Психоаналитическая теория 3игмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:10, реферат

Описание

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности.
Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод — психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Психоаналитическая теория 3игмунда Фрейда…………………………5
Стадии развития личности по Зигмунду Фрейду……………………....9
Фрейдизм и неофрейдизм……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………….15
Список используемой литературы...........................................................17

Работа состоит из  1 файл

З.Фрейд (реферат).doc

— 142.00 Кб (Скачать документ)

Влияние фрейдизма особенно проявилось в социальной психологии, этнографии, литературоведении и художественной критике. Наряду с этим воздействие фрейдизма сказалось в теории и практике различных художественных модернистских течений (сюрреализм, претендовавший на расширение сферы искусства через привлечение бессознательного).

В конце 1930-х гг. возник неофрейдизм, который стремится превратить фрейдизм в чисто социологическую и культурологическую доктрину, порывая при этом с концепцией бессознательного и с биологическими предпосылками учения Фрейда. Неофрейдизм, направление в современной философии и психологии, получившее распространение главным образом в США. Термин «неофрейдизм» возник для обозначения течений, выделившихся к концу 1930-х годах из ортодоксального фрейдизма (К.Хорни, Г.С.Салливан, Э.Фромм и др.). Неофрейдизм сформировался в процессе соединения психоанализа с американскими социологическими и этнологическими теориями (в частности, школой культур антропологии). Исходным положением неофрейдизма явился так называемый принцип социального (Фромм) или культурного (А. Кардинер) детерминизма, который, в отличие от биологизма Зигмунда Фрейда, исходит из решающей роли среды в формировании личности. Центр тяжести психоанализа переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения; отклоняется учение о либидо и сублимации. Вместе с этим неофрейдизм вообще отказывается от монистической концепции человека, приходит к отрицанию диалектических взаимоотношений между природой и культурой, средой и индивидом (по Фромму, собственно человеческое начинается там, где оканчивается природа). Психические нормы истолковываются как приспособление личности к социальной среде, а всякое нарушение «социальной идентичности» трактуется как патология. Однако если неофрейдизм «социологизирует» психологию, то сами социальные явления при этом «психологизируются». Неофрейдизм отрицает объективные социальные закономерности, которые не являются законами психологии. Отвергая представления психоанализа о внутрипсихической структуре, неофрейдисты заменяют их учением о защитных формах поведения в духе бихевиоризма. Неофрейдисты или вообще отрицает роль бессознательного, или же рассматривает его как связующее звено между социальными и психическими структурами («социальное бессознательное» Фромма). Показательна для неофрейдизма общая концепция межличностных отношений, которую развивает Салливан: в психике нет ничего, кроме отношений к другим лицам и объектам или смены межличностных ситуаций. Существование личности как таковой рассматривается как миф или иллюзия, а личность — лишь как сумма отношений между искажёнными или фантастическими образами («персонификациями»), возникающими в процессе социального общения.

Неофрейдизм не представляет собой единого целого. Если Салливан без остатка растворяет индивида в межличностной среде, то Хорни признаёт в человеке известную возможность самодвижения («стремление к самореализации»), Фромм порывает с позитивистскими установками, сохранившимися ещё у Хорни и Салливана, развивая социально-критическую антропологическую теорию и превращая Н. в теорию утопического «коммунитарного социализма». В работах М. Мид, Кардинера и др. неофрейдизм объединяется с культурной антропологией, нередко приводя к идеям культурного релятивизма, психологической несоизмеримости отдельных культур.

Проблемы психопатологии получили в неофрейдизме наибольшее развитие у Хорни. Рассматривая иррациональность невроза как отражение иррациональных аспектов общества, Хорни считает движущей силой невроза состояние «основного страха», порожденного враждебной средой. Как реакция на страх возникают различные защитные механизмы: рационализация, или преобразование невротического страха в рациональный страх перед внешней опасностью, всегда несоразмерно преувеличиваемой; подавление страха, при котором он замещается др. симптомами; «наркотизация» страха — прямая (с помощью алкоголя) или переносная в виде бурной внешней деятельности и т.п.; бегство от ситуаций, вызывающих страх. Эти средства защиты порождают четыре «великих невроза нашего времени»: невроз привязанности — поиски любви и одобрения любой ценой; невроз власти — погоня за властью, престижем и обладанием; невроз покорности (конформизм автомата) и, наконец, неврозоизоляция, или бегство от общества. Но эти иррациональные способы решения конфликтов лишь углубляют, по Хорни, самоотчуждение личности. Цель психотерапии неофрейдисты видят в выявлении дефектов в системе социальных связей пациента для лучшей адаптации его к существующему образу жизни.

