Программа социальной адаптации девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 07:55, практическая работа

Описание

Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.

Работа состоит из  1 файл

Программа социальной адаптации девиантных подростков.docx

— 27.59 Кб (Скачать документ)

Программа социальной адаптации  девиантных подростков

Краткая аннотация:

Программа социальной адаптации  предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже  были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые  привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.

Для повышения адаптивных возможностей подростка чаще всего  предлагают развивать его коммуникативные  навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается  в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку  в его адаптации к социальным условиям.

Программа социальной адаптации  подростков

Обоснование:

Социальная адаптация  личности является актуальной проблемой  на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как  с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для  того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и  учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные  варианты поведения.

Уметь приспосабливаться  к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто  усложняют его адаптацию в  различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.

Способность адаптироваться к социуму и эффективно действовать  в нем зависит от многих особенностей человека. Безусловно, это и интеллект, и темперамент, и коммуникативные  склонности, и внешность и многое другое. Некоторые из этих особенностей неизменны, как, например, темперамент. Но есть и те, которые можно развивать, что, возможно, будет способствовать построению конструктивных отношений  с окружающим миром.

Относительно данного  вопроса представляют интерес интеллектуальные способности человека, а именно те из них, которые обеспечивают понимание  людей и социальных ситуаций. Эти  способности определены в психологии как социальный интеллект.

Термин социальный интеллект  был введен для обозначения «дальновидности  в межличностных отношениях». Социальный интеллект представляет собой способность  адекватно понимать поступки и действия людей, обеспечивающую гладкость во взаимоотношениях с ними.

Социальный интеллект включает следующие аспекты:

умение предвидеть последствия  поведения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации;

способность правильно оценивать  состояния, чувства, намерения людей  по их невербальным проявлениям;

уровень речевой экспрессии (чувствительность к характеру и  оттенкам речи);

способность анализировать  сложные ситуации взаимодействия людей, находить причины определённого  поведения.

Чаще всего «дальновидность  в межличностных отношениях»  формирует опыт, который у подростков еще слишком ограничен. Хотя сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них  в своём поведении являются основными  новообразованиями в подростковом возрасте, для того, чтобы эти  новообразования формировались, необходима активная включенность подростка в  выполнение самых разных форм общественно-полезной деятельности, предусматривающих определённые отношения со сверстниками и взрослыми.

То есть, важно целенаправленно  развивать способности подростков к пониманию людей и социальных ситуаций. Необходимо определять действенные  адаптивные механизмы и создавать  специальные программы для подростков, ведущие к повышению их адаптивных возможностей.

Программа социальной адаптации  подростков создает условия для  развития социального интеллекта подростков, что способствует их адаптации в  социуме.

Целью программы социальной адаптации является развитие адаптивных возможностей подростка.

Задачи:

Развитие каждого из аспектов социального интеллекта.

Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.

Обучение подростков некоторым  приёмам общения и расширения ролевого репертуара.

Для решения поставленных задач выбраны следующие средства:

Групповая деятельность –  социально-психологический тренинг.

Индивидуально-коррекционная  работа с подростками.

Консультативная работа с  педагогическим коллективом с целью  оптимизации взаимодействий в системе  «учитель – ученик».

Программа предназначена  для подростков, характеризующихся  отклоняющимся поведением – учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр.

Количество подростков, принимающих  участие в групповой коррекционной  работе – 10-12 человек.

Объём тренинговой работы – 21 час.

Режим работы:

тренинг – семь 3-часовых  занятий 1-2 раза в неделю;

индивидуально-коррекционная  работа – обязательна по результатам  диагностики; далее – по запросу.

Для проведения групповой  работы необходим кабинет, можно  учебный класс, и помещение для  индивидуального консультирования.

Коррекционную работу проводят два педагога-психолога, владеющие  методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).

При проведении индивидуальных коррекционных занятий эффективно использование техник нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии.

Использование перечисленных  техник и методов предоставляет  возможность прекращения нежелательного поведения путём предоставления лучших вариантов поведения; изменения  эмоционального состояния или реакции  человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.

В социально-психологическом  тренинге особую значимость имеют упражнения, основанные на механизмах идентификации  и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку  человека не просят что-либо сделать  и не критикуют ни его мнений, ни его поведения.

Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в  качестве средства активизации ресурсных  механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое  позволяет определить возможные  направления последующей индивидуальной коррекции.

Шаги реализации коррекционно-развивающей  программы.

Измерение социального интеллекта подростков.

Проведение индивидуальных консультаций для подростков с целью  их ознакомления с уровнем развития своих способностей понимать поведение  окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить  мотивирование подростков на участие  в социально-психологическом тренинге.

