, наблюдения, посещение учебных занятий.

В ДОУ преобладает партнерский стиль воспитания; наблюдается устойчивая воспитательская позиция; реализуются основные направления педагогики сотрудничества.

Межличностные отношения  в группе сверстников

Беседы, тесты, наблюдения, анкетирование.

Психологический климат в  возрастных группах в целом благоприятен, но имеются незначительные проблемы в общении отдельных детей, с которыми ведется соответствующая психо-коррекционная работа.

Регуляция поведения в  условиях детского сада

Наблюдения, собеседования, контрольные срезы.

Система правил, регулирующих поведение  в условиях ДОУ доступна и понятна детям.

Личностные и физические особенности воспитанников

Медико-психологическое обследование, изучение медицинской документации, опрос родителей.

Основной контингент детей имеют 2 группу здоровья; детей с патологиями в физическом развитии нет; уровень психологического развития детей в целом по саду соответствует возрастным нормам; дети с отклонениями в развитии получают специализи-

рованную помощь.

Оздоровительные мероприятия

Изучение дошкольной документации, наблюдение, беседы.

В ДОУ разработана система оздоровительно-профилактических мероприятий включающая: закаливающие процедуры, проводимые с учетом принципа постепенности и индивидуальности; регулярные игровые паузы, минутки и дни здоровья; фитотерапию, физиотерапевтические процедуры, массаж, самомассаж, кислородный коктейль; утренние физзарядки с элементами дыхательной гимнастики.


 

3.Оптимизация форм общения педагогов, помощников воспитателей с детьми, оказание помощи в овладении личностно-ориентированным общением.

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственный за проведение мероприятий

Психодиагностика личности педагога.

В течение года

Педагог - психолог.

Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход в общении с детьми». 

Декабрь

Педагог - психолог.

Семинар-практикум «Психолого-педагогическая культура – основной фактор профессионального мастерства педагогов».

Январь 

Педагог - психолог.

Групповая консультация с  педагогами средних и старших  групп по результатам диагностики  эмоциональной сферы.

Март 

Педагог - психолог.

Семинар «Особенности общения воспитателя с детьми и коррекция эмоционального развития».

Февраль

Методист ДОУ, педагог - психолог.

Выдача книг психологической  библиотеки.

В течение года

Педагог - психолог.

Оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп. "Странички психолога".

В течение года

Педагог - психолог.

Моделирующее занятие  по развитию профессиональной рефлексии  педагогов.

Май

Методист ДОУ, педагог - психолог.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Оценка готовности  детей старшего дошкольного возраста  к обучению в школе.

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственный за проведение мероприятий

Экспресс-диагностика интеллектуального  развития детей в старших группах (Я.Н.Кушнир).

Декабрь

Педагог - психолог.

Изучение личности с помощью  методики "Дом – дерево - человек" в старших группах.

Январь 

Педагог - психолог.

Диагностика «Психологическая готовность детей к школе».

Сентябрь - октябрь; апрель –  май.

Педагог - психолог.

Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Октябрь

Воспитатели старших групп, педагог - психолог.

Консультации с воспитателями  по результатам экспресс-диагностики интеллектуального развития.

Февраль

Методист ДОУ, педагог - психолог.

Медико-психолого-педагогический консилиум по результатам диагностики  психологической готовности к школе.

Май

Методист ДОУ, педагог - психолог, учитель-логопед, медсестра, врач - педиатр.

Групповая консультация для родителей старших групп «Готовность детей к школе».

Май

Методист ДОУ, педагог - психолог.

Групповые коррекционно-развивающих  занятия в старших группах(развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и личностного роста ребёнка, развитие познавательных возможностей).

2 раза в неделю с

января по апрель

Педагог - психолог.

Оформление стендов "Уголок психолога" по темам:

Готовность к школе (старшая  группа);

Кризис 7 лет (старшая группа). 

Апрель

Педагог - психолог.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Оценка адаптации  вновь поступивших в дошкольное учреждение.

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственный за проведение мероприятий

Первая встреча в Д\У (для родителей будущих воспитанников)

Июль

Методист ДОУ, педагог  – психолог.

Психологическое сопровождение  процесса адаптации в ясельной группе.

Сентябрь- октябрь

Педагог-психолог.

Первичная диагностика вновь  поступающих детей. 

Сентябрь- октябрь

Педагог-психолог.

Диагностика нервно-психического развития в ясельной группе.

Декабрь

Педагог – психолог.

Групповая консультация для  родителей ясельной группы «Мой малыш пошел в детский сад».

Октябрь 

Педагог – психолог.

Медико-психолого-педагогический консилиум по вопросам адаптации  детей в детском саду.

Ноябрь

Методист ДОУ, педагог - психолог, медсестра, врач - педиатр.

Организация игр с детьми в адаптационный период с целью  снятия эмоционального напряжения.

1 раз в неделю, в течение  адаптационного периода

Педагог – психолог.


 

6.Создание благоприятного  психологического климата в коллективе  дошкольного учреждения.

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственный за проведение мероприятий

"Экспресс-методика" по  изучению социально-психологического  климата в коллективе.

Январь 

Педагог – психолог.

Определение межличностных  взаимоотношений в средних и  старших группах. (Социометрия).

Январь - апрель

Педагог – психолог.

Изучение детской тревожности  в средних и старших группах. (Тест "Несуществующее животное").

Февраль

Педагог – психолог.

Изучение семейного микроклимата (Тест "Моя семья") в старших  группах.

Март 

Педагог – психолог.

Психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении.(Е,А.Алябьева).

1 раз в 2 недели с  января по май

 

Педагог – психолог.

Психогимнастика в младшей и средних группах (Е.А.Алябьева).

1 раз в неделю с января  по май

Педагог – психолог.

Игры и упражнения направленные на развитие навыков общения, межличностных  отношений и эмоциональной сферы  в ясельной и младшей группах.

1 раз в неделю с января  по май

Воспитатели, педагог –  психолог.

Групповые психокоррекционные занятия в сфере общения и поведения детей в средних группах.

1 раз в неделю с января  по май

Педагог – психолог.

Групповая консультация с  педагогами по результатам социометрического  исследования.

Май

Педагог – психолог.

Оформление стендов "Уголок психолога" по темам:

• Как бороться с детской истерикой (ясельная группа)

• Детские страхи – ступеньки детства (младшая группа)

• Десять заповедей для родителей (во всех возрастных группах)

• Детские капризы (младшая группа)

• Бранные слова (средняя группа)

• Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?

Как научить ребенка владеть  собой? (средняя группа)

         • Застенчивость (средняя группа)

 

 

Декабрь

 

 

Декабрь

 

 

Декабрь

 

 

Январь

 

         Февраль

 

Март

 

 

 

 

 

Апрель

Педагог – психолог.

Информация о работе Программа психопрофилактической работы психолога ДОУ