Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 18:51, реферат
В повседневной жизни мы очень часто убеждаемся в взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Существуют много наблюдений влияния психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию научился приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.Приведем некоторые примеры, иллюстрирующие широкий диапазон приспособительных и продуктивных возможностей нервной системы человека и его психики в регуляции состояний организма.
Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.
Соотнесите психологические понятия и их определения:
Сознание;
Самосознание;
Бессознательное;
Высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.
Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдаёт отчёта.
Существует три функции сознания. Первая и важнейшая функция- познавательная, которая реализуется в приобретении и накоплении знаний о природе, обществе и самом человеке. Вторая, тесно связанная с первой, - творчески конструктивная, проявляющаяся в опережающем отражении, в мысленном моделировании будущего и в целенаправленном преобразовании на этой основе действительности, в создании, в частности, предметных форм, не существующих в природе. Природа не строит самолетов, не печет хлебы, не пишет романы. Все это продукты человеческого разума и человеческих рук. Эту функцию в философии часто называют воображение. Способность к воображению – один из наиболее мощных механизмов человеческой активности. Третья функция - регулятивно управленческая, обеспечивающая разумное регулирование и самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром. Наконец, четвертая функция - прогностическая. Человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их. Можно еще указать систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше. Все сказанное ранее позволяет нам дать общую характеристику сознания.
Самосознание- высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.
Самосознание включает в себя три компонента:
Всё начинается с самопознания- продуктом которого является знание индивида о себе. На этой основе формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе, т.е. возникает второй компонент самосознания- самооценка. Именно она даёт толчок к образованию, последнего компонента,- саморегулирования.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Бессознательное- совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдаёт отчёта.
На сегодняшний день много разных ученых исследуют значение бессознательного в жизни человека. Уже давно было установлено, что все поступки, эмоции, переживания и волнения берут свое начало именно с этой части сознания, влияя на простые и сложные решения абсолютно всех людей. Психологи сравнивают бессознательное со своеобразной кладовкой жизненного опыта, которая ежедневно принимает непосредственную роль в жизни. Так, человека могут постоянно преследовать неудачи в любви или на работе только оттого, что далеко в подсознании он боится стать счастливым или же страдает от горького разочарования предыдущих отношений. Кому-то может казаться, что ошибки прошлыхлет давно забыты и пройдены, но гипноз либо же обычный анализ сновидений показывает, что ничто не забыто. Более того, именно то, что человек долго и упорно старается выдворить со своей головы, чаще всего и оказывается в архиве бессознательного, мешая продвигаться вперед в конкретной области жизни. Иными словами, содержание и эмоциональная полярность бессознательного – это то направление, которым каждый человек ежедневно следует, причем чаще всего независимо от собственного желания.
Бессознательное таит в себе намного больше информации, воспоминаний и переживаний, чем видимая сторона сознания каждого человека. И хотя получить доступ ко всему этому жизненному архиву непросто, но тот, у кого это все же получится, навсегда забудет о неудачахна любом поприще собственного существования.
Литература:
1стр. 34 «Основы психологии: Учебное пособие»/ Э.В. Островский/2012г.
2стр.35 «Психология и педагогика»/ Э.В. Островский/ 2006г.
3стр.43 «Психология и педагогика»/Э.В. Островский/2006г.
4стр.44 «Психология и педагогика»/ Э.В. Островский / 2006г.
4стр.49 «Психология и педагогика»/ Э.В. Островский/ 2006г.
5стр.48 «Психология и педагогика»/ Э.В. Островский/ 2006г.
6wiki.vgipu.ru Результаты исследований студентов в проекте Сознание человека в психологии.