Психические состояния человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:05, контрольная работа

Описание

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.

Работа состоит из  1 файл

Психические состояния человека.docx

— 44.06 Кб (Скачать документ)

  Можно и нужно говорить о состоянии  сугубо операционной (операторной, «деловой») напряжённости, то есть напряжённости, которая возникает как результат  сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность  зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и  эмоциональной напряжённости, вызванной  эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе  с больными, правонарушителями и т. д.).

  Необходимо  также отметить, что решение сложных  мыслительных задач вообще невозможно без определённого эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности т. к. сознательной оценке всегда предшествует эмоциональная, выполняющая функцию предварительного отбора гипотез. «Эмоциональное решение» значительно опережает интеллектуальное решение, выступая как эмоциональное предвосхищение нахождения основного принципа решения задач. Выступая против ошибочных вербальных (словесных) оценок, эмоции могут выполнять положительную функцию «коррекции» поисковой деятельности, приводящей к объективно верным результатам.

  Предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет человеку:

  а) почувствовать, что выполняемая  им деятельность является «его деятельностью»;

  б) как бы дистанционно оценивать условия  протекания планируемой деятельности, т.е. осуществлять так называемое предварительное «эмоциональное планирование».

  Здесь даже отрицательные эмоции могут  выполнять положительную роль в  связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная  активизация, являющаяся продуктом  интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая  общей ситуацией, в которой протекает  интеллектуальный процесс) эмоции.

  3.3 Стресс 

  Но  воздействие экстремальных условий  деятельности может привести к возникновению  у человека специфического состояния  нервно-психологической напряжённости, называемого стрессом (от англ. «напряжение»).

  Понятие стресса в современной психологии является многозначным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так  и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явления, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до появления нервно-эмоционального срыва, так некоторые промежуточные  состояния, которые точнее было бы считать  проявлением психической напряжённости (а её крайние формы - стрессом). Вот почему иногда описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил человека. Родоначальник теории стресса Г.Селье в своих последних работах вообще подразделял стресс на «хороших» (евстресс) и «плохих» (дистресс).

  Не  вдаваясь в теоретические и терминологические  вопросы, при дальнейшем изложении  под стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое  состояние, ухудшающее протекание деятельности, то есть то, что в литературе обозначается дистрессом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надёжность в работе.

  По  отношению к стрессу у человека не возникает целенаправленных и  адекватных реакций. В этом заключается  основное отличие стресса от напряжённой  и трудной задачи, на которую (вне  зависимости от её тяжести) человек, выполняющий её, реагирует адекватно.

  В состоянии стресса возникают  затруднения в осуществлении  функций, связанных с направленностью  мышления на решение определённых задач. Это происходит ввиду того, что  стресс выступает как фактор, разрушающий  предварительное «эмоциональное планирование», а в конечном итоге и всю  схему предстоящей деятельности или общения. При сильном стрессе  возникает общая реакция возбуждения, и поведение человека становится (в большей или меньшей степени) дезорганизованным, уровень исполнения резко падает. Ещё большее усиление стресса приводит к общему торможению, пассивности, бездеятельности.

  Невозможно  выделить группу эмоциогенных экстремальных факторов, которые всегда и для всех людей выступали бы в качестве «стрессоров», то есть всегда бы вызывали состояние стресса. Как правило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, «цейтнот», перегрузка информацией и т. д.). Но не исключены случаи, например, приезд близкого человека, что в определённой мере позволяет говорить об эмоциональных стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке.

  Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия (стрессора), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т. д. Стресс - это, прежде всего эмоциональное состояние. Но ввиду тесной связи эмоций с интеллектуальной деятельностью можно говорить об «интеллектуальном стрессе», «интеллектуальной фрустрации» и даже «интеллектуальной агрессии. После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической концепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.

  К специфическим состояниям психики  человека относятся состояния, обладающие определённой спецификой. С одной стороны, это нормальные состояния, например, в целом «сон-бодрствование», а с другой - состояния, находящиеся между психической нормой патологией, например, состояние дисфории. Однако, следует учитывать, что само понятие психической нормы («психика в норме») весьма условно и не имеет чётко обозначенных критериев.

  3.4 Бодрствование – сон 

  Традиционно современные психологи выделяют два периодических состояния  психики (прежде всего сознания), присущих всем людям: бодрствование - состояние, характеризующееся активным взаимодействием  человека с внешним миром, и сон - состояние, рассматриваемое, прежде всего как период отдыха.

  В зависимости от комплекса вегетативных, моторных и электроэнцефалографических показателей выделяют уровни бодрствования: крайний уровень напряжения, активное бодрствование, спокойное бодрствование.

  Сон относится и так называемым измененным состояниям сознания, полностью отрезающим человека от физического и социального  окружения. Различают две основные чередующиеся фазы сна: «медленный» («медленноволновый») сон и «быстрый» («парадоксальный») сон. В фазе «медленного сна на последней его стадии (глубокого сна) возможно возникновение сомнамбулизма (снохождения, «лунатизма») - состояния, связанного с неосознаваемым поведением, осуществляемым при переходе от сна к гипнозоподобному состоянию, а также сноговорения и ночных кошмаров у детей, о которых они не помнят после пробуждения. После «быстрого» сна индивид, как правило, вспоминает о сновидениях (субъективно переживаемых представлениях, прежде всего зрительных, возникающих на данной фазе сна), содержащих компоненты фантастичности, нереальности. На «быстрый» сон приходится 20% всего периода сна.

