Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 07:55, практическая работа
Программа социальной адаптации предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социальной адаптации, которые привели к определённым дезадаптивным формам поведения, к так называемому девиантному поведению.
6. Откровенно говоря...
7. Подведение итогов.
Занятие №3
Цели:
способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей, ситуации, возникающие в процессе общения;
формировать внимательное отношение друг к другу, к другим людям;
возможная коррекция восприятия участниками др. людей;
развитие внеязыковых средств общения.
1. Приветствие (невербальное).
2. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
3. Психологический этюд «Замочная скважина».
Представить, что у двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет).
а) впечатления от поступка этого человека;
б) в комнате находится «Я». Свои чувства к этому человеку, действия.
Назначение:
обеспечение личностной конфиденциальности участников;
возможная коррекция поведения.
4. Упр. «Грани сходства» (3, с.68).
Назначение: дать возможность понять, что люди имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность и отличия от других.
5. Упр. «Мимика и жесты» (5, с.9).
Назначение:
развитие невербальных средств общения;
формирование более свободного стиля общения.
Невербально выразить два противоположных состояния:
гнев и спокойствие;
усталость, бодрость;
разочарование, восхищение;
обида, прощение;
печаль, радость;
волнение, безмятежность;
досада, удовлетворённость;
сомнение, уверенность.
6. Разминка «Путаница» (6, с.111).
Назначение: групповое сплочение.
7. Конструирование образов. Психодрама.
Конструирование образов подростка и его друга.
Ролевое проигрывание созданного сюжета.
Материал: фольга, вата. (Необходимо
знание ведущим техники
Назначение:
выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;
формирование эффективных способов общения.
8. Откровенно говоря...
9. Подведение итогов.
Занятие №4
Цели:
продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;
выявить индивидуальные особенности общения;
формировать эффективные способы общения.
1. Приветствие. Каждый участник (по-очереди) – в центре круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга.
2. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
3. Упр. «Ассоциации» (5, с. 11).
Назначение:
дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;
коррекция собственного восприятия других людей.
4. Ролевая гимнастика (5, с. 16).
Продекламировать «У лукоморья...»
Назначение:
снятие напряжения;
подготовка к ролевым играм.
5. Конструирование образов. Психодрама.
Конструирование образов
подростка и значимого
Ролевое проигрывание созданного сюжета.
Назначение:
выявить основные способы взаимодействия подростка со взрослыми;
совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения;
корректировать восприятие подростками других людей.
6. Откровенно говоря...
7. Подведение итогов.
Занятие №5
Цели:
Приобретение опыта
Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях.
1. Приветствие: «Мне приятно с тобой общаться, потому что...»
2. Анализ анкет «Откровенно
говоря». Необходимые
3. Дискуссия. Группа делится на две подгруппы, каждая из которых по очереди исполняют роль участников дискуссии и наблюдателей.
Дискуссионные вопросы:
Куда поехать летом на каникулы?
Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме?
Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению?
При анализе первые высказываются наблюдатели, потом – участники.
4. Упр. «Чувствую себя хорошо» (4, с.35).
Упр. «Вверх по радуге» (4, с.35).
Назначение: снять напряжение, справиться с раздражением.
5. Упр. «Грани различия» (3, с.77).
Назначение: дать возможность понять, что, несмотря на свои различия, люди могут и должны находить общий язык.
6. Упр. «Установить контакт с группой»:
а) грубияны;
б) самоуверенные, считающие себя «избранными».
: дать возможность попытаться
найти общие точки для
7. Разминка. Упр. «Сплетня».
Назначение:
снять усталость;
продемонстрировать казусы, возникающие при передаче информации «от третьего лица».
8. «Необитаемый остров» (3, с.79).
Назначение:
усилить чувство необходимости слушать друг друга;
продемонстрировать умение поиска цивилизованных путей выхода из сложных обстоятельств;
развивать навыки общения.
9. Откровенно говоря...
10. Подведение итогов.
Занятие №6.
Цели:
Закрепление полученных навыков и умений самоанализа и самокоррекции в сфере общения;
Осознание качественных изменений, обеспечивающих человеку ориентацию в социальной деятельности.
1. Приветствие.
2. Обсуждение анкет. Необходимые комментарии.
3. Психологический этюд «Одиночество».
Назначение:
Анализ причин, порождающих одиночество;
Настроить на спокойное восприятие личностных недостатков;
Побудить к стремлению постоянно работать над собой.
4. Игра «Испорченный телефон жестов» (6, с. 236).
Назначение:
Снятие напряжения;
Оценка собственного уровня внимательности в общении с окружающими.
5. Психологический этюд:
«Как я справляюсь со своими
проблемами» (пантомимическая
Назначение:
снизить защитные реакции, связанные с риском самораскрытия;
закрепить доверие группе.
6. Упражнение «Метафора на себя» (6, с.242)
Назначение:
развивать готовность сопоставлять собственный опыт с опытом других;
активизировать самосознание, взаимное принятие.
7. Социометрия у стены (6, с.247).
Назначение: создание ситуации
риска, настоящего личностного риска
«здесь и теперь» с целью
8. Откровенно говоря...
9. Подведение итогов.
Занятие №7.
Цели:
формирование чувства собственной значимости;
активизация ресурсных механизмов возраста.
1. Приветствие.
2. Обсуждение анкет. Необходимые комментарии.
3. Упражнение «Связующая нить» (5, с.18).
Назначение:
формирование чувства близости с другими людьми;
формирование чувства собственной значимости.
4. Техника «Семейный портрет» (6, с.243).
Назначение:
углубить обратные связи, видение друг друга;
стимулирование процессов самосознания; выражения и рефлексии межличностных отношений.
5. Работа с метафорой
Ж. Туре «История желудя» (
Назначение:
преодоление имеющихся трудностей и восстановление нормального хода развития подростка;
активизация ресурсных механизмов возраста.
Откровенно говоря... Оценка
участниками по 10-бальной шкале
своей удовлетворенности
Литература:
Александровская Э.М. и др. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. Ж-л практического психолога, 1996, №3, №4, №5.
Лидерс А.Г. Психологические игры с подростками Ж-л практического психолога, 1996, №5,№4.
Прутченков А.С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» Метод. разработки соц.-психологического. – М. Новая школа, 1996.
Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности… Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1997.
Свистун М.А. Программа соц.-
Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., Интерпракс, 1995.
Результативность работы
Практически все подростки,
участвующие в коррекционно-
Главным результатом является то, что педагоги, работающие с подростками, отмечают положительные изменения в поведении ребят, в их готовности к проявлению доброжелательности и готовности к сотрудничеству.
Информация о работе Программа социальной адаптации девиантных подростков