Психический процесс-воля. Волевые качества личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:10, контрольная работа

Описание

Волю можно понимать по-разному. Во-первых, воля - общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. Здесь необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал, что «это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; ... желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей»

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 49.75 Кб (Скачать документ)

Учебная группа кт 4-7

Якимович Артем Сергеевич

Республика Беларусь Минск.ул.Притыцкого, дом 47,кв.168

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минский торговый колледж  Белкоопсоюза

 

 

 

 

 

 

Домашняя контрольная работа №1

По предмету «Основы психологии »

Учащегося 4 курса 

Якимович Артема Сергеевича

 

11.Психический процесс-воля. Волевые  качества личности .

Волю можно понимать по-разному. Во-первых, воля - общее, что побуждает  к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. Здесь необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал, что «это только половина истины сказать, что воля есть продукт  желания; ... желание никогда не проявится  в полную силу, кроме как совместно  с волей» Во-вторых, волю можно рассматривать  как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. «Воля - сознательная регуляция субъектом  своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели...».

 Такое понимание воли связано  с понятием самоконтроля, который,  в свою очередь, связан с  системой мотивов и целей. Воля  необходима для поддержания активности  субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком  ракурсе близко к понятию свободы  в экзистенциальной психологии  в том плане, что человек,  который «применяет» волю должен  как бы оторваться от сиюминутной  ситуации и либо обратиться  к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться  к воображению, логике и смоделировать  последствия предполагаемого действия.

В более общем понимании воля представлена у С.Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает в себя и первое и второе значение воли. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как  к мотиву, - это и есть волевые  действия». Данное определение позволяет  чётко ограничить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается  отрыв от сиюминутной ситуации в  виде наличия отношения к цели, её осознания.

Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и  мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно  полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер, в деятельности имеет место воля.

Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности.

Человек выполняет различные виды деятельностей (игровую, учебную, трудовую), включающие разнообразные действия: мыслительные, сенсорные, мнемические, моторные. Каждое из них определяется каким-то конкретным побуждением (влечением, желанием, страстью, убеждением, чувством долга и т.д.) или совокупностью  их. Не все эти побуждения отчетливо  сознаются человеком, а действия, им соответствующие, не одинаково контролируются сознанием. Так, мы говорим о непроизвольном и произвольном восприятии, непроизвольном и произвольном запоминании, непроизвольном и произвольном внимании. Мы также  отмечаем, что в состоянии аффекта  действия человека не контролируются его сознанием, хотя и здесь они  не беспричинны. Таким образом, все  действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и  произвольные.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все произвольные действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они производны от воли человека.

Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует значительных усилий (например, цель написать письмо знакомому, когда в жизни произошли  какие-то важные события и имеется  время для написания). Но, чаще всего, достижение цели связано с преодолением каких-то трудностей и препятствий. Такие действия называются подлинно волевыми.

Трудности и препятствия на пути к достижению цели бывают двух видов  — внешние и внутренние.

Под внешними препятствиями, которые преодолевает человек, подразумеваются объективные трудности самого дела, его сложность, всевозможные помехи, сопротивление других людей, тяжелые условия для работы и т.п.

Внутренние препятствия - это субъективные, личные побуждения, мешающие выполнять намеченное, когда человеку трудно заставить себя работать, преодолеть лень, усталость, желание заниматься чем-то другим, не имеющим отношения к задаче, которую надо выполнить. К внутренним препятствиям относятся вредные привычки, влечения, желания, от которых следует воздерживаться. Человек преодолевает их благодаря волевым усилиям.

«Большая воля, - писал А.С.Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить  себя отказаться от чего-то, когда это  нужно. Воля - это не просто желание  и его удовлетворение, а это  и желание, и остановка, и желание  и отказ одновременно».1

Вопрос о природе воли по-разному  решается в идеалистической и материалистической философии, определяя соответственно подходы к решению проблемы развития воли в психологии. Идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждают, что воля абсолютно свободна. Человек, по их мнению, может в любом случае поступать так, как ему заблагорассудится, не считаясь ни с чем.

Сторонники материалистического  подхода к природе воли подчеркивают закономерную зависимость человека от материальных условий его жизни, от причинно-следственных связей и  отношений, в которые он включен.

Таким образом:

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля — это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Воля — свойство человека, в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Преодоление препятствий и трудностей требует так называемого волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Признаки волевого акта:

  • Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Очень часто усилия направлены на то, чтобы преодолеть себя.
  • Обязательным компонентом является борьба мотивов. То есть самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям.
  • Наличие продуманного плана.
  • Усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. То есть отсутствует эмоциональное удовольствие, а не моральное удовлетворение.

Как и все психические явления, воля - одна из форм отражения. Отражаемым объектом в волевом процессе является цель деятельности в ее соотношении  с фактически выполняемой собственной  деятельностью, обеспечивающей достижение этой цели.

Подчеркивая социальную сущность воли и ее исключительное влияние на поведение, И.М.Сеченов писал: «Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся  только движением, - это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя  того или другого и часто наперекор  даже чувству самосохранения».2

Волевые качества личности принадлежат  к числу самых существенных. Во всем великом и героическом, что  делал человек, в величайших его  достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.

 

2. Волевые качества личности и их развитие

 

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние  и внутренние препятствия, человек  вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда. К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

Целеустремленность — это волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

Очень часто, когда говорят о  целеустремленности, используют такое  понятие, как настойчивость. Это понятие практически тождественно понятию целеустремленности и характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т.е. умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения. Таким образом, настойчивость — это волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней.

От настойчивости принято отличать упрямство. Упрямство чаще всего  выступает как отрицательное  качество человека. Упрямый человек  всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного  действия. Как правило, упрямый человек  в своей деятельности руководствуется  не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей  волей, поскольку он не умеет управлять  собой и своими желаниями.

Важной характеристикой воли является инициативность — волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Инициативность заключается в  способности предпринимать попытки  к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление  собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать  первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный  человек.

Самостоятельность — это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения; в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

Противоположным самостоятельности  качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

От самостоятельности следует  отличать негативизм. Негативизм проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Негативизм большинством психологов расценивается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью, и др. Очень часто безделье связывают с ленью. Именно лень является всеобъемлющей характеристикой качеств, противоположных по смыслу позитивным качествам воли.

Информация о работе Психический процесс-воля. Волевые качества личности