Программа социальной адаптации девиантных подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 07:55, практическая работа

Описание

Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.

Работа состоит из  1 файл

Программа социальной адаптации девиантных подростков.docx

— 27.59 Кб (Скачать документ)

6. Откровенно говоря...

7. Подведение итогов.

Занятие №3

Цели:

способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно  воспринимать др. людей, ситуации, возникающие  в процессе общения;

формировать внимательное отношение  друг к другу, к другим людям;

возможная коррекция восприятия участниками др. людей;

развитие внеязыковых  средств общения.

1. Приветствие (невербальное).

2. Анализ анкет. Необходимые  комментарии.

3. Психологический этюд  «Замочная скважина».

Представить, что у двери  стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет).

а) впечатления от поступка этого человека;

б) в комнате находится  «Я». Свои чувства к этому человеку, действия.

Назначение:

обеспечение личностной конфиденциальности участников;

возможная коррекция поведения.

4. Упр. «Грани сходства»  (3, с.68).

Назначение: дать возможность  понять, что люди имеют общие черты  или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других.

5. Упр. «Мимика и жесты» (5, с.9).

Назначение:

развитие невербальных средств  общения;

формирование более свободного стиля общения.

Невербально выразить два противоположных состояния:

гнев и спокойствие;

усталость, бодрость;

разочарование, восхищение;

обида, прощение;

печаль, радость;

волнение, безмятежность;

досада, удовлетворённость;

сомнение, уверенность.

6. Разминка «Путаница» (6, с.111).

Назначение: групповое сплочение.

7. Конструирование образов.  Психодрама.

Конструирование образов  подростка и его друга.

Ролевое проигрывание созданного сюжета.

Материал: фольга, вата. (Необходимо знание ведущим техники конструирования  образов)

Назначение:

выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;

формирование эффективных  способов общения.

8. Откровенно говоря...

9. Подведение итогов.

Занятие №4

Цели:

продемонстрировать разное видение участниками одного и  того же человека, одной и той  же ситуации;

выявить индивидуальные особенности  общения;

формировать эффективные  способы общения.

 

1. Приветствие. Каждый  участник (по-очереди) – в центре круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга.

2. Анализ анкет. Необходимые  комментарии.

3. Упр. «Ассоциации» (5, с. 11).

Назначение:

дать возможность каждому  участнику узнать, как его воспринимают другие;

коррекция собственного восприятия других людей.

4. Ролевая гимнастика (5, с. 16).

Продекламировать «У лукоморья...»

Назначение:

снятие напряжения;

подготовка к ролевым  играм.

5. Конструирование образов.  Психодрама.

Конструирование образов  подростка и значимого взрослого, с которым не всегда гармонично складываются отношения.

Ролевое проигрывание созданного сюжета.

Назначение:

выявить основные способы  взаимодействия подростка со взрослыми;

совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения;

корректировать восприятие подростками других людей.

6. Откровенно говоря...

7. Подведение итогов.

Занятие №5

Цели:

Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых  задач;

Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях.

1. Приветствие: «Мне приятно  с тобой общаться, потому что...»

 

2. Анализ анкет «Откровенно  говоря». Необходимые комментарии.

3. Дискуссия. Группа делится  на две подгруппы, каждая из  которых по очереди исполняют  роль участников дискуссии и  наблюдателей.

 

Дискуссионные вопросы:

Куда поехать летом  на каникулы?

Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном  доме?

Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению?

При анализе первые высказываются  наблюдатели, потом – участники.

 

4. Упр. «Чувствую себя  хорошо» (4, с.35).

Упр. «Вверх по радуге» (4, с.35).

Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением.

5. Упр. «Грани различия»  (3, с.77).

Назначение: дать возможность  понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий  язык.

6. Упр. «Установить контакт с группой»:

а) грубияны;

б) самоуверенные, считающие  себя «избранными».

: дать возможность попытаться  найти общие точки для развития  диалога в сложных ситуациях.

7. Разминка. Упр. «Сплетня».

Назначение:

снять усталость;

продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации «от третьего лица».

8. «Необитаемый остров»  (3, с.79).

Назначение:

усилить чувство необходимости  слушать друг друга;

продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств;

развивать навыки общения.

9. Откровенно говоря...

 

10. Подведение итогов.

Занятие №6.

Цели:

Закрепление полученных навыков  и умений самоанализа и самокоррекции в сфере общения;

Осознание качественных изменений, обеспечивающих человеку ориентацию в  социальной деятельности.

1. Приветствие.

2. Обсуждение анкет. Необходимые  комментарии.

3. Психологический этюд  «Одиночество».

Назначение:

Анализ причин, порождающих  одиночество;

Настроить на спокойное восприятие личностных недостатков;

Побудить к стремлению постоянно работать над собой.

4. Игра «Испорченный телефон  жестов» (6, с. 236).

Назначение:

Снятие напряжения;

Оценка собственного уровня внимательности в общении с окружающими.

5. Психологический этюд: «Как я справляюсь со своими  проблемами» (пантомимическая метафора).

Назначение:

снизить защитные реакции, связанные  с риском самораскрытия;

закрепить доверие группе.

6. Упражнение «Метафора  на себя» (6, с.242)

Назначение:

развивать готовность сопоставлять собственный опыт с опытом других;

активизировать самосознание, взаимное принятие.

7. Социометрия у стены  (6, с.247).

Назначение: создание ситуации риска, настоящего личностного риска  «здесь и теперь» с целью непосредственного  ощущения принятия себя и других людей  такими, каковы они есть.

8. Откровенно говоря...

9. Подведение итогов.

Занятие №7.

Цели:

формирование чувства  собственной значимости;

активизация ресурсных механизмов возраста.

1. Приветствие.

2. Обсуждение анкет. Необходимые  комментарии.

3. Упражнение «Связующая  нить» (5, с.18).

Назначение:

формирование чувства  близости с другими людьми;

формирование чувства  собственной значимости.

4. Техника «Семейный портрет» (6, с.243).

Назначение:

углубить обратные связи, видение друг друга;

стимулирование процессов  самосознания; выражения и рефлексии  межличностных отношений.

5. Работа с метафорой  Ж. Туре «История желудя» (журнал  «Психологическая наука и образование»): прослушивание метафоры, изложение.

Назначение:

преодоление имеющихся трудностей и восстановление нормального хода развития подростка;

активизация ресурсных механизмов возраста.

Откровенно говоря... Оценка участниками по 10-бальной шкале  своей удовлетворенности итогами  тренинга.

Литература:

Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5.

Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж-л практического психолога, 1996, №5,№4.

Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» Метод. разработки соц.-психологического. – М. Новая школа, 1996.

Руководство практического  психолога: Психологические программы  развития личности… Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997.

Свистун М.А. Программа соц.-психологического тренинга общения для старшеклассников.

Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., Интерпракс, 1995.

Результативность работы

 

Практически все подростки, участвующие в коррекционно-развивающей  работе, повышают социальный интеллект: в некоторых случаях повышается уровень отдельных интеллектуальных способностей (предвидение последствий  поведения; понимание невербальной или вербальной экспрессии), чаще всего  повышается общий уровень социального  интеллекта (композитная оценка).

Главным результатом является то, что педагоги, работающие с подростками, отмечают положительные изменения  в поведении ребят, в их готовности к проявлению доброжелательности и  готовности к сотрудничеству.


Информация о работе Программа социальной адаптации девиантных подростков