Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:10, реферат
Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности.
Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории.
Введение…………………………………………………………………...3
Психоаналитическая теория 3игмунда Фрейда…………………………5
Стадии развития личности по Зигмунду Фрейду……………………....9
Фрейдизм и неофрейдизм……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………….15
Список используемой литературы...........................................................17
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Психоаналитическая теория 3игмунда Фрейда…………………………5
Введение
Личность Зигмунда Фрейда (1856 - 1936) – австрийского врача и психолога, основоположника психоанализа – стала легендой. Он окончил медицинский факультет Венского университета, в 1876-1882 годах работал в Венском физиологическом институте, где познакомился с взглядами школы Г. Гельмгольца, энергетические идеи которого Фрейд позднее перенес в психологию. В 1885-1886 годах работал в клинике Сальпетриер (Париж) у Ж. Шарко. Был удостоен степени доктора медицины в 1881г. С 1902 года профессор Венского университета. В 1908 вместе с Э. Блейлером и К.Г. Юнгом основал "Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований", а в 1910 – международную психоаналитическую ассоциацию, за что был удостоен литературной премии им. Гёте в 1930 году. После захвата Австрии фашистской Германией (1938г.) эмигрировал в Великобританию.
Ранние труды Фрейда посвящены локализации мозговых функций и другим проблемам физиологии и анатомии головного мозга, афазиям (греч. aphasia, от а - отрицательная частица и phasis - высказывание) - расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли вследствие поражения определённых зон коры головного мозга (1891), детскому параличу (1891-1897г.г.). В 1884 году одним из первых обнаружил болеутоляющее действие кокаина, что стимулировало развитие учения о местном обезболивании. Под влиянием французской школы психотерапии (Шарко, Бернхейм) с начала 90-х годов занимался проблемами неврозов (особенно истерии) как заболеваний, при которых не обнаруживают органического субстрата, а также психотерапевтическими методами лечения и их психологическими основами. Вместе с Й. Брёйером изучал психические механизмы истерии и предложил катартический психотерапевтический метод – отреагирование, основанное на выявлении в состоянии гипноза бессознательных переживаний травмирующего характера.
Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга ”Толкование сновидений”, в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге “Психопатология обыденной жизни”. Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. В то же время Фрейд становится все более догматичным в своих взглядах, не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые его учениками.
О том, что мыслью Фрейда правила общая логика преобразования научного знания о психике, говорит сопоставление пути, следуя которому он пришел к концепции бессознательной психики, с путями творчества других натуралистов. Отвергая альтернативу — либо физиология, либо психология сознания, они открывали особые психодетерминанты, не идентичные ни нейродетерминантам, ни лишенным реального причинного значения феноменам сознания, понятого как замкнутое бестелесное “поле” субъекта. В этом общем прогрессе научного познания психики важная роль наряду с Гельмгольцем, Дарвином, Сеченовым принадлежит Фрейду.
Во введении в научный оборот различных гипотез, моделей и понятий, охватывающих огромную неизведанную область неосознаваемой психической жизни, и состоит заслуга Фрейда. В своих исследованиях Фрейд разработал ряд понятий, запечатлевших реальное своеобразие психики и потому прочно вошедших в арсенал современного научного знания о ней. К ним относятся, в частности, понятия о защитных механизмах, фрустрации, идентификации, вытеснении, фиксации, регрессии, свободных ассоциациях, силе Я и др.
Фрейд выдвинул на первый план жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей, — о сложности внутреннего мира человека, об испытываемых им душевных конфликтах, о последствиях неудовлетворенных влечений, о противоречиях между “желаемым” и “должным”. Жизненность и практическая важность этих вопросов выгодно контрастировали с абстрактностью и сухостью академической, “университетской” психологии. Это и обусловило тот огромный резонанс, который получило учение Фрейда как в самой психологии, так и далеко за ее пределами.
Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности.
Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансферт. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование, которое пациент некритично понимает.