Неофрейдизм оказал значительное влияние на работы так называемой чикагской группы психоаналитиков (Ф.Александер, Т.Френч и др.), а также на социологические исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Распространение психоанализа во всем мире как области теории, так и в терапевтической практике стало давно бесспорным и очевидным фактом. Если в области практики современный психоанализ в разнообразных формах и вариациях модифицирует разработанную Фрейдом модель лечения, то в области теории его концепция становиться сейчас предметом всеобщего внимания психологов, социологов, философов. Выводы, которые делаются из теории, далеко отходят от первоначальной доктрины.

Бесспорным является признание того обстоятельства,  что теория Зигмунда Фрейда внесла важный вклад   в понимании культуры индивида, его психического аппарата. В работе «Трудности психоанализа» (1921 год) Фрейд говорил о «трех революциях», нанесших сокрушительный  удар по нарциссическим представлением, которое имело человечество. Первая «революция» – революция Коперника,  доказавшего, что Земля, меньшая, чем Солнце, вращается вокруг последнего. Вторую «революцию», совершил Дарвин, доказав животное происхождение человека. Сам Фрейд как основатель науки о бессознательном считал себя ответственным за третью «революцию». Психологическая революция еще более, нежели революция космологическая, биологическая, релятивизировала образ человека (бывшей раннее стабильно определенным в культурно-философской традиции) и лишала его автономии. Учениками и последователями традиций фрейдизма вводиться понятие «психоаналитическая революция», которое по существу много шире первоначальных идей Фрейда, поскольку кроме анализа и изменения частных психических структур включает и реальные материальные изменения жизни общества, его основ психическими структурами.

Стимулом к разработке психологической концепции Зигмунда Фрейда послужили опыты И. Брейера и Шарко, которые разработали метод лечения неврозов, основанный на вскрытие бессознательных психических травм с помощью гипноза. Позже Фрейд отвергал гипноз. С тем, чтобы освободить пациента от груза негативных эмоций, надо было пробудить воспоминание.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как целое, т.е. с точки зрения холизма, так как была основана на клиническом методе. Из анализа теории следует, что Фрейд больше чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения изменения, происходящие изменения в поведении взрослого человека неглубинные и не затрагивают изменения структуры личности.

Считая, что ощущение и восприятие человеком окружающего мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего раздражителя. Мотивация человека, согласно Фрейду, основана на гомеостазе. И так как он считал, что поведение человека полностью детерминировано, то это дает возможность полностью исследовать его с помощью науки.

Сочинения 20-30-х годов носят итоговый характер. В этот период Фрейд, очевидно под влиянием внезапно пробудившегося интереса к философии, фактически сводит свое учение к вечной борьбе двух мировых сил – Эроса и Танатоса, т.е. влечения к жизни и к смерти, которое у него становиться тотальностью человеческой истории и культуры вообще.

При всем различии интерпретации теорий психоанализа учениками и последователями Фрейда следует констатировать, что речь у него постоянно идет о двух планах, уровнях бытия психики – индивидуальном бессознательном «человека толпы», подчиненном непроницаемым для него самого психическим механизмам, - и психологии масс, точнее – «массовой психики», общность интересов которой лишь камуфлирует более глубоко лежащие лечение. Возможности исследования массовой психики, коллективного бессознательного, открывающие перспективы сохранения принципов формирования, саморегуляции личности, включение ее в систему социокультурных отношений, «очищенных» психоанализом, вызывали невероятный оптимизм у учеников, последователей Зигмунда Фрейда и стимулировали индивидуальные направления их дальнейшего поиска. В 1911-1913 годах разногласия в психоаналитическом движении приводят Фрейда к разрыву с ближайшими его учениками А. Адлером, и К.Г. Юнгом.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.      Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М.: Просвещение, 1997

2.      Фрейд З. "Я и Оно". Хрестоматия по истории психологии. - М.: Просвещение, 1980.

3.      Фрейд З.  Психоанализ. Религия. Культура. – М.: АСТ, 1991.

4.      Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М.: Изд. “Институт практической психологии”, 1995.

5.      Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - С-Пб.: Валдос, 1997.

6.      Краткий психологический словарь. – М., 1985.

7.      Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. -  М.: Издательский центр «Академия», 1995.

 

 

 

9

 



Информация о работе Психоаналитическая теория 3игмунда Фрейда