Психоаналитическая теория личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 15:11, реферат

Описание

Психоаналитики пытаются открыть источник активности, обращаясь к прошлому, к вытесненным бессознательным впечатлениям и переживаниям ребенка, гуманистическая психология, чье развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу и др., основным фактором активности личности яаляется устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..
1. Понятие личности………………………………………
2. Индивид и личность…………………………………….
3. Виды и типы личности…………………………………
4. Три этики………………………………………………..
5. Свобода личности и её ответственность………………
6. Гуманистическая теория личности……………………
7. Психоаналитическая теория личности………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………

Работа состоит из  1 файл

психология.doc

— 86.00 Кб (Скачать документ)

    Четвертый тип – гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы “вчувствуются” в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила – в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователей в истории и нашей действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков. 

    ТРИ ЭТИКИ.

    Существует  специальный раздел философии –  этика,  в рамках которой проблема добра и зла рассматривается в деталях. Этика на русский язык переводится как обычай, характер.

    Главными  концепциями в современной этике  являются этика добродетели, этика долга и этика ценностей.

    Основные  идеи этики добродетели разработал Аристотель. Под добродетелью понимаются такие качества личности, реализуя которые человек осуществляет добро.

    Имея  добродетель, порождая добро, считается, что человек является нравственным. Зло же связано со скудностью добродетелей.

    Согласно  Аристотелю, главные добродетели  следующие: мудрость, рассудительность,  мужество и справедливость.

    Знаменитый  английский математик и философ Б. Рассел предлагал свой список добродетелей: оптимизм, храбрость (умение отстаивать свои убеждения), интеллигентность. Новейшие авторы особенно часто указывают такие добродетели, как разумность, толерантность (терпимость к чужому мнению), коммуникабельность, справедливость, свободолюбие.

В противовес этике добродетелей Кант развил этику  долга. Он считал, что идеал добродетели, безусловно, может вести к добру, но он также может привести и к  злу – когда им распоряжается  тот, в чьих венах течет “холодная кровь злодея”. Это происходит потому, что в добродетелях добро нашло свое частное и относительное, но не полное выражение. Критериями добра оказываются моральные законы, такие как “Не убей”, “Не солги”, “Не используй человека как средство”, “Не укради”. “Важнейшей гарантией от злого поступка являются не добродетели, а имеющие всеобщий, универсальный, обязательный, формальный, априорный (опытное знание, придающее оформленный, всеобщий и необходимый характер) и моральные максимы”.

     

    СВОБОДА И ОТВЕТСВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ. 

    Свобода – это одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящая в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения.

    Выделяют  несколько моделей взаимоотношений  личности и общества по поводу свободы  и её атрибутов.

    Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Но это очень сложный и опасный путь, он чреват тем, что человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в ещё худшее рабство.

    Во-вторых, это бегство от мира, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, когда человек бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой “мир”, чтобы там обрести способ свободной самореализации.

    В-третьих, человек адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме. 

     Гуманистическая теория личности 

     Преимущественно американская гуманистическая психология, получившая в последние десятилетия  широкое распространение на Западе, в понимании личности и ее активности на первый взгляд кажется чем-то противоположным психоаналитическому направлению. Однако, как это далее станет очевидным, они смыкаются в своих основных характеристиках.

     В отличие от психоаналитиков, которые, пытаясь открыть источник активности, обращаются к прошлому, к вытесненным в бессознательное впечатлениям и переживания ребенка, гуманистическая психология, чье развитие связано c трудами К.Роджерса, А.Маслоу, Г.Олпорта и др., главным фактором активности личности считает устремленность к 6удущему, к максимальной самореализации (самоактуализации).

     В понимании гуманистической теории личности, природа человека, в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Человек свободен и ответственен за принятие своих решений. Человек - активное существо, ориентированный на отдаленные цели, способный вести себя к ним. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей гуманистической теории является феноменологический и холистический подходы.

     Согласно  первому, основой личности выступает  психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.

     В развитии личности, согласно гуманистической  теории, значимым являются отношение  к человеку значимых людей, прежде всего  родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности.

     Согласно  гуманистической теории Роджерса, существует два противоположных типа: "полноценнофункционирующая  личность" и "неприспособленная  личность".

     1. Признание того, что человек стремится  к самоактуализации, то есть, как  желание человека стать тем,  кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих способностей и талантов. Самоактуализация человека невозможна без поэтапного удовлетворения потребностей от низших к высшим.

     Выделяются: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности в самоуважении, потребности в самоактуализации.

     2. Признание приоритета творческой  стороны в человеке, которая присутствует  в каждом из нас от рождения.