  3.5 Медитация и гипноз 

  Под медитацией в современной психологии понимаются два явления: во-первых, изменённое, по желанию индивида, особое состояние сознания, связанное с  замедлением деятельности мозга  путём концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли, а, во-вторых, техника  достижения такого состояния. В состоянии  медитации субъект получает реальное удовлетворение, прежде всего из-за наступления релаксации (уменьшения напряжения, расслабления снятия стресса). Возможно наступление и того, что  у буддистов называется нирваной - состояния высшей безмятежности, спокойствия, слияния души с Вселенной.

  Существует  несколько техник (приёмов) медитации.

  А) Йога - древнеиндийская техника, состоящая  в полном отключении от внешней реальности благодаря целому ряду приёмов (восьмичленная  йога), во многом связанных с владением  телесными позами (84 позы или «асаны») и контролем дыхания (пранаяма).

  Б) Зазен - японская техника, состоящая в отвлечении от предметов, пассивно концентрируя внимание на них («смотрю, но не вижу»).

  Йога, зазен, как и даосизм в Китае, с точки зрения восточных религий предполагают при медитации растворение сознания индивида в безличном океане абсолюта («соляная кукла, растворяющаяся в воде моря»). В христианстве медитация трактуется как слияние человеческой и божественной личностей.

  Близок  к состоянию медитации в данном плане и экстаз - вызываемое проповедью и молитвами состояние, в котором  находится верующий, как бы вышедший из себя. При этом чрезмерная активация  мозга явно находится в контрасте  с неподвижностью тела и выражением возвышенного счастья. В) Техника дервиш - турнеров заключается в том, что дервиш-турнеры (мусульмане-проповедники, как правило, персы и сирийцы, принадлежащие к этому братству) пением псалмов и ритмическими танцами вызывают у себя наступление изменённого состояния и медитации. Близка к этому техника камлания шаманов, а также приёмы, применяемые в некоторых христианских сектах («пятидесятники», «хлысты» и др.). г) Техника трансцендентальной медитации основывается на использовании мантры - социального слова выбираемого «учителем» ТМ для ученика и состоящего из звуков О, М, Н, легко вступающих в резонанс с электрической активностью мозга. Медитирующий повторяет свою мантру про себя, пока не достигнет полной релаксации и состояния «чистого сознания». Из этого состояния, по мнению некоторых приверженцев данной техники, исключены все восприятия внешнего мира, и оно граничит с «чувством вечности». Д) Специфическими, связанными с какими-либо религиозными идеями, техниками медитации являются системы психофизической тренировки, рассчитанные на терапевтический эффект (аутогенный тренинг Г.Шульца, «системы биологической обратной связи» и т. д.).

  Термин  «гипноз», как и термин «медитация», имеет два значения: а) временное  состояние сознания, связанное с  сужением его объёма и резким сосредоточением  на содержании внушения, с изменением индивидуального контроля и самосознания; б) техника воздействия на индивидуума  с целью сузить поле сознания и  подчинить его контролю гипнотизёра, внушен я которого он будет выполнять.

  Возможен и аутогипноз как психическое состояние, вызванное самовнушением. Под гипнотизацией понимается возбуждение гипнотического состояния путём внушения или самовнушении. Внушение - процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением осознанности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием активного и целенаправленного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Внушение может быть прямым (императивным) и косвенным, преднамеренным и непреднамеренным, полученным и бодрствующем состоянии, в гипнотическом состоянии, в естественном сне, в постгипнотическом состоянии.

  В гипнотическом состоянии выявляется много общего со сном и медитацией, ибо и оно достигается путём  уменьшения притока сигналов к мозгу. Внешне действия загипнотезированного могут создать впечатление его отказа от собственного здравого смысла. Однако, как отмечает ряд исследователей (К.И. Платонов, Д.Н. Узнадзе и др.), при отсутствии у испытуемого абулии (патологического безволия) никогда нельзя добиться, чтобы он под гипнозом совершил действие или бездействие, которые он не одобрил бы в нормальном состоянии, которые противоречили бы общему течению его воли, направленности его личности. Гипнотическое состояние часто бывает связано с повышением творческого потенциала человека.

  3.6 Боль и анальгезия 

  Болью называется психическое состояние, которое возникает как результат  сверхсильных или разрушительных воздействий  на организм при угрозе его целостности  или существованию вообще. Болевые  ощущения носят гнетущий, тягостный  характер, характер страдания. Но они  являются стимулом для оборонительных реакций, направленных на устранение внешних  или внутренних раздражителей, их обусловивших. Боль - симптом нарушения нормального  течения физиологических процессов, и поэтому она имеет очень большое клиническое значение.

  Болевые ощущения в значительной мере поддаются  нейтрализации со стороны высших психических образований, зависящих  от направленности личности, её убеждений, ценностных ориентаций и т. д., о чём  свидетельствуют многочисленные примеры  мужества, умения, испытывая боль, не поддаваться ей, а действовать, руководствуясь глубоко нравственными мотивами. Снижение или полное устранение чувствительности к боли называется анальгезией. Она достигается с помощью анальгетиков (веществ, подавляющих болевые ощущения или снижающих чувствительность к боли), путём концентрации внимании я на объектах, не связанных с источником болевого воздействия (музыка, белый шум и т. д.), посредством внушения, самовнушения, гипноза, а также методами общего или точечного массажа, воздействием холода или тепла на определённые участки тела.  
 
 
 

Информация о работе Психические состояния человека