Проведение социально-психологического тренинга, состоящего из 7 занятий длительностью 3 часа, общий объем – 21 час.

Итоговое измерение социального  интеллекта подростков.

Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста  Дж. Гилфорда и М. Салливена.

Логика построения групповых  коррекционных занятий:

1 занятие – создание  благоприятных условий для работы  группы, самопознание;

2 занятие – развитие  самоанализа и углубление самораскрытия;  развитие коммуникативных навыков;

3 занятие – развитие  невербальной экспрессии, формирование  эффективных способов общения  со сверстниками на основе  анализа целей, намерений, потребностей  участников коммуникации;

4 занятие – сопоставление  информации о себе «изнутри»  и «извне»; формирование эффективных  способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;

5 занятие – приобретение  опыта взаимодействия с группой  при выполнении новых задач,  развитие вербальных средств  общения;

6 занятие – закрепление  полученных умений и навыков  самоанализа и самокоррекции;

7 занятие – самокоррекция развития на подсознательном уровне при помощи метафоры изменения, активизации ресурсных механизмов возраста.

Сроки реализации программы  социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию – 2-3 месяца.

Занятие №1

Цели:

создание благоприятных  условий для работы группы;

принятие правил работы;

определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных  участников;

начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля  общения.

1. Знакомство (проверить,  как запомнили друг друга, включив  перемену мест).

2. Принятие правил работы  в группе.

3. Ожидания, связанные с  работой в группе (6, с.234).

Назначение: получить первый опыт – говорить в группе.

4. Игра «Встаньте в  круг». 

Назначение:

создание общей атмосферы  тренинга;

построение доверительных  отношений участников.

Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами  в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы  предотвратить разговоры). Через  некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники  должны мгновенно замолкнуть и застыть  в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий  хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.

Обсуждение: как себя чувствовали  во время игры; что помогало, что  мешало выстроиться в круг.

5. Игра «Меняются местами  те, кто...» (2, №5, с.66).

Назначение:

интенсивное физическое взаимодействие;

создание общей атмосферы  тренинга;

диагностика динамики поведения  участников.

6. Упр. «Мои добрые дела»

Назначение:

развитие умений анализировать  свои поступки;

настрой на доброе отношение  друг к другу.

Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.

7. Разминка.

Изобразить, как ходит:

глубокий старик;

младенец, только начавший ходить;

солдат;

пьяный;

влюблённый, ожидающий свидания;

робот;

горилла и т.п.

Назначение: снять напряжение и усталость.

8. Упр. «Мои сильные  стороны» (3, с.28).

Назначение:

формирование доверия  к самому себе;

развитие умений думать о  себе положительно.

9. Обратная связь: анкетирование  «Откровенно говоря...»

Дата занятия ____________

 Тренинговое имя ____________

Во время занятий я  понял, что...

Самым полезным для меня было...

Я был бы более откровенным, если...

Мне не понравилось...

Больше всего мне понравилось, как работал (а)...

6) На следующем занятии  я хотел бы...

 

Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно  в конце каждого занятия.

10. Подведение итогов.

Очень часто участники  находят, что сказать по поводу занятия  вслух. Актуальным является ответ на вопрос «Как вы себя чувствуете?»

Занятие №2

Цели:

способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;

совершенствовать коммуникативные  навыки.

1. Приветствие «Я рад  тебя видеть».

2.

а) Анализ анкет «Откровенно  говоря...»

б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения.

3. Упражнения на представление  чувства собственного достоинства  (модификация пр. 5, с.22).

Участники перебрасываются  мячиком и объясняют.

I.

а) «Ругать – это значит...»

б) «Если человека ругают, то он...»

«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого ругают.

Обратная связь:

какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;

какую позу принял бы, если бы сам был своим «скульптором».

II.

а) «Хвалить» – это  значит...»

б) «Если человека хвалят, то он...»

«Скульптор» изображает скульптуру человека, которого хвалят.

Обратная связь – аналогично I.

Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно.

Назначение упражнения:

проанализировать влияние  на уверенность человека отношения  к нему др. людей;

Вывести участников на представление  о чувстве собственного достоинства.

4. Разминка. Игра «Леди  и джентльмены» (2, №5, с.67).

5. Упр. «Список претензий» (3, с.54)

Назначение: осознание, что  человек имеет право быть самим  собой, что жить среди людей, постоянно  предъявляя им претензии, нельзя.

4. Игра «Воздушный шар» (3, с.71).

Назначение:

демонстрация того, что  люди часто не умеют продуктивно  общаться;

подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.

5. Разминка. Физические упражнения  – ведущие по очереди.

Назначение: снятие напряжения и усталости.

Информация о работе Программа социальной адаптации девиантных подростков