Автор работы: Виктория Иванова, 16 Августа 2010 в 09:04, курсовая работа
Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.
Значительный
вклад в дальнейшее развитие этой формы
мышления вносит совершенствование ориентировочно-
Успешность усвоения речи и понимания ее значительно возрастает, если наряду с собственно речевым общением ребенок имеет возможность активно манипулировать предметами, называемыми взрослым, самостоятельно изучать, исследовать их.
Активные действия детей с предметами возникают между 7 и 10 месяцами жизни. Примерно около года в деятельности исследовать предметы не только с помощью рук, но также и других предметов, употребляемых им в качестве орудий. Например, взяв в руки палочку, ребенок может прикасаться ею к другим предметам, воздействовать на них (толкать, двигать, переворачивать и тому подобное).
Появление и развитие звуковой стороны речи ребенка можно проследить следующим образом. Уже на втором месяце жизни у самих детей различаются звуки голоса, свидетельствующие об особенностях их внутренних состояний, например звуки удовольствия или неудовольствия. Начиная с третьего месяца жизни появляются смех и проявление радости, которые к концу первого полугодия приобретают довольно устойчивый характер.
С семи месяцев жизни в голосе ребенка выделяется интонация, связанная с обращением, просьбой. С десяти месяцев появляются голосовые признаки настойчивости. Интонационное структурирование речи происходит в течение первого года жизни и является доминирующим направлением в ее развитии. На основе интонационного структурирования возникает возможность невербального общения взрослого и ребенка еще до того, как ребенок практически начинает овладевать человеческой речью. Первые произносимые им звуки речи несут в себе значительные отпечатки эмоциональной экспрессии.
Рассмотрим теперь, как идет развитие познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка.
Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность, они только общаются со взрослыми, а в период бодрствования, находясь в одиночестве, изучают при помощи органов чувств свое ближайшее окружение. С помощью рук, отчасти ног, они манипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами, то есть вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии оказываются включенными в процесс решения практических сенсомоторных задач.
По мнению Дж. Брунера, ребенок младенческого возраста познает окружающий мир главным образом благодаря привычным действиям, с помощью которых он на этот мир практически воздействует. Со временем, как правило, уже за пределами младенческого возраста, мир оказывается представленным ребенку еще и в образах, сравнительно свободных от действий, а далее и в понятиях22.
Вплоть до конца первого года жизни узнавание объектов ребенком зависит не столько от характера самих этих объектов, сколько от того, какие действия они вызвали.В этом возрасте ребенок еще не способен четко дифференцировать образ предмета и реакцию на него.
Во втором полугодии жизни ребенка возникает тесная связь между восприятием и действием.
Первоначально действие ребенка совершается только при помощи рефлекторных движений органов чувств, например принимает форму «устремленного взгляда», обнаруживающегося в движениях глаз или ориентации головы.
Позднее появляются схватывание рукой, захватывание ртом, удерживание в руке и тому подобное.
Образовавшаяся
связь между восприятием и действием подготавливает
развитие интеллектуальных операций,
первыми элементарными проявлениями которых
выступают сенсомоторные действия ребенка,
направленные на поиск предметов и преодоление
различных препятствий, возникающих на
пути его продвижения.
2.1 Характеристика социальной ситуации развития и особенностей общения со взрослыми в младенческом возрасте.
Взрослый
организует жизнь ребенка, вызывает
и поддерживает его активность, наполняет
бодрствование малыша новыми впечатлениями.
Неразрывная связь ребенка и взрослого
сохраняется на протяжении всего первого
года жизни, поэтому социальную ситуацию
психического развития в младенчестве
Л.С. Выгодский назвал23 «Пра-мы».
Она характеризуется изначальной психической
общностью матери и ребенка, когда осознанию
своего отдельного «Я» предшествует переживание
слитности себя и другого. Во-первых, младенец
не осознает своего существования, своей
деятельности, своей личности, не выделяет
своего тела из окружающего предметного
мира. Так, он рассматривает свои ручки
и ножки как посторонние предметы, а не
части собственного тела. Во-вторых, для
младенца социальная и предметная ситуации,
отношения к человеку и предмету еще не
расчленены. Предмет по мере отдаления
от ребенка теряет для него свою привлекательную
силу, но эта сила вновь появляется, как
только рядом с предметом в одном оптическом
поле оказывается взрослый. В данном случае
ребенок еще не понимает, что он может
обратиться к взрослому за помощью в овладении
предметом. Эти факты свидетельствуют
о том, что с момента рождения ребенок
живет во внутренней общности с другими
людьми и именно через них воспринимает
и познает окружающий мир, а взрослый является
центром всякой ситуации взаимодействия
с ребенком.
2.2
Структура и динамика
ведущей деятельности
в младенческом возрасте
Ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выживание и направление активности по отношению к внешнему миру. Поскольку ребенок не может самостоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование, взрослый создает возможности для изменения положения и передвижения младенца в пространстве, захватывания тех или иных предметов24.
Младенец к тому же не имеет средств воздействия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик.
