Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 21:17, реферат
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личнотстых не относятся такие особенности человека, которые генотипичетски или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношении к людям, в обществе
1. Введение.
2. Темперамент личности.
Определение темперамента
Учение о темпераменте
Основные свойства темперамента
3. Характер
Определение характера
Структура характера
Оценка характера
Черты характера и отношения личности
4.Способности.
Понятие о способностях
Природа способностей
5.Заключение
6. Список литературы.
Оценка
характера по силе. Сильными называют
характеры тех людей, чьи
Оценка характера по свойственным ему чертам:
волевые - самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость, упорство; эмоциональные - уравновешенность, порывистость, страстность, впечатлительность; интеллектуальность - глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др. Значение характера Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни. Человек с твердым и решительным характером может преодолеть любые препятствия и добиться осуществления поставленной цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь, свой труд.
Характер
имеет большое значение не
только для самой личности, но
и для общества. Жизнь и работа коллектива,
особенно настроение каждого человека,
определяются качествами характеров индивидов.
Случается так, что один человек с трудным
характером мешает жить всему коллективу.
Из-за такого человека в коллективе возникают
нередко конфликтные отношения, склоки,
которые отражаются на работе и жизнеощущениях
всех людей. Чтобы изучить характер, необходимы
длительные наблюдения в различных ситуациях.
Черты характера и отношения личности
Характер обнаруживает зависимость от общественных отношений, определяющих направленность личности человека.
Становление характера происходит в условиях включения личности в разные по уровню развития социальные группы (семья, дружеская компания, трудовой или учебный коллектив асоциальная ассоциация и т. д.). В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности в референтной для нее группе и какой уровень развития межличностных отношений в ней, у подростка, к примеру, могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твердость характера, в другом - скрытость, лживость, трусость, конформность, слабохарактерность. В коллективе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности развития и закрепление лучших черт характера. Этот процесс способствует оптимальной интеграции личности в группе.
Зная
характер человека, можно предвидеть,
как он будет вести себя при тех
или иных обстоятельствах, а следовательно,
и направлять поведение человека. Так,
лицо, которое распределяет ту или иную
работу (руководитель, педагог, и т. п.),
учитывает не только знания и умения, но
и характер исполнителя. Один, например,
упорен и трудолюбив, но несколько медлителен
и чрезмерно осторожен. Другой горяч, близко
к сердцу принимает интересы дела, но нетерпим
к мнениям, хотя бы немного отличающимся
от его собственного, и поэтому может быть
излишне резок и даже груб. Опираясь на
ценные свойства характера воспитуемого,
педагог стремится развивать и упрочить
их, а отрицательные – ослабить или хотя
бы компенсировать, возместив другими,
социально значимыми качествами.
Способности.
Понятие о способностях
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся. В противном случае оценка на экзамене, ответ у доски, удачно или не удачно выполненная контрольная работа позволили бы сделать окончательное заключение о способностях человека. Между тем данные психологических исследований и педагогического опыта свидетельствуют о том, что иногда человек, первоначально что-то неумевший и тем невыгодно отличавшийся от окружающих, в результате обучения начинает чрезвычайно быстро овладевать навыками и умениями и вскоре обгоняет всех на пути к мастерству. У него проявляются большие, чем у других, способности.
Способности
обнаруживаются не в знаниях, умениях
и навыках, как таковых, а в
динамике их приобретения, т.е. в том,
насколько при прочих равных условиях
быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется
процесс овладения знаниями и умениями,
существенно важными для данной деятельности.
Французский
философ-материалист, идеолог
Вторая
группа базируется на
представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.
Структура
совокупности психических качеств,
которая выступает как
Так, структура
математических способностей, по имеющимся
данным, включает ряд частных способностей:
способность к обобщению
Классификация способностей
Все спосо6ности человека можно классифицировать, исходя из их внутренней структуры. Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются: элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память); сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения как мышление, представление, воображение; например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т.п.; "демонические", связанные с физиологическими особенностями организма человека.
Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные Структура способностей
Способности
(профессиональные) , дающие возможность
достичь высоких результатов в определенной
деятельности, выбранной профессии; частные
- это способности человека в неосновном
для него виде деятельности. Связующим
звеном между способностями первой и второй
групп является особый вид способностей
- творческие. Творчество - деятельность,
порождающая нечто новое, никогда ранее
не существовавшее. Оно ориентировано
не на приспособление к сложившимся конкретно
социальным, логическим, психологическим
установлениям, стереотипам и т.п., а их
ломку, преобразования, нередко связанные
даже с риском. Творческие способности
человека проявляются в любой деятельности
- научной, художественной, производственной,
общественной, воинской. Уровни развития
способностей Исходя из определения видно,
что способности позволяют человеку заниматься
одним или несколькими видами деятельности.
В зависимости от сложности, многообразности
и общественной значимости деятельности
различают три уровня развития способностей.
Одаренность - благоприятное сочетание
способностей обеих групп, позволяющих
человеку успешно заниматься несколькими
видами деятельности. Например, академик
Л. Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку.
14-летним студентом университета он занимался
на двух факультетах: физико-математическом
и химическом. В 18 лет Ландау стал внештатным
аспирантом знаменитого Ленинградского
физико-технического института, несмотря
на то, что еще не имел университетского
диплома. Талант - совокупность способностей,
которые позволяют получать продукт деятельности,
отличающейся оригинальностью и новизной,
высоким совершенством и общественной
значимостью. Гениальность - высшая степень
одаренности, позволяющая человеку достичь
общественно значимых, имеющих революционное
значение результатов.
Заключение
Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способностей человека, особенно тех, в состав которых входят движения с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую очередь это способности, включающие в свой состав сложные и точные движения с непростой траекторией и неравномерным темпом. К ним также относятся способности, связанные с повышенной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, выносливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.
Характер
человека связан с его интересами, потребностями
и более всего проявляется в том, что для
человека значимо. Поэтому правильно судить
о характере можно, внимательно наблюдая
за тем, как он себя ведет в значимых жизненных
ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять
наиболее сильные и актуальные потребности.
Список
литературы:
1. Словарь по психологии; Ж. Лапланж, Ж. Б. Попталис; М.; Высшая школа; 1996
2. П.В. Алексеев, А.В. Панин «Философия» М.; 2003
3. А.М. Столяренко «Психология и педагогика» М.; 2004
4. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский «Психология» М.; 2001
5. Р.С. Немов «Психология»
М.; 2001
Информация о работе Психические своиства личности темперамент характер способности