     3. Концентрация внимания на особенностях здорового человека. Изучение здоровых людей в психологическом плане для создания универсальной науки психологии.

     4. Внимание к настоящему опыту.  Признание влияния прогнозов  на поведение человека.

     Кроме того, возникновение дискомфорта, тревоги, невротических реакций связано с рассогласованием между представлением человека о самом себе и текущими переживаниями. Как правило, такое несоответствие вызвано условным принятием со стороны близких в детские годы.

     Основной  подход терапии - клиентцентрированный подход. Клиент обладает способностью к самонаправленному изменению личности. Ввиду этого, применяются менее директивные методики отражения и пояснения.  
 

     Психоаналитическая  теория личности 

     Уже в начале века венский психиатр и  психолог З.Фрейд предложил свою трактовку личности человека, оказавшую огромное влияние не только на психологическую науку и психотерапевтическую практику, но и в целом на культуру во всем мире.

     Дискуссии, связанные с анализом и оценкой  фрейдовских идей, длились не одно десятилетие. Согласно взглядам Фрейда, разделяемым значительным числом его последователей, активность человека зависит от инстинктивных побуждений, прежде всего полового инстинкта и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно, как в животном мире, общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты, или влечения, «цензуре», что вынуждает человека подавлять, тормозить их.

     В сфере бессознательного инстинктивные  влечения объединяются в зависимости от своего происхождения в различные комплексы, которые и являются, по утверждению Фрейда, истинной причиной активности личности. Соответственно одной из задач психологии признается выявление бессознательных комплексов и содействие осознанию их, что ведет к преодолению внутренних конфликтов личности (метод психоанализа). К числу таких побуждающих причин, например, относили эдипов комплекс.

     Суть  его в том, что в раннем детстве  у каждого ребенка, как предполагается, возникает драматическая ситуация, которая напоминает конфликт, составляющий основное содержание трагедии древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип»: по неведению кровосмесительная любовь сына к матери и убийство отца.

     К.Хорни  связывает основную мотивацию поведения  человека с «чувством коренной тревоги» - беспокойством, объясняя егозпечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром. «Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется его поведение.

     Природа человеческих затруднений связана  с разрешением основного конфликта  между Я и Сверх-Я, то есть требованиями личности и требованиями социума, который  порождает тревогу. Что бы справиться с тревогой человек включает психологические защиты. Однако такое включение приводит порой к неполному развитию личности. Человек являет собой не то что он есть на самом деле. А то, каким он должен быть для окружающих (как правило те жесткие образцы поведения, которые закладывались в раннем детстве).

 

    

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Возможно, каждый философ понимает личность по-своему, но все они сходятся в одном. Личность – это сформировавшийся человек, который имеет свою жизнь, свои убеждения, свои взгляды, свой индивидуальный характер , свои принципы и т.д.

    Хотелось  бы привести несколько примеров высказываний различных философов о личности.

    Епископ Августин Блаженный (354 – 430), оказавший  сильное внимание на средневековую  философию решает две важнейшие проблемы: динамику личности и динамику общечеловеческой истории. Его работа “Исповедь” – исследование самосознания  личности, её психологических состояний. Он описывает внутренний мир личности с младенческих лет и до утверждения человека как христианина. Ему претит всякое насилие над личностью: о насилия в школе над ребенком до государственного насилия. Августин выдвигает проблему свободы личности. Он считал, что субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него  Бог. А бытие Бога можно вывести из самосознания человека, из самодостоверности человеческого мышления. Августин показал роль самосознания для личности. Ведь Я – это закрытое, интимное существо, которое отделяется от внешнего мира и даже “закрывается” от него.

    Заслушивают внимания социально-философские воззрения  Фомы Аквинского, которого считают создателем католической теологии и систематизатором схоластики. Он утверждал, что личность – это “самое благородное во всей разумной природе” явление. Она характеризуется интеллектом, чувством и волей. Интеллект обладает превосходством над волей. Однако познание Бога он ставит ниже, чем любовь к нему, т.е. чувства могут превосходить разум, если они относятся не к обычным вещам, а к Богу.

    Важная  часть творчества А.И. Герцена – тема личности. Ценность любой личности заключена в разумном и нравственно-свободном “деянии”, в котором человек достигает своего действительного существования. Но личность не только венец природы, но и “вершина исторического мира”. Существует взаимодействие между личностью и социальной средой: личность создается средой и событиями, но последствия несут на себе её отпечаток.

    В центре социально-философской концепции  Михайловского находится идея личности, развитие и целостность которой  является мерилом, целью и идеалом исторического прогресса. Для него личность является “мерой всех вещей”, поэтому отчуждение личности превращающее нё в придаток общества необходимо должно быть преодолены.

Информация о работе Психоаналитическая теория личности