Противоречие этой ситуации развития состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоциональные реакции. В результате такого поведения взрослого у ребенка появляется первая социальная потребность – потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой возникновение первой деятельности ребенка – деятельности общения, где предметом становится другой человек. Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку. Младенец сам начинает воздействовать на взрослого, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.
Общение
носит ситуативный и
Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.
Период
младенчества делится на два этапа
развития. Первый – от рождения до 5-6
мес. – характеризуется становлением
ситуативно-личностного
Переход
ко второму этапу связан с развитием
хватания, установлением зрительно-
Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуация взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность – предметная, сначала манипулирование предметами, а затем и освоение их функции25.
В
возрасте от 9 до 12 месяцев активность
малыша значительно возрастает, он
становится чрезвычайно любознательным
благодаря освоению самостоятельного
передвижения в пространстве – ходьбы.
Речь развивается в двух направлениях:
совершенствуется понимание речи взрослых
и возникает собственная активная речь
– первые слова в конце года. Теперь с
помощью речи взрослый может воздействовать
на младенца, поощряя и ограничивая его
поведение.
2.3
Основные новообразования
младенческого возраста.
Кризис одного года.
В жизнь ребенка входят первые нравственные формы и первые запреты. С появлением активной речи наступает новая фаза в развитии ситуативно-делового общения. Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. Увеличивается количество действий, выполняемых с одним предметом, действия приобретают все большую целенаправленность. Происходит освоение не только физических свойств предметов, но и их назначения, простейших предметных действий, а затем орудийных, что говорит о начале развития предметной деятельности, характерной для следующего этапа – раннего детства. Расширяется диапазон эмоциональных переживаний и их мимических форм выражения, а также круг событий и объектов, вызывающих эти переживания. Закладываются предпосылки для общения со сверстниками. К концу первого года у младенца обогащается и детализируется образ себя: он переживает свою значимость для других и свою активность в мире предметов. Ребенок отделяет себя от взрослого и пытается действовать самостоятельно.
В конце года в поведении ребенка начинают появляться негативные симптомы – упрямство, настырность, обидчивость, капризность, агрессивность, трудновоспитуемость26.
За аффективным поведением стоят назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами, а также прежними отношениями со взрослыми. Эти противоречия свидетельствуют о возникновении кризиса одного года, который может протекать бурно или относительно спокойно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и условий его воспитания.
С одной стороны, ребенок стремится к эмансипации от взрослого, но с другой - он не владеет способами действия с предметами. Поэтому он обращается за помощью к взрослому, т.е. возникает необходимость более интенсивного общения со взрослым, сотрудничества с ним, направленного на усвоение назначения предметов и общественно выработанных способов обращения с ними. Возникновение новых, предметно опосредованных отношений ребенка со взрослыми требует новых средств – речевых. Первые слова автономной речи младенцев выполняют функцию указательных жестов, но не собственно общения. Они связаны с наглядной ситуацией и не содержат истинного значения, свойственного речи взрослых. Поэтому автономная речь как новообразование кризисного периода исчезает, уступая место социальной речи взрослых 27(Л.С.Выгодский).
Появление первых слов для обозначения, указания на предметы и ситуации говорит о зарождении первых чувственных обобщений. Хотя в сознании ребенка доминирует восприятие, аффективно заряженные образы и представления памяти начинают перестраивать структуру сознания и поведения ребенка. Несмотря на ситуативность ребенка, его поведение может управляться теперь не только находящимися в его поле восприятия раздражителями, но и этими образами и представлениями – мотивирующими представлениями28.
Стремление
ребенка к самостоятельности
не всегда поощряется, а часто ограничивается
взрослыми, хотя бы по той причине, что
существуют предметы, опасные для жизни
малыша. Возникновение первых запретов
и ограничений приводит к возникновению
собственного стремления ребенка как
такового29. Теперь он начинает чувствовать
собственный аффект, обнаруживать собственное
желание. В этот период ходьба как способ
передвижения становится чрезвычайно
привлекательной, поскольку позволяет
достичь желаемого, а речь – средством
удержания стремления и его реализации.
Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно из этих зачатков, как писал Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции человека.
Уже с первых дней рождения ребенок является не просто «реагирующим аппаратом», но существом, обладающим хотя и очень диффузной, но все же своей индивидуальной психической жизнью. У него имеются первичные потребности (в еде, тепле, движении), потребности, связанные с фундаментальным развитием мозга (например, потребность в новых впечатлениях), и, наконец, социальные потребности, появляющиеся и развивающиеся в течение первого года жизни: потребность в другом человеке, в общении с ним, в его внимании и поддержке. Эти потребности в дальнейшем становятся важнейшими для нравственного формирования ребенка.
Признание указанных потребностей требует признания у младенца и соответствующих аффективных переживаний. Неудовлетворение какой-либо из них вызывает у ребенка отрицательные переживания, выражающиеся в беспокойстве, крике, а их удовлетворение - радость, повышение общего жизненного тонуса, усиление познавательной и двигательной активности (например, так называемый комплекс оживления) и так далее.