Психическое развитие младенцев

Автор работы: Виктория Иванова, 16 Августа 2010 в 09:04, курсовая работа

Описание

Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.

Работа состоит из  1 файл

психическое развитие младенцев.doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

     Следовательно, содержание психической жизни детей первого года жизни характеризуются сначала аффективно окрашенными ощущениями, а затем глобально аффективно переживаемыми впечатлениями. Иначе говоря, в сознании младенца в первую очередь представлены эмоциональные компоненты, связанные с непосредственно воспринимаемыми им воздействиями. Тот факт, что самыми злементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетворения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная сигнализация об этом. Переживание представляет собой средство такой ориентации. Однако на протяжении года сознание младенца развивается: в нем выделяются отдельные психические функции, появляются первые чувственные обобщения, он начинает употреблять элементы слов для обозначения предметов.

     В связи с этим потребности младенца все больше и больше начинают воплощаться («кристаллизироваться») в предметах окружающей действительности. В результате этого сами предметы приобретают побудительную силу. Поэтому, попадая в поле восприятия ребенка, они актуализируют его потребности, находившиеся до этого в потенциальном состоянии, и тем самым побуждают активность ребенка в направлении, соответствующем данной ситуации. Это и определяет ситуативность детей первого года жизни, поведение которых полностью управляется попадающими в поле их восприятия раздражителями.

     Таким образом, и это надо особенно подчеркнуть, у детей первого года жизни нет равнодушного отношения к окружающим предметам.  Они воспринимают лишь те, которые имеют для них смысл, отвечают их потребностям.

     Беспомощность младенца и отсутствие у него внеситуативных (внутренних, но не органических) побуждений определяют и поведение взрослых по отношению к детям этого возраста. Они навязывают им свою волю, выполняя положенный режим сна, питания, прогулок. У годовалых детей, как правило, не спрашивают, хотят ли они гулять, спать, есть. 

 

      Список литературы

 
 
  1. Абрамова   Г.С.Возрастная психология  М., 2007 . 
  2. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные психологические произведения, М., 2005.
  3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. –М., 2005, 318 с.
  4. Бертин А. Возможности развития. МНПО «Жизнь» 2008, 29 с.
  5. Брунер Дж. Психология познания, М., 2007.
  6. Валлон А. Психическое развитие ребенка, М., 2004.
  7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.-Л., 2005.
  8. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. -М., 2009 г.
  9. Кулагина И.Ю., Колюцкий  В.Н.  Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М., 2008.
  10. Лисина М.И.Проблемы онтогенеза общения. –М., 2006.
  11. Лич П. Младенец и ребенок. –М., 2004.
  12. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. Учебник. М.: Гардарики, 2001.
  13. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Уч. для студентов  пед.вузов. – М.: Гуманит.изд.центр «ВЛАДОС», 2008.
  14. Мухина В. С. Возрастная психология: феномены развития, детство, отрочество. – 9-е издание. М.: Академия, 2004.
  15. Немов Р.С. Психология. - М., 2005. 492 с.
  16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.,2006. 351 с.
  17. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 2009.
  18. Роберт Кайл Детская психология:    Тайны психики ребенка (серия Психологическая энциклопедия). - СПб.: 2002
  19. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических вузов. – М.:  Школа-Пресс, 2007. – 384 с.
  20. Суботский Е.В. Ребенок открывает мир. –М., 2001. 206 с.
  21. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студентов. – 6-е изд.,  перераб. и доп. – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 368 с.
  22. Роберт Кайл Детская психология: Тайны психики ребенка ( серия Психологическая энциклопедия). - СПб.: 2002
  23. Серебрякова Н. В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. СПб: КАРО, 2005.
  24. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., Станиздат, 2008.

Информация о работе Психическое развитие младенцев