Психоаналитическая теория 3игмунда Фрейда
Разработанная Зигмундом Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном.
Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.
Почти за 45 лет активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:
1. Первую развернутую теорию личности.
2. Обширную систему клинических наблюдений.
3. Оригинальный метод лечения невротических расстройств.
4. Метод исследования тех психических процессов, которые почти невозможно изучить какими либо другими средствами.
Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.
Термин “психоанализ” имеет три значения:
− Теория личности и психопатологии
− Метод терапии личностных расстройств
− Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума
Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все представления о поведении человека, но за этим лежит небольшое число исходных концепций и принципов. Рассмотрим сначала взгляды Фрейда на организацию психики, на так называемую “топографическую модель”.
Согласно этой модель в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.
Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.
Область предсознательного, область “доступной памяти”, включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.
Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.
Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни
В начале 20-х годов теория личности Фрейда находит свое завершение в том, в каком она получила распространение и стала основой для более поздних последователей психоанализа. Пространство психики стало иметь иной уровень классификации: «Я», «Сверх-Я» и «Оно».
Сознательное «Я» (Ego) - компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений, Ego в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом, “ исполнительным органом” личности, областью протекания интеллектуальных процессов решения проблем. Сознательное «Я» (Ego) является как бы полем борьбы двух сил: «Оно» (id) – исходящего из биологической сферы влечений и «Сверх-Я» (Super Ego) – установкой общества. К содержанию «Оно» (id) относиться заданное конституцией, унаследованное, врожденные аспекты личности, такие как сон, еда, дефекация, копуляция и наполняет наше поведение энергией, «происходящее в первую очередь из телесной организации влечений». Являясь исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, ид, в чистом его проявлении, может представлять опасность для индивидуума и общества. Также «Оно» (id) играет роль посредника между соматическими и психическими процессами. Фрейд также описал два процесса, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей.
В «Сверх-Я» как бы конденсируется зависимость ребенка от родителей – их требования, запреты семьи, воспитателей, установление социума и народных традиций. “Роль, которую позднее берет на себя Сверх-Я, исполняется сначала внешней силой, родительским авторитетом…Сверх-Я, которое, таким образом, берет на себя власть, работу и даже методы родительской инстанции, является не только ее преемником, но и действительно законным прямым наследником” (Фрейд З. Лекции по психоанализу). «Сверх-Я» подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.
Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект «Сверх-Я» – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.
«Сверх-Я» считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. «Сверх-Я» направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.
Отсюда для «Я» (Ego) опасны и «Сверх-Я» (механизмы подчинения индивида обществу) и импульсы «Оно» (id). Сознательное «Я» переживает свое настоящее под углом зрения собственного будущего. Но переживает в зависимости от собственного прошлого и – от заданных обществом прошлых координат видения реальности. Следовательно, чтобы понять нынешние трудности во внутренней жизни индивида, надо вернуться от его настоящего к ранним этапам детства, к ранним этапам человеческой культуры, сформировавшей сегодняшние невротические институты, верования, традиции. Иначе говоря: смысл сегодняшних событий заключен в далеком прошлом.
От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, «Я» (Ego) спасается с помощью специальных "защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Защитные механизмы помогают предотвратить клинических последствий конфликта (сознательное и бессознательное). Психологическая защита выступает как средство разрешения конфликта между сознательным и бессознательным. Механизмы и варианты психологической защиты определяются, как глубоко индивидуальная характеристика личности, обуславливающая общий уровень адаптации. Человек с раннего детства переживает различные конфликты: между внешним и внутренним, где он пытается найти баланс.
Проекция - представляет собой процесс, посредством которого индивидуум приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям. Проекцией объясняется социальные предрассудки и феномен “козла отпущения”, поскольку этнические и расовые стереотипы представляют собой удобную мишень для ее проявления.
Информация о работе Психоаналитическая теория 3игмунда Фрейда