Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:11, реферат
Психоаналитики пытаются открыть источник активности, обращаясь к прошлому, к вытесненным бессознательным впечатлениям и переживаниям ребенка, гуманистическая психология, чье развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу и др., основным фактором активности личности яаляется устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации).
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..
1. Понятие личности………………………………………
2. Индивид и личность…………………………………….
3. Виды и типы личности…………………………………
4. Три этики………………………………………………..
5. Свобода личности и её ответственность………………
6. Гуманистическая теория личности……………………
7. Психоаналитическая теория личности………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….. |
1. Понятие личности……………………………………… |
2. Индивид и личность……………………………………. |
3. Виды и типы личности………………………………… |
4. Три этики……………………………………………….. |
5. Свобода
личности и её ответственность… |
6. Гуманистическая
теория личности……………………
7. Психоаналитическая теория личности……………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………… |
Введение
Личность - человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.
Личность в психологии - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.
В философской энциклопедии,
личность это человеческий индивид
как продукт общественного
В педагогической энциклопедии, личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности.
Тугаринов В. П. пишет:
"Личность - это человек, обладающий
исторически обусловленной
Платонов придерживался теории структуры личности, которую называют трехчленной теорией или трехчленное понимание процесса отражения. Он идет через ленинскую теорию отражений. Есть отражаемое, отражающая система и отраженное. Отражаемое - это объективная реальность, отраженное это то, что мы потом имеем как картину, а вот отражающая система это то, что обрабатывает получаемую информацию и делает ее тем самым отражением. Она и есть личность.
На протяжении 20 века
в мировой психологии сложилось
3 основных направления, в контексте
которых были разработаны наиболее
значительные теории личности: гуманистическая,
глубинная или
Гуманистическая преимущественно американская теория, получившая в последние десятилетия широкое распространение на Западе, в понимании личности она, на первый взгляд, кажется противоположной психоаналитической психологии, однако их объединяет наличие одних и тех же характеристик.
Психоаналитики пытаются
открыть источник активности, обращаясь
к прошлому, к вытесненным бессознательным
впечатлениям и переживаниям ребенка,
гуманистическая психология, чье
развитие связано с трудами К.
Роджерса, А. Маслоу и др., основным фактором
активности личности яаляется устремленность
к будущему, к максимальной самореализации
(самоактуализации).
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
Понятие личности относится к
числу наиболее сложных в
На данный момент выделяют четыре теории личности:
Фрейд очертил следующую структуру личности:
а) “Ид” (“оно”) – бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.
б) “Эго” (“Я”) – это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.
в) “Суперэго” – осознание человеком норм и правил общества.
Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность – это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.
Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.
Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как “становление личности” из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.
Итак, проследим путь о рождения до формирования личности.
Первый этап – человек.
Можно сказать “родился человек”, подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделял определенных особенностей. Человек – это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.
Второй этап – индивид.
Индивид – это конкретный представитель человеческого рода (вопрос индивид и личность рассматривается в пункте 2).
Третий этап – индивидуальность.
Индивидуальность – это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).
И, наконец, четвертый этап – личность.
Личность – это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.
Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.
Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности (потребность и является социальным опытом):
ВИДЫ
И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
Выделяют физическую, социальную и духовную личности.
Физическая личность или физическое Я – это тело, или, телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый “предмет” для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности можно также отнести одежду, домашний очаг, произведения ручного и интеллектуального труда – украшения его быта, коллекции, письма, рукописи. По данным элементам можно много сказать о человека, о его увлечениях. Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которым он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель – наши притязания.
При увеличении числителя и уменьшении знаменателя, дробь будет возрастать. По этому поводу Т. Карлейль говорил: “Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих”.
И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “Я”, на котором все и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к определенным духовным ценностям и идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается путем образования или подражания даже лучшим примером.
Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Вместе с тем, болезни, тяжелые испытания, возраст и прочее могут изменить структуру личности, привести к своеобразному её “расщеплению” или деградации.
Также, выделяют несколько крупных социальных типов личности:
Первый тип – “деятели”. К ним относятся: рыболовы, охотники, ремесленники, воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, менеджеры и т.д. Для них главное – активное действие, изменение мира и других людей, а также самого себя. Они живут работой, находя в этом высшее удовлетворение, даже если её плоды и не столь заметны.
Второй тип – мыслители. Эти люди, по словам Пифагора, приходят в мир не для того чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления о мире, о его происхождении, о человеке, о личности, о свободе и т.д. требуют много сил и, в како-то мере, мужества. Поэтому судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего трагичны, т.к. “никакой пророк не принимается в своем Отечестве”.
Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как “трещина мира” (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов..