Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:24, контрольная работа
Работа содержит мониторинг психологических условий по предупреждению интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, связанных с пребыванием ребенка в условиях детского учреждения; оптимизацию форм общения педагогов, помощников воспитателей с детьми, оказание помощи в овладении личностно-ориентированным общением; оценку готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе; оценку адаптации вновь поступивших в дошкольное учреждение; создание благоприятного психологического климата в коллективе дошкольного учреждения.
.Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2.Мониторинг психологических условий по предупреждению интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, связанных с пребыванием ребенка в условиях детского учреждения. . . . . . . . . . . . . . . 6
3.Оптимизация форм общения педагогов, помощников воспитателей с детьми, оказание помощи в овладении личностно-ориентированным общением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
4.Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
5.Оценка адаптации вновь поступивших в дошкольное учреждение. . . . 13
6.Создание благоприятного психологического климата в коллективе дошкольного учреждения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Литература. . . . . . . . .
Содержание:
1.Пояснительная записка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2.Мониторинг психологических
условий по предупреждению
3.Оптимизация форм общения
педагогов, помощников
4.Оценка готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
5.Оценка адаптации вновь поступивших в дошкольное учреждение. . . . 13
6.Создание благоприятного
психологического климата в
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
1.Пояснительная записка.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью. И от того, насколько плодотворным, эмоционально-положительным и непринужденным будет общение со сверстниками и взрослыми, во многом зависит эмоционально-личностное, познавательное развитие малыша, его адаптация и дальнейшая социализация.
В МБДОУ №7 г. Полярные Зори вопросам эмоционального благополучия детей уделяется большое внимание. Тем не менее, результаты диагностики и наблюдения за дошкольниками дают возможность говорить о том, что дети, приходящие в детский сад, испытывают трудности в общении, недостаточно владеют речью, они тревожны, агрессивны, эмоционально напряжены.
Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что для успешного предупреждения развития тревожности, снятия агрессии, эмоциональной напряженности, необходимо разработать систему мероприятий с детьми, родителями и педагогами. Так появилась психопрофилактическая программа, целью которой является профилактика и развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Реализация данной цели осуществляется как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Арт-терапевтические техники и приемы (камнетерапия, манкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, изотерапия и игротерапия) создают положительный настрой, сплачивают, объединяют детей, способствуют рефлексии и улучшению общего фона настроения.
Постепенно, узнавая особенности каждого ребенка, выстраивается программа его индивидуального развития. Основные ее позиции оговариваются на индивидуальных консультациях с родителями и педагогами групп.
Психопрофилактическая работа помогает детям освоить способы ролевого поведения, способствует оптимизации детско-родительских отношений и социализации личности ребенка, развивает творческий потенциал и коммуникабельность всех участников данного процесса, способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольника, повышает психологическую компетентность педагогов и родителей.
Основанием для данной программы явились следующие документы:
1. Конвенция ООН о правах ребёнка.
2. Конституция РФ (Закон об образовании)
3. Закон об основных гарантиях прав ребёнка в РФ.
4. Письмо Министерства
образования РФ от 27 июня 2003г.
№28-51-513 -16 «Методические рекомендации
по психолого-педагогическому
5. Приказ министерства образования РФ от 22.109.1999 №636 « Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ» ( Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ).
6.Приказ Министерства образования РФ от 21.05.2004г. №14-51-140 -13 «Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования на основную ступень».
7.Должностная инструкция педагога-психолога.
8.Положение о социально-психологической службе.
Цель программы:
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Для достижения
цели были определены
2.Мониторинг психологических условий по предупреждению интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, связанных с пребыванием ребенка в условиях детского учреждения.
Факторы, влияющие
на психологическое состояние |
Методы исследования |
Результаты мониторинга |
Окружающая среда |
Изучение дошкольной документации, изучение нормативно – правовой базы ДОУ, наблюдения. |
Цветовое и световое оформление, отвечает требованиям СанПиН; игровой материал соответствует возрасту, доступен для детей; групповые помещения дают возможность активно двигаться. |
Режим жизнедеятель- ности детей |
Посещение учебных занятий, хронометрирование, изучение результатов творческой деятельности педагога, детских работ. |
Рационально выстроен; занятия имеют продолжительность соответствующую возрастным нормам; используется оптимальная частота смены деятельности; эмоциональный фон благоприятен; соблюдается продолжительность прогулок, режим проветривания. |
Питание |
Наблюдение, изучение дошкольной документации. |
В ДОУ организованно |
Организация общения с взрослыми |
Анкетирование, беседы, наблюдения, посещение учебных занятий. |
В ДОУ преобладает партнерский стиль воспитания; наблюдается устойчивая воспитательская позиция; реализуются основные направления педагогики сотрудничества. |
Межличностные отношения в группе сверстников |
Беседы, тесты, наблюдения, анкетирование. |
Психологический климат в возрастных группах в целом благоприятен, но имеются незначительные проблемы в общении отдельных детей, с которыми ведется соответствующая психо-коррекционная работа. |
Регуляция поведения в условиях детского сада |
Наблюдения, собеседования, контрольные срезы. |
Система правил, регулирующих поведение в условиях ДОУ доступна и понятна детям. |
Личностные и физические особенности воспитанников |
Медико-психологическое обследование, изучение медицинской документации, опрос родителей. |
Основной контингент детей имеют 2 группу здоровья; детей с патологиями в физическом развитии нет; уровень психологического развития детей в целом по саду соответствует возрастным нормам; дети с отклонениями в развитии получают специализи- рованную помощь. |
Оздоровительные мероприятия |
Изучение дошкольной документации, наблюдение, беседы. |
В ДОУ разработана система
оздоровительно- |
3.Оптимизация форм общения педагогов, помощников воспитателей с детьми, оказание помощи в овладении личностно-ориентированным общением.
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Ответственный за проведение мероприятий |
Психодиагностика личности педагога. |
В течение года |
Педагог - психолог. |
Консультация для воспитателей «Индивидуальный подход в общении с детьми». |
Декабрь |
Педагог - психолог. |
Семинар-практикум «Психолого- |
Январь |
Педагог - психолог. |
Групповая консультация с педагогами средних и старших групп по результатам диагностики эмоциональной сферы. |
Март |
Педагог - психолог. |
Семинар «Особенности общения воспитателя с детьми и коррекция эмоционального развития». |
Февраль |
Методист ДОУ, педагог - психолог. |
Выдача книг психологической библиотеки. |
В течение года |
Педагог - психолог. |
Оформление информационно- |
В течение года |
Педагог - психолог. |
Моделирующее занятие по развитию профессиональной рефлексии педагогов. |
Май |
Методист ДОУ, педагог - психолог. |
4.Оценка готовности
детей старшего дошкольного
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Ответственный за проведение мероприятий |
Экспресс-диагностика |
Декабрь |
Педагог - психолог. |
Изучение личности с помощью методики "Дом – дерево - человек" в старших группах. |
Январь |
Педагог - психолог. |
Диагностика «Психологическая готовность детей к школе». |
Сентябрь - октябрь; апрель – май. |
Педагог - психолог. |
Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?» |
Октябрь |
Воспитатели старших групп, педагог - психолог. |
Консультации с воспитателями
по результатам экспресс- |
Февраль |
Методист ДОУ, педагог - психолог. |
Медико-психолого- |
Май |
Методист ДОУ, педагог - психолог, учитель-логопед, медсестра, врач - педиатр. |
Групповая консультация для родителей старших групп «Готовность детей к школе». |
Май |
Методист ДОУ, педагог - психолог. |
Групповые коррекционно-развивающих
занятия в старших группах( |
2 раза в неделю с января по апрель |
Педагог - психолог. |
Оформление стендов "Уголок психолога" по темам: Готовность к школе (старшая группа); Кризис 7 лет (старшая группа). |
Апрель |
Педагог - психолог. |
5.Оценка адаптации вновь поступивших в дошкольное учреждение.
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Ответственный за проведение мероприятий |
Первая встреча в Д\У (для родителей будущих воспитанников) |
Июль |
Методист ДОУ, педагог – психолог. |
Психологическое сопровождение процесса адаптации в ясельной группе. |
Сентябрь- октябрь |
Педагог-психолог. |
Первичная диагностика вновь поступающих детей. |
Сентябрь- октябрь |
Педагог-психолог. |
Диагностика нервно-психического развития в ясельной группе. |
Декабрь |
Педагог – психолог. |
Групповая консультация для родителей ясельной группы «Мой малыш пошел в детский сад». |
Октябрь |
Педагог – психолог. |
Медико-психолого- |
Ноябрь |
Методист ДОУ, педагог - психолог, медсестра, врач - педиатр. |
Организация игр с детьми в адаптационный период с целью снятия эмоционального напряжения. |
1 раз в неделю, в течение адаптационного периода |
Педагог – психолог. |
6.Создание благоприятного
психологического климата в
Содержание работы |
Сроки выполнения |
Ответственный за проведение мероприятий |
"Экспресс-методика" по
изучению социально- |
Январь |
Педагог – психолог. |
Определение межличностных взаимоотношений в средних и старших группах. (Социометрия). |
Январь - апрель |
Педагог – психолог. |
Изучение детской тревожности в средних и старших группах. (Тест "Несуществующее животное"). |
Февраль |
Педагог – психолог. |
Изучение семейного |
Март |
Педагог – психолог. |
Психогимнастика для детей, имеющих трудности в поведении.(Е,А.Алябьева). |
1 раз в 2 недели с января по май
|
Педагог – психолог. |
Психогимнастика в младшей и средних группах (Е.А.Алябьева). |
1 раз в неделю с января по май |
Педагог – психолог. |
Игры и упражнения направленные
на развитие навыков общения, межличностных
отношений и эмоциональной |
1 раз в неделю с января по май |
Воспитатели, педагог – психолог. |
Групповые психокоррекционные занятия в сфере общения и поведения детей в средних группах. |
1 раз в неделю с января по май |
Педагог – психолог. |
Групповая консультация с педагогами по результатам социометрического исследования. |
Май |
Педагог – психолог. |
Оформление стендов "Уголок психолога" по темам: • Как бороться с детской истерикой (ясельная группа) • Детские страхи – ступеньки детства (младшая группа) • Десять заповедей для родителей (во всех возрастных группах) • Детские капризы (младшая группа) • Бранные слова (средняя группа) • Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой? (средняя группа) • Застенчивость (средняя группа) |
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель |
Педагог – психолог. |
Информация о работе Программа психопрофилактической работы психолога ДОУ