Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 07:55, практическая работа
Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.
Программа социальной адаптации девиантных подростков
Краткая аннотация:
Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.
Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего предлагают развивать его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям.
Программа социальной адаптации подростков
Обоснование:
Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.
Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.
Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений с окружающим миром.
Относительно данного вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание людей и социальных ситуаций. Эти способности определены в психологии как социальный интеллект.
Термин социальный интеллект
был введен для обозначения «
Социальный интеллект включает следующие аспекты:
умение предвидеть последствия поведения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации;
способность правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям;
уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и оттенкам речи);
способность анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого поведения.
Чаще всего «дальновидность
в межличностных отношениях»
формирует опыт, который у подростков
еще слишком ограничен. Хотя сознательная
регуляция своих поступков, умение
учитывать чувства, интересы других
людей и ориентироваться на них
в своём поведении являются основными
новообразованиями в
То есть, важно целенаправленно
развивать способности
Программа социальной адаптации подростков создает условия для развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в социуме.
Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.
Задачи:
Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.
Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
Обучение подростков некоторым приёмам общения и расширения ролевого репертуара.
Для решения поставленных
задач выбраны следующие
Групповая деятельность –
социально-психологический
Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
Консультативная работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации взаимодействий в системе «учитель – ученик».
Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением – учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр.
Количество подростков, принимающих
участие в групповой
Объём тренинговой работы – 21 час.
Режим работы:
тренинг – семь 3-часовых занятий 1-2 раза в неделю;
индивидуально-коррекционная работа – обязательна по результатам диагностики; далее – по запросу.
Для проведения групповой
работы необходим кабинет, можно
учебный класс, и помещение для
индивидуального
Коррекционную работу проводят
два педагога-психолога, владеющие
методами индивидуального
При проведении индивидуальных
коррекционных занятий
Использование перечисленных
техник и методов предоставляет
возможность прекращения
В социально-психологическом тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения.
Завершение тренинга эффективно
работой с метафорой изменения.
Метафора одновременно используется в
качестве средства активизации ресурсных
механизмов возраста и в качестве
диагностического средства, которое
позволяет определить возможные
направления последующей
Шаги реализации коррекционно-развивающей программы.
Измерение социального интеллекта подростков.
Проведение индивидуальных
консультаций для подростков с целью
их ознакомления с уровнем развития
своих способностей понимать поведение
окружающих и согласовывать свои
поступки с реакцией окружающих. Во
время консультации необходимо проводить
мотивирование подростков на участие
в социально-психологическом
Проведение социально-
Итоговое измерение
Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.
Логика построения групповых коррекционных занятий:
1 занятие – создание
благоприятных условий для
2 занятие – развитие
самоанализа и углубление
3 занятие – развитие
невербальной экспрессии, формирование
эффективных способов общения
со сверстниками на основе
анализа целей, намерений,
4 занятие – сопоставление
информации о себе «изнутри»
и «извне»; формирование
5 занятие – приобретение
опыта взаимодействия с
6 занятие – закрепление полученных умений и навыков самоанализа и самокоррекции;
7 занятие – самокоррекция развития на подсознательном уровне при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста.
Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию – 2-3 месяца.
Занятие №1
Цели:
создание благоприятных условий для работы группы;
принятие правил работы;
определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;
начальное освоение способов
самораскрытия и активного
1. Знакомство (проверить,
как запомнили друг друга,
2. Принятие правил работы в группе.
3. Ожидания, связанные с работой в группе (6, с.234).
Назначение: получить первый опыт – говорить в группе.
4. Игра «Встаньте в круг».
Назначение:
создание общей атмосферы тренинга;
построение доверительных отношений участников.
Участники собираются вокруг
ведущего. По команде они начинают
передвигаться с закрытыми
Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.
5. Игра «Меняются местами те, кто...» (2, №5, с.66).
Назначение:
интенсивное физическое взаимодействие;
создание общей атмосферы тренинга;
диагностика динамики поведения участников.
6. Упр. «Мои добрые дела»
Назначение:
развитие умений анализировать свои поступки;
настрой на доброе отношение друг к другу.
Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.
7. Разминка.
Изобразить, как ходит:
глубокий старик;
младенец, только начавший ходить;
солдат;
пьяный;
влюблённый, ожидающий свидания;
робот;
горилла и т.п.
Назначение: снять напряжение и усталость.
8. Упр. «Мои сильные стороны» (3, с.28).
Назначение:
формирование доверия к самому себе;
развитие умений думать о себе положительно.
9. Обратная связь: анкетирование «Откровенно говоря...»
Дата занятия ____________
Тренинговое имя ____________
Во время занятий я понял, что...
Самым полезным для меня было...
Я был бы более откровенным, если...
Мне не понравилось...
Больше всего мне понравилось, как работал (а)...
6) На следующем занятии я хотел бы...
Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия.
10. Подведение итогов.
Очень часто участники находят, что сказать по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?»
Занятие №2
Цели:
способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;
совершенствовать
1. Приветствие «Я рад тебя видеть».
2.
а) Анализ анкет «Откровенно говоря...»
б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения.
3. Упражнения на представление
чувства собственного
Участники перебрасываются мячиком и объясняют.
I.
а) «Ругать – это значит...»
б) «Если человека ругают, то он...»
«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого ругают.
Обратная связь:
какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;
какую позу принял бы, если бы сам был своим «скульптором».
II.
а) «Хвалить» – это значит...»
б) «Если человека хвалят, то он...»
«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого хвалят.
Обратная связь – аналогично I.
Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно.
Назначение упражнения:
проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;
Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства.
4. Разминка. Игра «Леди и джентльмены» (2, №5, с.67).
5. Упр. «Список претензий» (3, с.54)
Назначение: осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя.
4. Игра «Воздушный шар» (3, с.71).
Назначение:
демонстрация того, что люди часто не умеют продуктивно общаться;
подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.
5. Разминка. Физические упражнения – ведущие по очереди.
Назначение: снятие напряжения и усталости.
Информация о работе Программа социальной адаптации девиантных подростков