Психика и организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:51, реферат

Описание

В повседневной жизни мы очень часто убеждаемся в взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Существуют много наблюдений влияния психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию научился приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.

Содержание

Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.
Соотнесите психологические понятия и их определения:
Сознание;
Самосознание;
Бессознательное;
Высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.
Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдаёт отчёта.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по психологии.docx

— 33.93 Кб (Скачать документ)

Тема: Психика и организм.

План.

  1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
  2. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.
  3. Соотнесите психологические понятия и их определения:
    1. Сознание;
    1. Самосознание;
    2. Бессознательное;
  1. Высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.
  1. Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдаёт отчёта.
  2. Высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В повседневной жизни мы очень часто  убеждаемся в взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Существуют много наблюдений влияния психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию научился приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма,  состояний тела огромны.Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.

У тибетских йогов  в ходе их тренировок имеются упражнения по выработке "психического" тепла. Начинающий йог, освоивший это упражнение в совершенстве, признается достойным  носить белую хлопчатобумажную рубашку  или мантию. Для того чтобы достичь  этой ступени признания, необходим  продолжительный подготовительный период. Вначале йог приучает себя к минимуму одежды и избегает использовать огонь для согревания собственного тела. В уединенном месте он занимается специальными упражнениями, усиливающими теплопродукцию организма. После того как он усвоит эти упражнения, йог  приобретает способность переносить без каких-либо неудобств значительный холод, будучи одетым в одну лишь хлопчатобумажную рубашку. Подготовленные ученики подвергаются специальным испытаниям. Во льду, покрывающем  водоем, пробивается лунка, в которой  намачиваются специальные покрывала. Каждый испытуемый заворачивается в  одно из них и принимается сушить его теплом собственного тела. Как  только покрывало становится сухим, его снова намачивают и снова  покрывают им тело йога. Тот, кто  до рассвета высушит наибольшее количество покрывал, считается победителем  в подобном соревновании. Данный пример иногда вызывает недоверие, однако достаточно вспомнить традиционные увлечения наших русских "моржей", как недоверие рассеивается.

Мозг человека является сложнейшим органом , прошедший длинный путь эволюции. Учёные давно стремятся к разгадке нашего мозга. В нашей стране существует Институт мозга, который был создан В.М. Бахтеревым. Но деятельность нашего мозга и сейчас не до конца изучена.

 

  1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.

Психика- это способность  мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ  объективного мира.

На этой основе собственное  поведение и деятельность  можно  регулировать. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного.

Активная деятельность- важнейшее условие развития психики т.е. её совершенствование, усложнение и углубление.

1Главная функция психики заключается в организации и осуществлении оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида с учётом своих возможностей  и особенностей окружающей среды.

Психика человека включает всё что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то как с помощью каких средств это делает.

Психика даёт возможность  не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она  позволяет предвидеть, предугадывать, то что будет в дальнейшем.

Психика имеет индивидуальный характер, она у каждого своя. Психические особенности образуют индивидуальность и все преломляются через индивидуальные особенности.

Психика человека представляет собой сложную систему, состоящую  из отдельных подсистем, её элементы иерархически организованны и очень  изменчивы. Основным свойством психики  является её системность, целостность  и нерасчленённость.

Психика как система  обладает определённой организацией. В ней выделяют психические свойства, психические процессы и психические  состояния.

1Психические процессы- это понятие означает , что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определённые результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.

К психическим процессам  относятся когнитивные, мотивационные  и эмоциональные процессы.

  1. Когнитивные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя такие процессы как, ощущение и восприятие, процессы памяти и воображения, процесс мышления.
  2. Мотивационные процессы обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность. Основным компонентом этого процесса является потребность. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходит целеполагание и принятие решений.
  3. Эмоциональные процессы отображают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в формах субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

1Психические состояния- бодрость или подавленность, работоспособности или усталость, спокойствие и раздражительность и т.п.

Психические состояния  характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчёркивая  относительное постоянство психического явления во времени

1 Психические свойства личности- её общая направленность на те или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.

Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и  биологических факторов, опыта.

2Психика человека- качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности , которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.

В настоящее время существует несколько подходов к пониманию природы психики человека.

  1. Материалистический подход  основывающийся на эмоциональной теории и признании решающей роли трудовой деятельности в формировании человека.
  2. Трансперсональный подход, ассимилирующий достижения современной психики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий.
  3. Подход, исходящий из признания духовной основы психики.

Далеко не все  процессы происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемостипсихических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание.

 

  1. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком  действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира.

3В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной. Наличие  у человека рефлексивной способности является основанием  для существования и развития психологии, ибо без неё психические явления были бы закрыты для познания.

4Рефлексивная способность- готовность сознания к познанию других психических явлений.

Психологическая характеристика сознания включает:

  • Ощущение себя познающим субъектом;
  • Способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность;
  • Способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;
  • Способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Главная характеристика сознания является его способность  к коммуникации, т.е. передачи другим людям того, что осознает данный  человек с помощью языка  и других знаковых систем.

Сознание включает в себя несколько слоёв. В работах отечественного психолога В.П. Зинченко выделились два уровня сознания: бытийное и  рефлексивное.

Первый исходный уровень  – бытийное сознание или экзистенциальное,- включает в себя:

  • Биодинамические свойства движений, опыт действий;
  • Чувственные образы.

На бытийном уровне сознание решаются очень сложные задачи, поскольку  для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться  в образ мира , что обеспечивает бытийный слой сознания.

Второй уровень сознания- рефлексивное- включает в себя:

  • Значение;
  • Смысл.

Значение- содержание общественного  сознания, усваиваемое человеком.

Смысл- субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для  личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов.

4Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным. Сигналы внешней и внутренней среды попадают в зону сознания, они используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном и бессознательном уровне.

Бессознательное- совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

  1. Бессознательные ощущения- это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
  2. Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве знакомости, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.
  3. Бессознательная память- это память, которая связана с долговременной памятью, управляющий на бессознательном уровне мышлением, воображением, вниманием человека в данный момент времени. Бессознательной является и генетическая память.
  4. Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.
  5. Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.
  6. Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков.
  7. Бессознательное в личности человека- это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

5Индивидуальное сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом. Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего можно сравнить с ориентировкой в пространстве.

Сознание гораздо менее  устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным  и подсознанием. Бессознательное  и предсознание играет в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль , чем кажется на первый взгляд.

3. Соотнесите психологические  понятия и их определения:

      1. Сознание;
      2. Самосознание;
      3. Бессознательное;
  1. Высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.
  1. Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдаёт отчёта.
  2. Высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.

Сознание- высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.

Человек в течении своей жизни постоянно имеет дело с сознанием.  Другого способа контакта с окружающей действительностью не существует. Человек может оценить реальность только в таком виде, в каком она дана ему в его сознании.

6Сознание играет очень важную роль – в управлении данными и определении результатов, которые будут производиться. Всякий раз, когда информация доходит до нашего сознания посредством наших пяти чувств, зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, в работу вступает наше сознание. Оно контролирует все добровольные мышцы, различает добро и зло, мудрость и глупость, и даже формирует систему убеждений, основанную на проанализированной информации. Кроме того среди его функций – планирование и выполнение задач в нашей повседневной жизни. Мы можем заставить его активно работать или плыть куда попало. Сознание работает в соответствии с нашими целенаправленными усилиями.

Подобно стражу у ворот, сознание выбирает и обрабатывает информацию, далее отправляя её в подсознание, которое будет старательно работать в соответствии с поступившей  информацией. Крайне важно, чтобы сознание знало ясно, чего оно хочет, потому как приказы, отданные подсознанию, будут выполнены с военной  точностью. Если сознание полно страха и беспокойства, слабости и нерешительности, вся армия будет бороться и  выигрывать ошибочные войны, принося  несчастья и страдания. Поэтому  следует держать мысли на том, чего вы хотите, ограждая их от страха, беспокойств и недостатков.

Информация о работе Психика и организм