Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:51, реферат
В повседневной жизни мы очень часто убеждаемся в взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Существуют много наблюдений влияния психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию научился приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.
Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.
Соотнесите психологические понятия и их определения:
Сознание;
Самосознание;
Бессознательное;
Высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.
Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдаёт отчёта.
Тема: Психика и организм.
План.
Введение.
В повседневной жизни мы очень часто убеждаемся в взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Существуют много наблюдений влияния психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию научился приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.
У тибетских йогов
в ходе их тренировок имеются упражнения
по выработке "психического" тепла.
Начинающий йог, освоивший это упражнение
в совершенстве, признается достойным
носить белую хлопчатобумажную рубашку
или мантию. Для того чтобы достичь
этой ступени признания, необходим
продолжительный
Мозг человека является сложнейшим органом , прошедший длинный путь эволюции. Учёные давно стремятся к разгадке нашего мозга. В нашей стране существует Институт мозга, который был создан В.М. Бахтеревым. Но деятельность нашего мозга и сейчас не до конца изучена.
Психика- это способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира.
На этой основе собственное поведение и деятельность можно регулировать. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного.
Активная деятельность- важнейшее условие развития психики т.е. её совершенствование, усложнение и углубление.
1Главная функция психики заключается в организации и осуществлении оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида с учётом своих возможностей и особенностей окружающей среды.
Психика человека включает всё что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то как с помощью каких средств это делает.
Психика даёт возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать, то что будет в дальнейшем.
Психика имеет индивидуальный
характер, она у каждого своя.
Психические особенности
Психика человека представляет собой сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, её элементы иерархически организованны и очень изменчивы. Основным свойством психики является её системность, целостность и нерасчленённость.
Психика как система обладает определённой организацией. В ней выделяют психические свойства, психические процессы и психические состояния.
1Психические процессы- это понятие означает , что современная психология рассматривает психические явления не как что-то изначально данное в готовом виде, а как нечто формирующееся, развивающееся, как динамичный процесс, порождающий определённые результаты в виде образов, чувств, мыслей и т.п.
К психическим процессам относятся когнитивные, мотивационные и эмоциональные процессы.
1Психические состояния- бодрость или подавленность, работоспособности или усталость, спокойствие и раздражительность и т.п.
Психические состояния
характеризуют статический
1 Психические свойства личности- её общая направленность на те или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.
Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта.
2Психика человека- качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности , которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека.
В настоящее время существует несколько подходов к пониманию природы психики человека.
Далеко не все процессы происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у человека есть бессознательное. В структуре психики человека с точки зрения осознаваемостипсихических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, в результате чего достигается познание и преобразование окружающего мира.
3В истории психологии проблема сознания является труднейшей и наименее разработанной. Наличие у человека рефлексивной способности является основанием для существования и развития психологии, ибо без неё психические явления были бы закрыты для познания.
4Рефлексивная способность- готовность сознания к познанию других психических явлений.
Психологическая характеристика сознания включает:
Главная характеристика сознания является его способность к коммуникации, т.е. передачи другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.
Сознание включает в себя несколько слоёв. В работах отечественного психолога В.П. Зинченко выделились два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.
Первый исходный уровень – бытийное сознание или экзистенциальное,- включает в себя:
На бытийном уровне сознание решаются очень сложные задачи, поскольку для эффективного поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной программы движений. Образ действия должен вписываться в образ мира , что обеспечивает бытийный слой сознания.
Второй уровень сознания- рефлексивное- включает в себя:
Значение- содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.
Смысл- субъективное понимание человеком ситуации, информации и отношение к ним.
Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значение того или иного предмета, явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформации значений и смыслов.
4Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным. Сигналы внешней и внутренней среды попадают в зону сознания, они используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном и бессознательном уровне.
Бессознательное- совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.
5Индивидуальное сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом. Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего можно сравнить с ориентировкой в пространстве.
Сознание гораздо менее
устойчиво к воздействию
3. Соотнесите психологические понятия и их определения:
Сознание- высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.
Человек в течении своей жизни постоянно имеет дело с сознанием. Другого способа контакта с окружающей действительностью не существует. Человек может оценить реальность только в таком виде, в каком она дана ему в его сознании.
6Сознание играет очень важную роль – в управлении данными и определении результатов, которые будут производиться. Всякий раз, когда информация доходит до нашего сознания посредством наших пяти чувств, зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, в работу вступает наше сознание. Оно контролирует все добровольные мышцы, различает добро и зло, мудрость и глупость, и даже формирует систему убеждений, основанную на проанализированной информации. Кроме того среди его функций – планирование и выполнение задач в нашей повседневной жизни. Мы можем заставить его активно работать или плыть куда попало. Сознание работает в соответствии с нашими целенаправленными усилиями.
Подобно стражу у ворот, сознание
выбирает и обрабатывает информацию,
далее отправляя её в подсознание,
которое будет старательно